ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2016. Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом
Предмет «Русский язык»
Класс 11
БАЙКАЛ
Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом. И нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу, и выделяет его из всех озёр земного шара.
О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик всё кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»
(431 слово) По А. Муранову
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Какие легенды, мифы, притчи и др., связанные с реками и озёрами, вы знаете? Расскажите одну из них или составьте описание, рассказ, рассуждение самостоятельно.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2016
Предмет «Русский язык»
Класс 11
ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА
Уже ребёнок двух-трёх лет осознаёт себя как «Я». До этого он говорил про себя: «Мы пойдём гулять», а теперь: «Я пойду гулять». Хотя и в том и в другом случае знает, что пойдёт гулять с бабушкой, мамой или с кем-нибудь ещё.
Подростки интенсивно осознают свои различные психологические и моральные свойства и качества. В первую очередь и главным образом те, которые проявляются в их общении с товарищами (честность – лживость, смелость – трусость), в учёбе и другой деятельности (собранный – разболтанный, трудолюбивый – ленивый).
В ранней юности в развитии самосознания наступает качественно новый этап. В этом возрасте человек открывает свой внутренний мир. Что это значит?
Ребёнок, подросток, как правило, воспринимают свои чувства, эмоции, мысли в тесной связи со своими поступками, действиями окружающих людей, как объективную реакцию на какие-то события жизни. Они размышляют и переживают в связи с каким-то конкретным поводом.
Иначе обстоит дело в юности. Для юноши или девушки их мысли, переживания, чувства как бы отделяются от реальной действительности и существуют сами по себе. Они воспринимаются как сугубо внутренние состояния.
Почти каждый человек (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) обнаруживает, что он всё чаще и чаще как бы отстраняется от всего и всех в своём окружении ради погружения в самого себя. Он замечает, порой и не сознавая этого отчётливо, что внешний мир, различные события собственной жизни интересуют его и вызывают размышления и переживания только тогда или главным образом тогда, когда они дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей отличности от окружающих, своей непохожести на них, иногда даже своей уникальности.
Погружение в свой внутренний мир, исследование его преследует на самом деле, так сказать, глобальную цель – поиск смысла жизни.
Все ли заняты поиском смысла жизни? Очевидно, все, но по-разному. Многие не задают себе вопрос: «В чём смысл жизни?» Для многих этот вопрос стоит очень остро. Для многих он предмет почти постоянных размышлений. А для многих он возникает тогда, когда в их жизни что-то не ладится, что-то не удовлетворяет.
Само по себе появление вопроса «В чём смысл жизни?» свидетельствует о том, что наступило время перемен, время выбора и решений.
Ставя перед собой этот вопрос, человек ищет чёткий ответ на него. Не формулируя вопроса, а лишь переживая беспокойство по поводу своей жизни или каких-то её отдельных, важных для него сторон, человек ищет пути устранения этого беспокойства. Но и в том и в другом случае он фактически ищет смысл жизни.
Поиск этот весьма не прост. Хочется найти ответ, который разом бы объяснил и себя, и свою жизнь, и окружающих людей, и своё место среди них и в жизни вообще, и своё сегодня и завтра.
Существует ли такой ответ?
(422 слова) По А. Мудрику
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Дайте развёрнутый ответ на вопрос, поставленный автором в конце текста.