Три встречи с королевой фей

В этой статье уже прозвучала тема «внутреннего компаса», стремление подростков к «правде» и интуитивного виденья глубинных внутренних свойств реальности, недоступных непосредственным ощущениям («двойное зрение эльфов»). Дальнейшей разработке этой темы посвящены три архетипических встречи с использованием образов из народной шотландской баллады «Том-Рифмач и королева фей» (в другом переводе она называется «Уста, не знающие лжи»). Вот ее текст:

Однажды, словно бы во сне,

Наездницу увидел Том.

Она на белом скакуне

Вдоль речки ехала верхом.

Одета в шелк была она,

Зеленый, как трава лугов,

И в лад на сбруе скакуна

Звенела сотня бубенцов.

Вгляделся Том и снял берет,

И на колени стал тотчас:

«Мария-дева, вечный свет,

Ты посетила грешных нас!»

«Встань, честный Том, надень берет

И на меня смотри смелей.

Я не Мария-дева, нет,

Я просто королева фей.

Хочу, чтоб ты играл и пел.

Сыграй и спой мне, честный Том.

А если ловок ты и смел,

То поцелуй меня потом».

«Пускай погибель ждет меня,

Я сроду трусом не бывал!»

Она легко сошла с коня,

И он ее поцеловал.

«Ну, честный Том, теперь ты мой

И вместе с нами будешь жить.

В моих владеньях под землей

Семь лет ты должен прослужить».

Том стремя даме подержал,

Уселся позади седла,

И в тот же миг скакун заржал

И прянул в воздух как стрела.

Они неслись вперед, вперед

На белоснежном скакуне.

Они окончили полет

В пустынной мрачной стороне.

«Мой честный Том, с коня сойди,

Но от меня ни шагу прочь.

Три чуда ждут нас впереди,

Нелегкой будет эта ночь.

Ты видишь длинный узкий путь,

Прямой, но тесный, как нора?

Там тернии растут по грудь,

И это правый Путь Добра.

Ты видишь тот просторный путь

Среди цветов, травы и мха?

Он глаз твой может обмануть,

И это ложный Путь Греха.

А вот и наш укромный путь

Под низким пологом ветвей.

Мой честный Том, отважней будь,

мы едем в королевство фей.

Теперь молчи, мой честный Том.

Молчи, что б ни было с тобой.

Кто здесь обмолвится словцом,

Тот не вернется в край родной».

Они торопят скакуна,

Он реки переходит вброд.

Померкли солнце и луна,

Лишь море темное ревет.

Их дальний путь лежит во мгле,

А реки словно кровь красны.

Вся кровь, что льется на земле,

Стекает в реки той страны.

Но вот они в саду густом,

И говорит она ему:

«Съешь яблоко, мой честный Том,

И лгать не сможешь никому».

«Вот это да. — воскликнул Том

На что мне эта благодать?

С таким правдивым языком

И не купить, и не продать.

Девчонку с ним не залучи,

А залучишь — опять беда…»

«Молчи, мой честный Том, молчи,

Со мной не спорят никогда».

Он верно службу нес свою,

И в шелк и бархат был одет,

И на земле, в родном краю

Его не видели семь лет.

Корневая система

На первой встрече, названной «Корневая система», сперва была проведена медитация на состояние «дерева».Деревья не могут убежать, они принимают все, что происходит. События для дерева равнозначны. Нет доминанты – поэтому их, событий,- много.

Участниками были выбраны роли - Том, Королева Фей, Подземное Царство, Яблоко, Сад и сфокусированы соответствующие состояния.

…Том выражает желание контакта с Королевой, но она не хочет: он еще ничего не сделал! Не ловок и не смел! Потом они всё-таки начинают танцевать, кружатся в танце все быстрее. Царство подходит ближе и становится выше (до этого ползало по полу), Сад подкатывается ближе: Том с Королевой ввинчиваются под землю. Яблоко подползло под ноги Тому. Том желает его съесть, но Королева говорит ему: «После этого ты лгать не будешь никогда… Что это для тебя, осознай! Вспомни, как ты лгал. Хотя бы сегодня. За сегодняшний день ты солгал уже миллион раз!»

