THE QUESTIONNAIRY "SOVEREIGNTY OF THE PSYCHOLOGICAL SPACE" THE NEW INVENTORY OF THE DIAGNOSTICS OF THE PERSONALITY

S. K. Nartova-Bochaver

Cand. sci. (psychology), docent, Moscow State Pedagogic University, Moscow

The new personal questionnaire "Sovereignty of the psychological space" (SPS) is described and proposed for using. It has eighty points and six scales: a Sovereignty of a body, a territory, different things (objects), social connections, habits and values. The test is addressed to researchers and psychotherapists and it can be used for diagnostics of personal borders integrity in adolescents and adults. Psychometric characteristics (validity, reliability) are presented, a standardization of the test has realized.

Key words: psychological space, questionnaire, deprivation, validity, reliability, standardization.

стр. 89

Методы и методики. РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ Р. СИЛЬВЕР ДЛЯ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

Автор: А. И. КОПЫТИН

Г.

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Проведена межкультурная адаптация рисуночного теста Сильвер. Определены нормативные показатели для разных возрастных групп. Показаны надежность и валидность теста, возможность его применения для оценки когнитивно-интеллектуальных факторов креативности и выявления детей и подростков с повышенной враждебностью и агрессивностью.

Ключевые слова: арт-терапия, межкультурная адаптация, надежность, валидность, креативность, эмоциональные нарушения, агрессивность, враждебность.

Развитие арт-терапии как лечебно-коррекционного, развивающего и психопрофилактического подхода, основанного на изобразительном творчестве, привело к появлению новых графических методов. Некоторые из них зарекомендовали себя в качестве ценных инструментов психодиагностики. К таковым можно, в частности, отнести диагностическую оценочную процедуру Э. Крамер [8], личностную оценочную процедуру Э. Ульман [19], тест рисования человека, срывающего яблоко с дерева, используемый в сочетании с арт-терапевтическими шкалами формальных элементов [7], а также несколько тестов, разработанных американским арт-терапевтом Р. Сильвер - рисуночный тест Сильвер [3, 14], тест "Нарисуй историю" [2, 12, 13] и др. За последние несколько лет два из трех тестов Р. Сильвер - рисуночный тест Сильвер (далее - РТС) и тест "Нарисуй историю" были переведены на русский язык и стали применяться в нашей стране. Проводится работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей.

РТС имеет комплексный характер и применяется для оценки образа "я" когнитивной и эмоциональной сфер испытуемых. Как отмечает Р. Сильвер, "тест позволяет решать четыре задачи: "обходить" язык в оценке способности решать познавательные задачи; обеспечивать большую точность в оценке когнитивных способностей и недостатков, которые могут остаться незамеченными в вербальных тестах; облегчить раннюю идентификацию подверженных депрессии детей и подростков и предоставить препост тест для оценки динамики когнитивного развития и эффективности образовательных и терапевтических программ" [3, с. 9]. В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений. Стимульные изображения вызывают ответные визуально-графические реакции, направленные на решение познавательных задач и передачу представлений.

Кроме того, РТС может применяться для оценки творческого потенциала. Р. Сильвер пишет, что "задание на воображение измеряет концептуальные и творческие способности и эмоциональное содержание рисунков испытуемого" [3, с. 18]. В РТС концептуальные и творческие способности определяются путем изучения способности испытуемого выбирать, комбинировать и представлять.

Используя данные критерии в оценке творческого потенциала, Р. Сильвер исходила из известных представлений о том, что творческое мышление прежде всего высокооригинально и дивергентно и связано со способностью к установлению необычных связей между явлениями, а также способностью "играть" с идеями и понятиями [17,18].

Одно из назначений РТС - диагностика эмоциональных нарушений, в частности депрессии. Р. Сильвер отмечает, что "выполнение задания на воображение может обеспечить доступ к фантазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подростков с эмоциональными нарушениями" [3, с. 24]. Диагностика эмоциональных нарушений с использованием задания на воображение РТС основана на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием.

