Полит. воззрения евр. мыс-лей XIX - XXв.

А.Токвиль «Труд о демократии в Америке». Либерализм – полит. теория, кот. оформилась в нач 19в. Глав. в общ-ве считает личную, гражд. свободу и свободу частной соб-ти. Ее рез-т - развитие каждого гражданина и общ-ва в целом. Самое свободное общ-во – США, где сущ-ет формал. полит. и правовое рав-во граждан, а целью гос-ва явл-ся защита этого рав-ва: суд. ветвь власти стала одной из важнейших полит. сил, т.к. источником власти явл-ся закон. Недостатки: незащищенность не правящего больш-ва, бюрократизм, взяточничество, огромные траты на содержание гос. аппарата.

О.Конт «Новая полит. фил-я». В основе развития общ-ва лежит прогресс чел-ого разума. От полит. сознания зависит форма гос-ва и степень его демократичности. Первое в истории гос-во было военным, главная его цель была грабеж. Вторая – переходная, третья – пром-ная. Главной ф-цией гос-ва становится орг-но–хоз., т.е. обеспечение рав-ва общ-ва. Для выполнения этой ф-ции гос-во должно поддерживать мир м/д классами. Соц. развитие неизбежно, оно зависит от прир. способностей чел-ка, но гос-во может создать и соц. гармоническое общ-во, если будет рук-ся не силой, а нравственностью и будет учитывать интересы всех групп.

Г.Спенсер. Гармони-я теория общ-ва. Глав. в общ-ве - полит. и правовая идеология, кот. опр-ют всю общ. жизнь и поведение людей. Создал учение о естеств. справ-ти. Чел-к получает неотчуждаемое право на свободу, кот. должно охраняться гос-вом. Чел-к свободен делать все, если при этом не нарушает свободы др. чел-ка – «закон равной свободы». Требовать - права на жизнь, на им-во, на свободу слова, вероисповедания,… У чел-ка не д/б частной соб-ти на землю, т.к. она принадлежит всем, ей можно только пользоваться.

К.Маркс. гос-во возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общ-ва на антагонистические классы. Когда не будет частной соб-ти и классовых антагонизмов, необх-ть в гос-ве отпадет. Признаки гос-ва: публичная власть, тер-ное объединение населения, налоги. Сущность гос-ва – превращение экон-ки господ-щих классов с пом. аппарата насилия.

М.Вебер «Соц-ия власти». Предмет - отношения, в кот. один соц. субъект проявляет свою волю в отношении другого, кот. ему подчиняется, потому, что верит в легитимность власти.

1. рациональный – осн-ся на вере в законность сущ-щего порядка и законное право властвующих отдавать приказания.

2. традиционный – основан на традиции и вере в право на власть тех, кто получил ее по традиции.

3. харизматический – основан на вере в выдающиеся кач-ва тех, кто имеет власть.

Глав. полит. конфликт м/д интересами разл. группировок правящих классов, а именно полит. партиями и бюрокр. аппаратом. Из борьбы победителями всегда выходят чиновники, т.к. у них есть гос. ср-ва принуждения. Бюрократия всесильна. Будущее за диктатурой чиновников.

12.Русская полит. мысль XIX- нач. XX вв. Сперанский. Лучшая форма гос-ва для России- конституц. монархия. В своих работах он обосновал принципы конституц. монархии и ее осн. устои – законность в формировании и деят-ти гос. органов и о народном представительстве в них, главным образом в Гос. Думе. 3 ветви власти идут от Бога. Сперанский обосновал необходимость расширения гражданских и полит. прав граждан.

Декабристы предложили 2 программы преобразования России. Пестель «Новая русская правда». Россия должна стать демократ. республикой с разделением властей:

- Отменить крепостную зависимость, т.к. люди от природы равны.

- все кре-не должны получить право на землю

- право на труд, личную неприкосновенность, на им-во

- свободу вероисповедания, печати, слова, а также всеобщее равное избирательное право.

Муравьев «Конституция». Целью революции явл-ся установление конституц. монархии. Начать нужно с ликвидации крепостного права.

Наследниками декабристов стали западники – демократы-разночинцы. Они были уверены, что Россия должна развиваться по зап-европ пути, т.е. ч/з революцию. Гос-во должно стать демократ. республикой, т.к. только народ сможет осущ-ть переход России к социализму. Народ нужно просвещать, т.е. объяснять ему его же интересы. Так возникло народничество, т.е. движение за свержение самодержавия и переход к социализму. Из народничества возник анархизм, кот. отрицал необходимость гос-ва как института насилия.

Русский либерализм начался со Спиранского, продолжился славяновилами, и закончился Чечереным и Ильиным. Они считали, что рос. Гос-во д/б правовым (власть ограничена законом). Закон должен гарантировать гражданам права и свободу, но должен и заставлять их подчиняться общ-ным интересам. Этим условиям соотв-ет конституц. монархия. Чел-к имеет свободы: внеш. и внут. Внешняя – отсутствие насилия из вне, а внут.– свобода мыслей и слова. Гос-во должно даровать людям обе свободы. Но и само оно явл-ся рез-том свободы народа. Гос-во такое, каким его хочет видеть народ. Для России лучшая форма гос-ва – монархия, что доказано ее историей.

Наши рекомендации