Генетический.2Структурный.3Функциональный.4Комплексный.5 Системный.
Являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследован. Использование того или др метода не означает отсечения др. Наоборот, обычным делом в психологии является сочетание подходов. И это относится не только к исследовательской практике, но и к психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции.
Генетический метод-способ исследования и объяснения явлений (в т.ч. психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов 3) основных тенденций его развития. Цель метода-выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психич явлен, генетич м является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, историч психологии. любое лонгитюдное исследован предполагает его применен. Генетич подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении др варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетич подхода. Напр, исторический и эволюционный подходы.
Структурный м-направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений).Характерно: углубленное вниман к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.
Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важное достоинство-возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графич схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения нервной сист. (типология ВНД Павлова).
Функциональный метод ориентирован на выявление и изучен функц объектов (явлений). Интересуется связями изучаемого объекта со средой. Исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в т. числе психики и ее носителей).
Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм», теория поля К. Левина. В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа.
Комплексный м-направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. Е. организацию междисциплинарного исследован. Предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпретационных методов.
Пример реализации комплексного подхода в науке – концепция человекознания, согласно котор че как наисложнейший объект изучения подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук. В психологи эта идея комплексности изучения чел была четко сформулирована Б.Г. Ананьевым. Человек рассматривается одновременно как представитель биологич вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношен (личность) и как уникальное единство социально значимых биологич, социальных и психологич особенностей (индивидуальность). Подобное всеобъемлющее и сбалансированное изучение человека и его психики по сути смыкается уже с системным подходом.
Системный м-методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.
Согласно Л. Берталанфи, система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окр средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некотор отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент-мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, котор во взаимодействии с др системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функц, а с др-как подсистема более сложных (крупных систем). Напр, любой живой организм является системой органов, тканей, клеток. Он же является элементов соответствующей популяции, котор, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т.д.
Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. Описание объектов как систем, т.е. системные описания, выполняют те же функц, что и любые др научные описания: объяснительную и прогнозирующую. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах. Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психич явлений с дри явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами др наук и, наоборот, проникновения психологических данных в др области знания. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологич знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психологич явлен. Помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о котор отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.
Предыдущие подходы являются фактически органичными компонентами системного подхода. В настоящее время большинство научн исследован проводиться в русле системного подхода.