В 1980 - 90-е гг. Р. Сильвер и ее коллеги провели обширную работу по доказательству надежности и валидности РТС [3, 16]. В частности изучались корреляции между показателями РТС и

стр. 90

оценками, полученными при использовании традиционных тестов интеллекта и достижений. Оценивались также изменения показателей РТС с возрастом и сравнивались результаты первичного и повторного тестирований на фоне развивающих арт-терапевтических программ.

Межкультурные исследования с использованием РТС, проведенные в Бразилии [1], выявили значительные отличия показателей объективных субтестов РТС в большинстве возрастных групп от соответствующих "американских показателей", несмотря на то, что бразильские авторы, как и Р. Сильвер, указывали на общий рост результатов выполнения всех заданий теста с возрастом и уровнем образования.

В 1980 - 1990-е гг. в США неоднократно проверялась валидность теста "Нарисуй историю" [11, 12, 13], построенного на основе задания на воображение. Были проведены три серии исследований, показавших значительно более частую встречаемость рисунков с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемых в 1 балл) у депрессивных пациентов, причем различия между депрессивными и недепрессивными испытуемыми были более выраженными среди детей и подростков, чем взрослых.

В настоящее время в США продолжаются исследования по проверке способности РТС и теста "Нарисуй историю" определять различные эмоциональные нарушения у детей и подростков, в том числе подростковую агрессивность и враждебность, что может иметь большую практическую ценность. Однако данные, подтверждающие способность РТС диагностировать такие нарушения, до сих пор не опубликованы.

Вызывает также сожаление тот факт, что, несмотря на заявление Р. Сильвер о возможности применения РТС для оценки творческих способностей, исследование корреляций между РТС и тестами креативности до настоящего времени не проводилось.

С 1999 г. автор данной статьи и группа специалистов из разных регионов Российской Федерации (по согласованию с Р. Сильвер) проводили работу по межкультурной адаптации РТС. Данная работа включала: рестандартизацию РТС с определением нормативных показателей когнитивного развития в разных возрастных группах и их сравнением с соответствующими "американскими показателями"; дополнительное изучение надежности теста путем проверки показателей разных субтестов на однородность; исследование способности РТС (в частности, его задания на воображение) оценивать творческий потенциал; изучение способности РТС диагностировать эмоциональные нарушения.

Исследование способности РТС определять творческий потенциал предполагало проверку корреляций между результатами задания на воображение и тестов креативности Ф. Вильямса и Е. Торренса. Изучение же способности РТС диагностировать эмоциональные расстройства планировалось путем сопоставления результатов теста в контрольной группе здоровых испытуемых и в группе детей и подростков с эмоциональными и поведенческими нарушениями (делинквентными детьми и подростками с повышенной агрессивностью и враждебностью).

МЕТОДИКА

Методика. РТС включает три субтеста: задания на прогнозирование, рисование с натуры и воображение. Задания на прогнозирование направлено на то, чтобы оценить представление испытуемых о горизонтальности, вертикальности и последовательном порядке. Испытуемых просят обозначить уровень жидкости в серии стаканов по мере ее убывания; уровень воды в наклоненной бутыли; а также нарисовать на склоне горы домик. Результаты выполнения трех пунктов данного задания оцениваются по пятибалльной шкале.

Цель задания на рисование с натуры состоит в том, чтобы определить, в какой мере испытуемые способны оценивать пространственные отношения между предметами по высоте, ширине и глубине. При выполнении данного задания испытуемым предлагается посмотреть на расположенные перед ними несколько отличающихся по высоте и ширине цилиндров и камень, а затем нарисовать то, что они видят.

Задание на воображение включает в себя когнитивный и эмоциональный аспекты оценки. Когнитивный аспект предназначен для оценки выбора и комбинирования визуальных стимулов и создания на их основе истории. Респондентов просят выбрать два из 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что между ними могло бы произойти, затем изобразить происходящее между выбранными персонажами или предметами. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисовать любые новые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисунок, испытуемые должны назвать его и написать историю.