Том отрицает это. Яблоко щиплет Тома за ноги, он его отгоняет, но ему неловко это делать (когда мы врем и боимся уличения, нам стыдно, неловко. А тот кто не боится врать - ловкач. Тут какая-то запутка, перевёртыш? А творчество – ложь? Правда художественного вымысла?)

Королева: Вспомни самую свою стыдную ложь, когда очень не хотелось, чтобы правда «вышла на поверхность».

Том вспоминает, но чувствуется, что он не идет в это глубоко, что он врет и увиливает. Участники (кроме сада, которому стабильно хорошо) приуныли, яблоко отползло и превратилось в семечко…Участница в фигуре Королевы просит поработать с ней: она тоже врет, а королеве этого не пристало. Проводится телесная и психотерапевтическая работа.

…..Королева: Я вру, чтобы не быть собой.

– что будет, если будешь собой?

Королева: У меня будет власть. У меня будет сила. Сейчас силы нет. (Сильная боль из солнечного сплетения поднимается в сердце.)

Я6локо: Возьми силу у Сада.

Королева протягивает к Саду правую руку и просит дать силу. Сад соглашается, левую руку королева протягивает Подземному Царству. Идет энергия. Состояние Королевы Фей глубокое, ощущение гигантской сфера внутри. Сад ассоциируется с Баобабами из «Маленького принца» Это и ресурс и опасность…)

-Зачем тебе власть? Разрушать или созидать?

Королева: Ни то и не то, нечто третье. Сила нужна, чтобы чистить, делать чистоту. Чистить надо всё время – нельзя почистить раз и навсегда. Сфера изнутри сложная, как купол мечети или пещера с друзами кристаллов, как корни, если смотреть из земли. Я чищу эти корни и грани, удаляю наросты грязь пыль. И еще со временем тут что-то связано. Сад, дай мне энергию из будущего, чтобы оно (будущее) могло случится!

-Просишь взаймы?

Королева: Не взаймы, а свое, что мне причитается. Но из будущего. Будущему это самому нужно, чтобы состоятся. Саду это нужно. Будущее притягивает настоящее.

В результате энерго-телесной работы энергия пошла по цепочке от Сада. Все участники образовали кольцо вокруг Тома. Затем в пространство встречи были переданы трансформировавшиеся качества.

Яблоко – передало «Решение», Сад – Энергию, Том – желание правды, Подземное Царство – силу Земли Обетованной. Возможно, эта трансформация Подземного царства в покинутую и обещанную Далёкую Родину имеет отношение к теме Штирлица-Инопланетянина? И Царство Фей –Родная планета пришельца-чужака в скафандре-теле?

Королева Фей передала Недоумение.

…Недо- умение. Это о том, что сад всегда будет на шаг впереди садовника. Садовник никогда полностью не поймет сад, бытие не понять, оно уже немного в будущем и из будущего развивается. Как сказал Михаил Анчаров: « у человека причина впереди и она называется «приманка». Это «Вот–Бытие», ДазМан по Хейдеггеру, как мне ясно сейчас, когда пишу. Но сославшись на Хейдеггера, я немного предаю свой опыт, этот опыт мой как Королевы Фей - уникален. Единственное что я могу повторять - недоумение….Недоумение – это не незнание. Тут знания нет, его может и в принципе не быть А не –до –умение предполагает некое «доумение». Некий вектор движения к умению-постижению и незнание приобретает дробную размерность: Мы шли, но не дошли…. Но куда идти - знаем. Может быть еще не дошли, а может, не получилось (не получится?), сил не хватило…

Это - «настоящее-из-будущего». Будущего еще нет, но поскольку оно как бы есть, путь к нему ясен, ясно – куда. А поскольку ясно – куда, будущее уже как бы есть. Но его нет – мы не знаем, сможем ли мы дойти туда. Самая точная метафора тут банальна – Мюнхаузен, вытаскивающий себя за волосы…

Итак, мы снова встретились с темой «Эльфийского времени» уже очень отчетливо стало ясно, что проживание Архетипа «Инопланетянин-Эльф» может дать новое понимание времени и новые возможности взаимодействия с Судьбой.

