Гигиенические требования к освещенности
От качества освещения помещения, где и находятся дети, зависит не только состояние их зрения, но и состояние организма в целом. Положительно влияет на организм естественное освещение. Поэтому игровые и групповые комнаты располагают ют помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья.
Естественное освещение помещений ют значительной степени зависит от величины окон. Однако очень большие окна увеличивают в зимнее время возможность охлаждения, а в летнее — перегревание помещений Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом (СК).
Для игровых и групповых помещений в городах принята норма СК 1: 4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило, строятся на открытых со всех сторон площадках, допускается СК 1: 5; 1: 6. При площади групповой комнаты 50 м площадь застекленной поверхности окон должна быть 10— 12 м.
Для обеспечения достаточной освещенности отдаленных от окна мест определяют коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты), который должен равняться 1: 2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края окна над полом. Если глубина комнаты равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола.
Наиболее точный показатель естественной освещенности — коэффициент естественного освещения (КЕО) — отношение освещенности в помещении, измеряемое в люксах, к освещенности под открытым небом в той же горизонтальной плоскости, выраженное в процентах. В основных помещениях дошкольных учреждений КЕО не должен быть менее 1,5 %. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. При этом используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Допускается использование штор из хлопчатобумажных тканей. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Недостаток света неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его зрения, поэтому когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные источники.
Искусственное освещение может быть общим, когда освещается все помещение, местным, при котором освещается определенная поверхность, и комбинированным — сочетание общего освещения с местным.
Наиболее благоприятно для освещения помещений люминесцентное освещение. Его преимущества очевидны: близость спектрального состава к естественному свету, отсутствие влияния на микроклимат помещения, высокая светоотдача, экономичность, равномерность распределения светового потока и пр.
В качестве источников света используют люминесцентные лампы типа ЛЕ (люминесцентная естественного цвета), ЛБ (белого цвета), ЛХБ (холодного белого цвета), ЛТБЦ (тепло-белого цвета), т. е. лампы с параметрами, максимально приближенными к естественной освещенности, а также светодиодные. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие ртутьсодержащие лампы (люминесцентные лампы, газоразрядные и другие собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДОУ.
В групповых и игровых светильники располагают вдоль рядов столов, параллельно длинной стороне помещения. При проведении музыкальных и физкультурных занятий при общей равномерной системе освещения допускается любое размещение светильников.
Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Для поддержания хорошей освещенности в помещении важно содержать в чистоте стекла окон и ламп (замерзшее стекло поглощает до 80 % световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25 % и более). Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников — не реже 2 раз в год и по мере их загрязнения.
Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и видеофильмов
Для охраны зрения детей в дошкольных учреждениях следует выполнять гигиенические требования к организации просмотра телевизионных передач. Сами работники ДОУ: воспитатели, методисты, медицинский персонал — должны понимать, что просмотр телевизионных передач для ребенка — не только большая зрительная, но и психоэмоциональная нагрузка.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и видеофильмов в младшей и средней группах не должна превышать 20 мин, а в старшей и подготовительной — 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половины дня). Более частые и длительные про- смотры телевизора перегружают орган зрения и нервную систему детей, мешают заснуть, провоцируют возникновение различных видов нарушения зрения, а иногда и неврозов. Большое значение имеет организация просмотра телевизионных передач Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
Телевизор с размером экрана от 59 до 69 см устанавливают на столике высотой 1,0— 1,3 м, настраивают и добиваются хорошего качества изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый ряд стоял не ближе 2,0—3,0 м, а последний — не дальше 5,0—5,5 м от экрана. Размещают стулья в 4—5 рядов (из расчета на одну группу). дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при просмотре передач может быть как естественным, так и искусственным, однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны создавать бликов на экране.