Эмоциональный аспект оценки в задании на воображение предполагает использование двух оценочных шкал - Шкалы эмоционального содержания рисунка и Шкалы оценки образа "Я". При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смер-

стр. 91

тельной опасности персонажей; изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей; рисунки, отражающие напряженные или неприятные отношения между персонажами) - в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) - в 3 балла; с умеренно положительным содержанием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые; изображение дружественных или приятных отношений) - в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей, отношений любви и заботы) - в 5 баллов.

Шкала оценки образа Я также позволяет делить на пять категорий с соответствующими баллами от 1 до 5.

Для исследования способности РТС определять творческий потенциал мы сравнивали результаты его задания на воображение со следующими тестами:

* набор креативных тестов Ф. Вильямса [6, 20]

* образная батарея теста Е. Торренса [5].

Набор креативных тестов Ф. Вильямса (Creativity Assessment Packet) был выбран в связи с тем, что он рассчитан на широкий возрастной диапазон детей и подростков и не требует большого времени для проведения и обработки данных. Учитывалось, что на сегодняшний день определены национальные нормы этих тестов, и что они позволяют оценивать креативность как совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческим проявлениям. Как известно, набор креативных тестов Вильямса состоит из трех частей. Первая - тест дивергентного мышления (ТДМ) - предполагает завершение испытуемыми 12 предлагаемых их вниманию рисунков. Он предназначен для измерения когнитивной составляющей, связанной с креативностью.

Вторая часть - тест творческих характеристик личности (ТТХЛ), состоящий из 50 утверждений. Опросник направлен на самооценку испытуемыми тех качеств личности, которые тесно связаны с креативностью, и позволяет определить, насколько любознательным, наделенным воображением, умеющим разбираться в сложных идеях и идти на риск считает себя испытуемый.

Третья часть батареи тестов представляет собой оценочную шкалу для учителей и родителей, позволяющую определить экспертное мнение (экспертами выступают учителя и родители) о креативных проявлениях ребенка. Поскольку наши испытуемые были социальными и физическими сиротами, экспертами выступали педагоги детского дома. Данная оценочная шкала показывает, на каком уровне, по мнению экспертов, находятся творческие способности ребенка.

Образная батарея теста Торренса в нашем исследовании включала субтесты "Незаконченные фигуры" и "Повторяющиеся линии".

При изучении способности РТС диагностировать эмоциональные нарушения, наряду с заданием на воображение, применялся вопросник для оценки агрессивности и враждебности Басса-Дарки, включающий 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Он рассчитан на определение степени выраженности разных типов психологических реакций, связанных с проявлением агрессивности и враждебности, включая физическую, вербальную и косвенную агрессию, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность и чувство вины. В результате обработки ответов испытуемых выставлялись два индекса - агрессивности и враждебности. Их сравнение с показателями нормальной агрессивности и враждебности позволяло определить, в какой степени уровень агрессивности и враждебности у испытуемого отклоняется от допустимого.

В данном исследовании учитывались также экспертные оценки врачей-психиатров, подтверждающие наличие у обследуемых делинквентности с агрессивными проявлениями.

Объект исследования. Определение нормативных показателей когнитивного развития в разных возрастных группах проводилось на репрезентативной выборке из 702 детей и взрослых из разных регионов Российской Федерации и Эстонии. Для большей репрезентативности группы в нее включались испытуемые как из крупных городов (Санкт-Петербург, Уфа, Чебоксары, Таллинн, Новокузнецк, Екатеринбург), так и сравнительно небольших населенных пунктов и поселков Ленинградской, Московской и Новгородской областей.

Выборку детей и подростков составили испытуемые, посещающие детский сад, а также учащиеся общеобразовательных школ и коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми нарушениями. Результаты тестирования учащихся коррекционной школы в нормативные показатели не включались и подсчитывались отдельно. То же самое относится и к результатам тестирования детей и подростков из Таллина. Дети и подростки распределялись по полу примерно поровну (280 испытуемых женского и 254 - мужского пола).

