Расположение рисунка на листе

а) Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу— иногда повышение самооценки, возмож­но, компенсаторное; стремление к высо­ким достижениям.

б) Смещен вниз, расположен в нижней по­ловине листа— иногда снижение самооценки.

в) Смещен вбок— иногда органичес­кое поражение мозга.

г) Выходит за край листа— импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние.

д) Помещен в углу листа— иног­да депрессия или субдепрессия.

ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ

а) Большое количество разнообразных деталей— демонстративность; живое воображение, твор­ческая направленность.

б) Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей— ригидность; тревож­ность; иногда перфекционизм; эпилептоидная акцентуация; органическое пора­жение мозга.

в) Малое количество деталей, схематич­ность, в отношении к возрастной норме — астения; импуль­сивность; низкая эмоциональность; нега­тивизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкну­тость; иногда депрессия или субдепрес­сия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития.

г) Небрежность, в отношении к возрастной норме— импульсивность; низ­кая мотивация; иногда органическое по­ражение мозга; негативизм; отрицатель­ное отношение к обследованию.

д) Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют— эмоциональная лабильность; раз­ное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам:

1. увеличение числа и разнообразия де­талей — положительное отношение;

2. увеличение числа однообразных дета­лей — напряженное отношение;

3. бедность деталей, схематичность, не­брежность — отрицательное отношение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ

а) Стирание и исправление линий -тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревож­ность, неуверенность в себе; иногда пер­фекционизм.

б) Штриховка рисунка простым каранда­шом- тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучав­шихся рисованию;

в) Размашистая штриховка, местами вы­ходящая за контур рисунка— острая тревога; импульсивность;

г) Особо тщательная штриховка— тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;

д) Штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части - эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или пси­хотическое состояние.

е) Отклонение от вертикали— органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленно­сти к жизни или неустойчивого невроти­ческого состояния; нарушения умственно­го развития.

ж) Нарушения симметрии — органичес­кое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние.

з) Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур— интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; погра­ничное невротическое состояние; психи­ческое заболевание (с пятилетнего возраста).

и) Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист— импульсивность, ос­трая тревога; пограничное невротичес­кое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего воз­раста).

к) Грубое искажение формы и/или про­порций — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конфор­мность, нарушения социализации; погра­ничное невротическое состояние; психи­ческое заболевание (с пятилетнего возраста).

СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

а) Головоног - задержка в развитии изобра­зительной функции и, возможно, в об­щем умственном развитии; иногда ум­ственная отсталость.

б) Схематический - руки и ноги изображе­ны одинарной линией—формаль­ное отношение к заданию; негативизм; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умствен­ном развитии; иногда нарушение обуча­емости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.

в) Схематический - одни конечности изоб­ражены одинарной линией, другие — двойной— до шести с половиной лет соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном разви­тии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умствен­ная отсталость.

г) Схематический - руки и ноги изображе­ны двойной линией— до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее — фор­мальное отношение к заданию; задерж­ка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном разви­тии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умствен­ная отсталость.

д) Промежуточный между схематичес­ким и пластическим — до под­росткового возраста соответствует норме; позднее — импульсивность; за­держка в развитии изобразительной фун­кции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемос­ти, органическое поражение мозга.

е) Карикатурный— демон­стративность, обычно в сочетании с нега­тивизмом, асоциальностью или антисо­циальностью; желание «закрыться» от проверяющего.

Наши рекомендации