В данной работе мне показались также интересной информация, полученная фигурой Сада. У нас возникла дискуссия об отличиях Сада и Леса. Лес - это ризома, сад – мандала или сфера, частный случай ризомы. Сад – ризома, оганиченная возможностями садовника. Имеющая центр - садовника.

Сад делается человеком с целью создания красоты. Для того, чтобы создать красоту, нужна воля, способность делать выбор. Но не удастся создать красивый сад, идя наперекор биологической сущности растений, они просто увянут. Красоту можно создать, только совместив эльфийский и человеческий подход – для этого и нужен союз Тома и Королевы.

Том и Королева

Вторая встреча с Королевой происходила в формате парной работы.

Начало. Королева обозначает на полу свое царство, прихорашивается, одевает зеленый шелк. Том уже в лесу. Сцена провокации, поцелуй. Все меняется - зыбко, как в тумане. Мы ходим по кругу, взявшись за руки и с каждым кругом мир все реальнее. Стоп. Королева крепче берет Тома за руку («…от меня не шагу прочь») и показывает на картины на стене.

Королева: Картины - это двери. Выбери три.

Том: правая картина – ложь, тот, кто ее нарисовал, хотел нарисовать совсем другое…Левая – это картина-сон. Морок.

В центре – в круглой рамке - кривое уменьшающее зеркало. Том говорит, что это наш путь. Мы туда смотрим – там «маленькие» мы. Жутко и радостно – предвкушение чуда. Туда как будто втягивает. Закрываем глаза. Открываем, и мы – ТАМ. Там - реки из крови. Том говорит, что капли воды в них – это картинки, нарисованные людьми.

Он ложится на пол, ему тяжело. Я, Королева, сперва сажусь ему на бок: я на маленьком острове, а вода-кровь подступает. Потом – ложусь рядом, свернувшись калачиком: остров и меня - затопило.

Том спрашивает, что будет дальше? Я говорю, что именно он должен двигаться дальше. Том встает - теперь мы в саду - и протягивает руку за яблоком.

Королева велит Тому сорвать яблоко, но Том говорит, что яблоко должна дать Королева. Я даю ему яблоко. Яблоко изображает игрушка - маленькое бобовидное существо с глазами. Это персонаж мультфильма - он художник, но участник в фигуре Тома этого не знает.

Том: Я не хочу быть художником!!!

Королева: Ешь. И мы узнаем правду, чего ты хочешь, чего не хочешь.

Том сует игрушку в рот, его состояние сильно меняется. Он внимательно к нему прислушивается. Наконец вынимает игрушку изо рта.

Королева (про игрушку-яблоко): Что это?

Том удивленно: Это – я!

Королева берет игрушку и кладет место, обозначенное как царствофей.

Том: Я не понял – я там или здесь?

Королева: Ты и там и здесь одновременно. Ты - в царстве фей. Но так как мы тебя гарантированно отпустим через 7 лет (для нас это важно!) то ты и на Земле тоже. В будущем, но поскольку оно точно наступит, оно уже есть и ты уже там, на Земле.

Том: А в чем моя служба?

Королева: Ты должен просто жить с нами, с Маленьким народом. Ты должен подтверждать наше существование. Без этого мы исчезнем. Просто фактом своей жизни с нами делать фактом и нас.

Мы садимся в «Подземном царстве» друг против друга. Том смотрит на меня во все глаза. Под его взглядом я обретаю жизнь, но еще робко. Ощущение ранней весны, снег начал таять, только- только пробиваются ручьи.

Участник-Том: Прошло 2 года.

Я чувствую себя, как голодный, который насытил первый голод и теперь может наслаждаться едой. Я уже не должна неотрывно смотреть на Тома, я могу глядеть по сторонам. Время идет, и я чувствую себя все более живой.

Я-Королева: Прошло 6 лет, пошел 7 год.

Том: Я в сказке. Я вижу новый мир. Я полностью в сказке, но я знаю, что это сказка….

Мы беремся за руки и они «срастаются». Я чувствую, что я дверь и провожу его через себя в какой-то мир. Но какой он, этот мир, я не знаю.