Группу взрослых составили 58 лиц мужского и женского пола от 19 до 48 лет. Средний возраст составил 30.79 лет, из них 36 женщин и 22 мужчи-

стр. 92

Таблица 1. Нормативные показатели по отдельным заданиям РТС и общие оценки для испытуемых разных возрастов, входящих в общую репрезентативную выборку

Возраст Количество Задание на прогнозирование Задание на рисование с натуры Задание на воображение Общая оценка
    M (m) M (m) M (m) M (m)
5 - 6 6, 67 (1,56) 7, 67 (2,02) 6,42(1,51) 20,5 (2,58)
6 - 7 8, 58 (1, 82) 8, 29 (2,23) 6,84(1,39) 23,77 (4,16)
7 - 8 9, 17 (1, 89) 9,87(1,41) 7,94(1,14) 27,17 (3, 05)
8 - 9 10, 14 (2,4) 10,49(1,89) 8,11(1,34) 28,78 (3,72)
9 - 10 10,0 (2, 89) 11,09(1,58) 7,62(1,39) 30,05 (4,19)
10 - 11 10,83(1,69) 13,61(1,61) 8,61 (2,57) 32, 89 (3,18)
11 - 12 12,68 (2,16) 11,85(3,06) 8,21(1,9) 32, 62 (5,14)
12 - 13 13,21(1,76) 13,91(1,52) 9,29 (2,68) 36, 38 (3, 85)
13 - 14 12, 63 (2,13) 14,33(1,1) 9, 88 (2,76) 36, 78 (4,07)
14 - 15 13,37(1,77) 14,17(1,42) 10,14 (2, 35) 37, 66 (3, 77)
15 - 17 12,72(1,86) 14, 36 (0,95) 9,96 (2,39) 37,04 (3,96)
17 - 19 13, 65 (1,23) 14,13 (1,49) 10, 35 (2,19) 38,13 (3,55)
Взрослые 13,95(1,36) 14, 89 (0, 34) 12,15 (1, 86) 40, 98 (2,4)

ны. Группа взрослых испытуемых состояла в основном из лиц с высшим (38 человек) и средним (20 человек) образованием, проживающих в разных регионах Российской Федерации.

При исследовании способности РТС определять творческий потенциал в качестве испытуемых выступали дети и подростки детского дома пос. Молодцово Ленинградской области. Всего было обследовано 25 человек в возрасте от 9 до 16 лет, из них 14 мальчиков и 11 девочек.

При исследовании способности РТС диагностировать эмоциональные нарушения испытуемыми выступали 27 детей и подростков в возрасте от 10 до 14 лет, находящихся на лечении в психиатрической больнице пос. Дружноселье Ленинградской области, - 6 девочек и 21 мальчик. Подавляющее большинство из них имели диагноз - социальное расстройство поведения, многие являлись воспитанниками детских домов. Их агрессивность и враждебность проявлялась в сквернословии, вспыльчивости, драчливости. Они грубили взрослым, обижали младших, на замечания воспитателей и педагогов реагировали аффектом. В анамнезе у некоторых из них имелись суицидные попытки (делали на руках порезы, пытались душиться полотенцем), многие были склонны к бродяжничеству, курению, алкоголизации, приему токсических веществ или наркотиков. В период обследования большинство получали медикаментозное лечение. В качестве контрольной группы выступали дети и подростки из детского дома поселка Молодцово Ленинградской области, принимавшие участие в исследовании по проверке конструктной валидности РТС.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Определение нормативных показателей РТС по оценке когнитивного развития. Нормативные показатели для испытуемых разных возрастов, полученные в результате обработки данных тестирования детей, подростков и взрослых из разных регионов Российской Федерации, представлены в табл. 1.

