Рекомендации по подготовке к занятиям
Профессиональная этика
Методические указания к практическим занятиям
для студентов всех форм обучения
Направление подготовки 030900 – Юриспруденция
Квалификация – бакалавр
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составитель
канд. юрид. наук, доц. Е.В. Валласк
Подготовлено на кафедре
международного права
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© СПбГИЭУ, 2012
1. Общие положения
Дисциплина «Профессиональная этика» является важной составляющей в процессе подготовки юристов по специальности «Юриспруденция». Особую актуальность она имеет в связи с необходимостью осуществления юридической деятельности в соответствии с нормами профессиональной этики.
Цель изучения дисциплины «Профессиональная этика» – освоение студентами содержания основ нравственной этики юриста.
Основными задачамиизучения дисциплины являются:
– формирование у студентов системы знаний об основах нравственной этики юриста, этических критериях, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность участников судопроизводства;
– ознакомление студентов с предметом и задачами профессиональной этики юриста, выделяющих ее в самостоятельную дисциплину среди юридических и философских наук;
- освоение студентами навыков применения теоретических знаний об основах этики профессиональной деятельности участников судопроизводства;
– изучение студентами нравственной специфики работников юридического труда.
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу. Студенты начинают изучение дисциплины после ознакомления с базовыми отраслями права. Предметом изучения дисциплины являются содержание и правовые основы этики профессиональной деятельности участников судопроизводства и других представителей профессии юриста.
Учебная дисциплина «Профессиональная этика» тесно связана с такими дисциплинами рабочего учебного плана как «Юридическая психология», «Ораторское искусство юриста», «Правоохранительные органы», «Криминалистика», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс» и др.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать содержание и правовые основы этики профессиональной деятельности участников судопроизводства и других представителей юридической профессии;
- уметь анализировать и оценивать на предмет соответствия нравственным критериям поведение и поступки участников судопроизводства и других представителей юридической, адекватно действовать в конфликтных ситуациях;
-владеть навыками применения этических норм в процессе профессионального общения.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ Практических ЗАНЯТИЙ
Цель практических занятий по дисциплине «Профессиональная этика» заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основами нравственной этики юриста, этическими критериями, в соответствии с которыми оценивается профессиональная деятельность участников судопроизводства, а также представителей отдельных юридических профессий.
Степень эффективности практических занятий и полученных на них знаний зависит, прежде всего, от предварительной самостоятельной работы студента, поэтому при подготовке к практическим занятиям необходимо проработать соответствующие разделы конспекта лекций и учебников, ознакомиться с рекомендованной литературой, на основании которых должны быть даны ответы на поставленные вопросы.
Практические занятия для студентов очной формы обучения предусмотрены всем темам дисциплины.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕских занятий
Раздел 1. Общая часть
Тема 1
Основы общей этики
1. Понятие и предмет, история развития этики.
2. Основные этические категории.
3. Понятие, сущность, структура и функции морали.
4. Нравственная свобода выбора. Цель и средства нравственной деятельности.
5. Понятие, признаки моральных норм, их соотношение с правовыми нормами.
6. Моральное сознание и моральная практика.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте предмет этики.
2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития этики в России и за рубежом.
3. Что такое мораль? Какова ее структура и функции?
4. В чем заключается нравственная свобода выбора?
5. Цель оправдывает средства ее достижения?
6. В чем заключаются сходства и отличия моральных и правовых норм?
7. Как соотносятся понятия «моральное сознание» и «моральная практика»?
Тема 2
Профессиональная этика юриста:
понятие, предмет, структура
1. Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста.
2. Специфика нравственных проблем юридической деятельности. Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста.
3. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.
4. Нравственные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями. Проблема правового принуждения.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается отличие профессиональной этики от других видов этики?
2. Из каких разделов состоит профессиональная этика юриста?
3. В чем заключается нравственный конфликт в профессиональной этике юриста?
4. В заключаются нравственные аспекты правового принуждения?
Тема 3
Этикет в профессиональной деятельности юриста
1. Понятие и содержание этикета.
2. Виды юридического этикета.
3. Понятие служебного этикета, его основные принципы и формы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое этикет?
2. Перечислите виды юридического этикета.
3. Как соотносятся деловой и служебный этикет?
4. Перечислите основные принципы и формы служебного этикета
Тема 4