Устойчивые агрессивные действия
Если у аутичных детей 2-й группы положительная тенденция в развитии агрессии наиболее существенно проявлялась в переходе от ее генерализованной формы к "свернутой психодраме", то у аутичных детей 3-й группы попытки психодраматического изживания страха в агрессии присутствуют практически постоянно. Они выражаются в форме стереотипных вербальных агрессивных фантазий, которыми такой ребенок кажется одержимым. Однако, как уже говорилось, структура психодрамы при тех дефицитарных условиях, в которых работает третий уровень, у таких аутичных детей обладает серьезным изъяном - она не разрешается "благополучным концом". Эта недостроенность психодрамы приводит к тому, что ребенок вновь и вновь обращается к пугающим его впечатлениям, прочно застревает на них. Так, он может бесконечно говорить о страшных сказочных персонажах (волк, Кащей Бессмертный, Брундуляк и т. д.), придумывать какие-то свои отрицательные аффективные образы ("злые дики", "человек, который растопчет всю природу" и т. п.), подолгу застревать на неприятных, пугающих впечатлениях обыденной жизни ("длинный унитаз", "кусачие комары" и др.). Такая ригидность, стереотипность и напряженность возникающих аффективных образов препятствует целостному восприятию ребенком читаемых книг, наблюдаемых явлений; мешают развитию сюжета игры самим ребенком и установлению и усложнению .взаимодействия с ним партнера (взрослого или другого ребенка).
Важнейшей задачей психологической коррекции на этом уровне является восстановление всей психодраматической структуры целиком, доведение ее до разрешающего аффективное напряжение положительного конца. Это возможно лишь с постепенным подключением неразвитых у такого ребенка аффективных образований более высокого четвертого уровня (эмоционального сопереживания). Накладывание эмоционального контроля на агрессивные действия третьего уровня может достигаться в результате следующих параллельно идущих направлений коррекции: постоянной интерпретации взрослым имеющихся агрессивных действий как положительных и попыток введения в игру и рисунок героических образов, с каждым шагом все более социально ориентированных (от наиболее доступного на начальном этапе работы образа "разбойника" до "богатыря", "защитника").
В отличие от основного способа коррекции ряда агрессивных действий на втором уровне использование приема острого сиюминутного проигрывания психодрамы малоэффективно. Ребенок обычно сразу не соглашается с предлагаемыми ему вариантами быстрого выхода из страшных и опасных ситуаций, переживание которых для него актуально; с "развенчанием" злодеев, которые постоянно фигурируют в сюжетах его игр и разговоров. Напротив, при таких слишком прямых попытках взрослого вмешаться, подобрать благополучную антитезу страшной или безвыходной ситуации, на второй ребенок прочно фиксировался, могут резко возрастать его негативизм, раздражительность и беспокойство. Ребенок может уйти от контакта.
Более эффективным нам кажется прием "отвлекающей психодрамы. Она дозволяет смоделировать всю структуру психодрамы, но с отвлечением ребенка от сильного аффективно заряженного образа, который разрушает игру, не дает возможности ее разворачивать.
Происходит это следующим образом: психолог соглашается с присутствием в сюжете игры страшного или неприятного персонажа или опасной ситуации, но временно отодвигает их рассмотрение, отвлекая ребенка рядом специально вводимых им эмоциональных деталей, подробностей сюжета. Очень удобно и эффективно делать это в совместном с ребенком рисовании. Пример: мальчик погружен в свои фантазии о страшных собаках "диках" - слугах злого волшебника, о тех расправах, которые они могут чинить каждому, о глубоких пещерах, где они живут и "творят всем зло". По просьбе психолога, он соглашается все это изобразить на бумаге: рисует схематично и разорванно, фиксирует главным образом отрицательно окрашенные аффективные детали: "черная спина", "страшные зубы", "черное отверстие", обозначают подземелье и запутанные нити подземных лабиринтов. Психолог, советуясь с ребенком, понемногу добавляет ряд своих деталей в рисунок - вначале самых нейтральных (раз "Дик" - собака, давай нарисуем ей хвост, какой он-пушистый или совсем маленький? и т. п.), затем все более и более положительно окрашенных, вносящих в изображаемую ситуацию впечатления уюта, красоты, актуализирующих положительные ощущения из аффективного опыта самого ребенка. Так, в пещере горит фонарик, а сами "дики" -спят на мягких подстилках, укрывшись разноцветными одеялами; в "дремучем лесу с опасными зверями", окружающем пещеру, встречаются и прекрасные цветочные поляны или неожиданно-огромная спелая земляника и т.д. Эти аффективно положительные детали, изображаемые в рисунке, помогают прежде всего временно отвлечь ребенка от спонтанной агрессивной направленности его сюжета, а затем и преодолеть ее. Это получается в результате того, что накопление и постепенное усиление положительного аффективного знака ситуации в целом начинает соперничать с отрицательной доминантой и может блокировать ее. Часто этот момент особенно заметен при достижении какой-то наиболее яркой положительной аффективной точки ситуации или образ непосредственно не связанных с основной линией сюжета и в корне его меняющих. Так, в рассматриваемом примере таким сильным образом оказалась "огромная красная ягодка", которая действительно на рисунке возникла как большое красное пятно, притягивающее внимание ребенка. Наткнувшись на нее "злодеи" стали, угощаться сами и угощать всех вокруг (под листьями психотерапевт "находил" все новые и новые ягоды), забыв про свои злодейские функции.