В целом можно отметить повышение показателей выполнения отдельных видов заданий и общих оценок РТС по мере увеличения возраста испытуемых, отражающее развитие их невербального, пространственного мышления. В то же время рост показателей был неравномерным: наиболее значителен он в дошкольном возрасте и в младших классах шкалы. Начиная с 12 - 13 лет рост балльных оценок был более медленным. Некоторое снижение показателей (наиболее явное в заданиях на рисование с натуры и на воображение) наблюдалось у испытуемых 17 - 18 лет. В группе взрослых показатели выполнения всех видов заданий и общие оценки максимальны. Тенденция к снижению показателей теста была также отмечена в американских исследованиях [14], но отсутствовала в бразильских [1]. Сравнение нормативных показателей для испытуемых разных возрастов, входящих в общую репрезентативную группу жителей Российской Федерации, с аналогичными американскими показателями позволяет констатировать более высокие показатели успешности выполнения теста российскими детьми и подростками, причем это было характерно для большинства возрастных групп. Показатели же выполнения отдельных заданий теста и общие оценки в группе взрослых россиян совпа-

стр. 93

Таблица 2. Корреляции между результатами выполнения отдельных пунктов и общей оценкой РТС

Пункты заданий Пп Пг Пв Нпл Нвн Нбу Вв Вк Вп
Коэффициент корреляции 0.35 0.75 0.6 0.77 0.69 0.75 0.63 0.77 0.68

-----

Примечание: Пп - задание на прогнозирование, определение последовательности; Пг - задание на прогнозирование, определение горизонтальности; Пв - задание на прогнозирование, определение вертикальности; Нпл - задание на рисование с натуры, отношения право-лево; Нвн - задание на рисование с натуры, отношения верх-низ; Нбу - задание на рисование с натуры, отношения близость-удаленность; Вв - задание на воображение, выбор; Вк - задание на воображение, комбинирование; Вп - задание на воображение, представление истории.

Таблица 3. Коэффициенты линейной корреляции между показателями РТС и тестов креативности Вильямса и Торренса

  Тест дивергентного мышления Тест творческих характеристик личности Оценочная шкала (родители) Оценочная шкала (учителя) Тест Торренса
Рисуночный тест Сильвер 0.51 0.04 0.35 0.29 0.35

дали с соответствующими показателями у взрослых американцев.

Дифференцированное сравнение показателей выполнения отдельных заданий российскими и американскими детьми и подростками позволяет констатировать: российские дети и подростки, как правило, более успешно справляются с заданиями на прогнозирование и рисование с натуры, в то время как американцы успешнее - с заданием на воображение.

Дополнительное изучение надежности РТС путем проверки показателей разных субтестов на однородность. Как следует из табл. 2, коэффициенты корреляции между результатами отдельных пунктов разных заданий и общей оценкой РТС у 702 испытуемых колебались в диапазоне от 0.35 до 0.77. Коэффициенты же корреляции между отдельными субтестами колебались от 0, 48 до 0,67 (табл. 3). Все это доказывает, что показатели каждого субтеста положительно влияют на его общую оценку и является дополнительным подтверждением надежности теста.

Результаты исследования по проверке способности РТС определять творческий потенциал. Коэффициенты линейной корреляции между показателями РТС и тестов креативности Вильямса и Торренса, а также факторные нагрузки показателей тестов, полученные методом главных компонент с варимакс-ротацией, приведены в табл. 3 и 4.

Как видно на табл. 3, корреляции между показателями РТС и большинством тестов креативности (за исключением теста творческих характеристик личности) были слабыми то корреляции средней силы были между РТС и тестом дивергентного мышления.

Расчет факторных нагрузок показателей тестов методом главных

Таблица 4. Факторные нагрузки показателей тестов

Тесты и шкалы: Фактор 1 Фактор 2
рисуночный тест Сильвер 0.765 0.027
тест дивергентного мышления 0.764 0.058
тест творческих характеристик личности -0.179 0.857
оценочная шкала (родители) 0.529 0.589
оценочная шкала (учителя) 0.491 0.680
тест Торренса 0.738 0.186
% общей дисперсии 0.378 0.264

компонент с варимакс-ротацией позволил выявить наличие двух факторов. Наибольший вес в первом факторе имели РТС, ТДМ и тест Торренса, и несколько меньший - оценочные шкалы для учителей и родителей. Наибольший вес во втором факторе имел тест творческих характеристик личности, и несколько меньший - оценочные шкалы для учителей и родителей.