Том: Мне страшно Целый мир! Новый, и я- в нем!!!! Там есть и плохое и хорошее и он огромен! Мне страшно. Я не уверен, смогу ли я..

Королева: Но ты же смог поцеловать меня, найти третий путь, вывести нас из кровавого разлива…

Том: Да. Я в сказке. Это как мир ребенка, он отпочковывается от мира родителей и растет–разворачивается сам, совсем один. Ты изменилась!

Королева: Я - белая. Я заглядываю тебе в глаза и трепещу, но меня как бы и нет. Я -вылупившийся птенец.

Том: Но ты и женщина.

Королева: Да, я женщина и птица и белая, и ты объяснишь мне меня.

Том: Белый лист. Я могу творить….

Затем Том вернулся к людям. Я (я уже не Королева) сажусь напросив него,у его ног . Он вызывает у меня опасливое почтение.

Том: Ты кто?

Я: Я - люди. Я – Катя, человек.

Том: Что ты делаешь?

Я: Слушаю тебя, сижу…

Том берет меня за руку, велит почувствовать руку, какая она?

Я: Рука – тонкая. ( Реально чувствую руку, а не «знаю что это моя рука»). Происходит дальнейшая работа, я чувствую свое тело все больше и больше. )

Том: Робот может стать человеком! Оказывается, я могу сделать из механизма живое!

Я: Вот правда, которую Том получил от яблока?

На этом работа закончилась. На мой взгляд, тут была затронута тема симбиоза эльфа-инопланетянина и скафандра-тела человека. Механизм-скафандр (робот) может стать живым через симбиоз с эльфами. Правда имеет отношение к творчеству, а яблоко правды, по ощущению – имеет отношение к расширенному состоянию сознания.

Наркотик правды

В третьей встрече мне захотелось вплотную подойти к теме Яблока. Что это такое – Правда? Всегда ли надо «резать правду-матку»? (звучит зловеще, не так ли?) Что такое Ложь? Липкая паутина, в которой мы бьемся или спасительная завеса? Согласно учению Фэнь Шуй, по прямой ходят только злые духи… Говоря правду, мы в моменте: правда ежесекундно изменяется, вместе с потоком жизни. Но в обыденной жизни, в отношениях всегда говорить правду невозможно. Это травмирует. Хотим ли мы пройти через эти травмы для того, чтобы отношения со значимыми людьми вышли на другой уровень? Есть поговорка: « Для того, чтобы лгать, надо иметь хорошую память». Целые леса нейронов заняты удерживанием, они не участвуют в общем обмене сигналами. Ложь, как некроз, омертвляет, цементирует целые участки нашего мозга. Что с нами произойдет, если они вновь оживут?

В начале встречи участники прослушали балладу и выпили яблочный сок, на который был сфокусирован метафорический «наркотик правды». Состояние изменилось. Потом происходила работа в парах – мы передавали партнеру фигуру «Ты – тот человек во мне, которому мне труднее всего сказать правду». После этой части встречи мы провели промежуточную обратную связь, и одна из участниц озвучила запрос на МТ.

Запрос Зои: Сейчас я поняла, что всю свою жизнь живу в скафандре. Только на этой встрече я почувствовала, что можно и иначе. Но есть неловкость и страх – я не знаю, как взаимодействовать с людьми. Мой запрос – на осознание этого состояния и возможности жизни в нем. (Зоя ничего не слышала про нашу работу с архетипом Инопланетянина, про скафандр, на МТ – второй раз)

Участниками были выбраны фигуры: Том в Зое, Подземное Царство в Зое, Королева в Зое, Три пути в Зое. В конце театра пришел еще один участник и стал Яблоком Правды, не в Зое, а для всех. Театр носил личный характер, я не буду подробно описывать его ход. Трансформация фигур после долгой череды кризисов была впечатляющей и процесс прошел очень глубокий. В рамках исследования архетипа был чрезвычайно интересен сам запрос Зои и употребление ей термина «скафандр». Эльфийская и инопланетная истории опять совпали!

Наши рекомендации