Для того чтобы оценить содержание факторов, мы учли измеряемые тестами характеристики: ТДМ измеряет четыре когнитивно-интеллектуальные творческие характеристики - беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, а также способность к словарному синтезу; ТТХЛ измеряет четыре личностно-индивидуальные творческие характеристики - сложности, любознательности, воображения и способности идти на риск, а оценочная шкала Вильямса для родителей и учителей - все восемь творческих факторов. Исходя из этого можно полагать, что первый полученный в наших расчетах фактор в большей мере отражает когнитивную составляющую творческих способностей, в то время как второй фактор - их личностную составляющую. Поскольку РТС во втором факторе представлен очень слабо, можно заключить, что он скорее измеряет когнитивно-интеллектуальную составляющую творческих способностей, нежели личностную.

Для более углубленной оценки конструктной валидности РТС были дополнительно рассчитаны коэффициенты линейной корреляции РТС с

стр. 94

различными когнитивно-интеллектуальными и личностными характеристиками креативности, измеряемыми тестами Вильямса и Торренса, такими, как беглость, оригинальность, гибкость, разработанность, любознательность, воображение, сложность и способность идти на риск.

Корреляции средней силы существуют между РТС и следующими креативными характеристиками, измеряемыми тестами Вильямса и Торренса: показателями разработанности в тесте дивергентного мышления (по тесту Вильямса), показателями гибкости и оригинальности (по опроснику для учителей), а также показателем любознательности (по опроснику для родителей). Коэффициент корреляции РТС с суммарной оценкой теста Торренса приближался к статистически значимому.

Все измеряемые тестами Вильямса и Торренса показатели, имевшие статистически значимую связь с РТС, за исключением показателя любознательности в опроснике для родителей, относятся к когнитивно-интеллектуальным творческим факторам. Обращает на себя внимание отрицательная корреляция между РТС и измеряемыми ОТХЛ личностными характеристиками креативности. Кроме того, отрицательная корреляция имеется между РТС и показателем любознательности в опроснике для учителей и показателем беглости в опроснике для родителей. Все это дополнительно подтверждает, что РТС измеряет главным образом когнитивно-интеллектуальные показатели креативности.

Результаты исследования по проверке способности РТС диагностировать эмоциональные нарушения. Применение вопросника Басса-Дарки показало, что в экспериментальной группе индекс агрессивности превышал нормально допустимый предел у семи из 27 испытуемых, а индекс враждебности оказался повышенным у 20 из 27-ми. Хотя превышение нормально допустимого уровня индекса агрессивности в этой группе было далеко не у всех испытуемых, оно все же наблюдалось чаще, чем в контрольной группе, где данный индекс был повышен лишь у одного человека. Что же касается показателей индекса враждебности, то в экспериментальной группе они заметно превышали соответствующие показатели контрольной, где данный индекс был повышен у девяти испытуемых.

Есть основания считать, что, находясь в условиях психиатрической больницы, многие испытуемые не вполне искренне отвечали на вопросы теста, опасаясь увеличения сроков лечения. Мы обратили внимание также на то, что на вопрос как они чувствуют себя в момент тестирования? указанный на бланке для рисования все испытуемые из экспериментальной группы, за исключением одного, ответили, что чувствуют себя

Таблица 5. Средние величины и стандартные отклонения показателей шкалы эмоционального содержания и образа "я" в экспериментальной и контрольной группах

Группы: Эмоциональное одержание Образ "Я"
M m M m
экспериментальная (N = 27) 1.87 0.92 2.04 1.107
контрольная (N = 25) 2.56 0.82 2.56 0.82

"нормально" (12 человек) или даже "счастливыми" (14 человек). В этом, на наш взгляд, вновь могло проявляться стремление испытуемых скрыть свои подлинные чувства. Средние величины и стандартные отклонения показателей шкалы эмоционального содержания рисунков и шкалы оценки образа "я" в экспериментальной и контрольной группах приводятся в табл. 5.

Сопоставление средних показателей шкалы эмоционального содержания рисунков показало наличие достоверных различий (p < 0.01) между группами. Различия были достоверны и при сравнении средних показателей по шкале оценки образа "Я" (p < 0.01). Средние показатели по обеим шкалам были более высоки в контрольной группе.

Для большей наглядности различий были построены гистограммы распределения балльных оценок по двум шкалам в обеих группах. Сравнение гистограмм распределения оценок по шкале эмоционального содержания рисунков в экспериментальной и контрольной группах позволяет констатировать, что преобладающими оценками по шкалам эмоционального содержания и образа "Я" в экспериментальной группе являются оценки 1 и 2 балла, причем первые превалируют над вторыми. В контрольной же группе наиболее частыми по этим шкалам являются оценки 2 и 3 балла, при этом вторые преобладают над первыми.

Хотя оценки 2 балла по обеим шкалам встречаются в экспериментальной и контрольной группах примерно с одинаковой частотой, оценки 3 балла выставлялись в экспериментальной группе в два раза реже, чем в контрольной. Оценки же 1 балл по обеим шкалам выставлялись в экспериментальной группе в шесть (!) раз чаще, чем в контрольной.

Хотя все эти различия достаточно значимы, есть основания предполагать, что их выраженность еще увеличилась бы, если контрольную группу составили не воспитанники детского дома, а дети и подростки, живущие в семьях и не имеющие эмоциональных и поведенческих расстройств.

В нашем исследовании деструктивные отношения между персонажами и проявления агрессии встречались в рисунках делинквентных детей и подростков значительно чаще, чем у неделинк-

стр. 95

вентных, несмотря на то, что их обследование проводилось на фоне приема ими психотропных препаратов (тизерцина, неулептила и других), оказывающих тормозящее влияние на аффективную сферу и предупреждающих агрессивные проявления.

При этом рисунки делинквентных детей и подростков более достоверно, чем их самоотчеты и ответы на вопросы вербального теста (вопросник Басса-Дарки), отражали их враждебность и агрессивность, а также переживания эмоционального дискомфорта, страха и неуверенности.

Некоторые затруднения у нас вызвала оценка образа "Я" испытуемых, особенно в тех случаях, когда их рисунки изображали отношения между персонажами. В этих рисунках, например, одновременно мог быть изображен как одинокий и беспомощный, так и проявляющий агрессию персонаж. Примером может служить рисунок одного из испытуемых клинической группы: на нем изображена девочка, на которую нападает змея. Подпись под рисунком следующая: "Девочка пошла в лес за грибами, и вдруг ее укусила змея". Автор рисунка - подросток 14 лет с социальным расстройством поведения, сирота. Мальчик характеризуется вспыльчивостью и раздражительностью, бродяжничает, злоупотребляет токсическими веществами, прогуливает школу. Индекс враждебности у него выше нормы (15 баллов), индекс агрессивности - в пределах нормы (22 балла). Он - единственный в экспериментальной группе определил свое состояние в момент исследования как грустное. Констатация им сниженного настроения дает основание предполагать наличие у него депрессии. Испытуемый может идентифицироваться как с одинокой и несчастной девочкой, так и с нападающей на нее змеей. Последнее вполне вероятно, поскольку данные литературы [10] свидетельствуют о тесной связи между подростковой депрессией и суицидной настроенностью, с одной стороны, и агрессивными проявлениями - с другой. Д. Шефер и П. Фишер обнаружили, что большинство из обследованных ими в Великобритании и совершивших суицидные попытки детей и подростков также были склонны к антисоциальному поведению.

Обратив внимание на связь между подростковой агрессивностью и склонностью к самоубийству, Р. Сильвер и Дж. Эллисон [4] в своем исследовании малолетних правонарушителей попытались дифференцировать направляющих свои агрессивные тенденции "вовне" от тех, кто направляет данные тенденции "внутрь", т. е. против самих себя. Оказалось, однако, что разделить данные категории испытуемых крайне трудно, поскольку, как пишут Сильвер и Эллисон, "многие переживающие депрессию подростки склонны защищаться от депрессии, отреагируя деструктивные тенденции в процессе характерной для малолетних правонарушителей совместной антисоциальной деятельности. Попадая же в исправительное учреждение, где их поведение жестко контролируется, они начинают более остро переживать депрессию. Они испытывают тревогу и страх и проявляют самодеструктивные тенденции. Следует принять во внимание конкретные обстоятельства, в том числе прием подростками наркотиков, с тем, чтобы понять, насколько высока опасность отреагирования деструктивных тенденций "вовне" или "внутрь" [4, с. 50 - 51].

ВЫВОДЫ

1. Проведенное исследование позволило определить нормативные показатели РТС для разных возрастных групп. Общий объем наблюдений и включение в группу обследуемых жителей разных регионов Российской Федерации, крупных и мелких населенных пунктов позволяет считать полученные данные достаточно репрезентативными.

2. Высокие коэффициенты корреляции между результатами отдельных пунктов разных заданий и общей оценкой РТС указывают на то, что показатели каждого субтеста положительно влияют на его общую оценку. Это также является дополнительным подтверждением надежности теста.

3. Результаты исследования потдверждают гипотезу Р. Сильвер о том, что РТС, в том числе его задание на воображение, может измерять творческие способности. В то же время оценка коэффициентов ранговой корреляции между РТС и тестами креативности Вильямса и Торренса и факторный анализ показателей тестов свидетельствуют, что РТС измеряет главным образом когнитивно-интеллектуальные показатели креативности и не пригоден для измерения ее личностных характеристик.

4. Сопоставление результатов теста в контрольной группе и группе детей и подростков с эмоциональными и поведенческими нарушениями (делинквентных детей и подростков с чертами повышенной агрессивности и враждебности) позволяет сделать вывод: тест может использоваться для выявления детей и подростков с повышенной враждебностью и агрессивностью. Его применение облегчает понимание их потребностей и установок и позволяет прогнозировать проявления деструктивного и самодеструктивного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2001. N 1. С. 22 - 43.

стр. 96

2. Копытин А. И. Тест "Нарисуй историю". СПб: Речь, 2003.

3. Сильвер Р., Копытин А. И. Рисуночный тест Сильвер: методическое руководство. СПб: Иматон, 2002.

4. Сильвер Р., Эллисон Дж. Идентификация и оценка образа "Я" в рисунках делинквентных подростков// Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2001. Т. 4. N 4. С. 32 - 52.

5. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб: Иматон, 1998.

6. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003.

7. Gantt L., Tabone C. Formal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press: Morgantown, WV, 1998.

8. Kramer E., Schehr J. An Art Therapy Evaluation Session for Children // American J. of Art Therapy. 1983. V. 23. P. 3 - 12.

9. Mozer J. Drawing and Painting and Learning Disabilities. Unpublished Doctoral Dissertation, New York University: New York, 1980.

10. Schaffer D., Fischer P. The Epidemiology of Suicide in Children and Young Adolescents // J. of American Association of Child Psychiatry. 1981. V. 21. P. 545 - 565.

11. Silver R. Screening Children and Adolescents for Depression Through Drawing a Story // American J. of Art Therapy. 1988a. V. 26 (4). P. 119 - 124.

12. Silver R. Draw a Story: Screening for Depression. Mamaroneck, N. Y.: Ablin Press, 1988b.

13. Silver R. Draw a Story: Screening for Depression and Age and Gender Differences. N. Y.: Trillium, 1993.

14. Silver R. Silver Drawing Test of Cognition and Emotion. N. Y.: Ablin Press, 1996a.

15. Silver R. Differences in Solitary and Assaultive Fantasies of Delinquent and Non-Delinquent Adolescents // Adolescence. 1996b. V. 31 (123). P. 543 - 552.

16. Silver R. Three Art Assessments. N. Y.: Brunner-Routledge, 2002.

17. Torrance E. P. Guiding Creative Talent. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1962.

18. Torrance E. P. Creative Intelligence and an Agenda for 80s // Art Education. 1980. V. 33 (7). P. 8 - 14.

19. Ulman E., Dachinger P. Art Therapy: In Theory and Practice. N. Y.: Schocken Books, 1975.

20. Williams F. E. Creativity Assessment Packet. Buffalo, N. Y.: D. O. K. Publishers, 1980.

Наши рекомендации