Ции. Описание ситуации со слабым намеком на условия ее возникно-

Вения. Чем активнее слушает консультант, тем полнее выясняются

Условия. Одновременно можно выяснить серьезность проблемы и

Осуществить скрытый поиск перспектив выхода из нее. Для консуль-

Танта важно выбрать свою философию, точку зрения, позицию.

Пример: «достичь адекватного поведения в соответствующей

ситуации». Или: «изменить отношение клиента к ситуации, оставив

прежним поведение».

Я с т а д и я . Выяснена проблема, проанализированы условия ее

Происхождения, дальше — конкретизация целей психотерапии и по-

Становка задач. Первостепенной задачей психолога является выбор

Такой позиции, которая позволяла бы зафиксировать и осознать ком-

Плекс условий, порождающих у клиента определенную совокупность

Эффективных и поведенческих функций, следовательно, понять при-

Чины того, что с ним происходит.

Пример: выбор адекватных целей: «Научиться отдыхать в ус-

ловиях психологической и физической перезагрузки». Задачи могут

Переопределяться.

Я с т а д и я . Выбор способа решения задачи через осознание и

Реализацию — это ответственность клиента. Стратегии решения задач

Могут осознаваться и могут быть неосознанными.

Пример: анализируя проблему во взаимодействии с клиентом,

Психолог изменяет, переструктурирует задачи, выстраивая новую ре-

Ферентную структуру, которая приводит клиента к переосмыслению

Своего старого (отрицательного) опыта. Следовательно, действия

Осознания и переструктурирования лежат в основе многих психотера-

Певтических моделей.

В целом любое психологическое средство воздействия, выбирае-

Мое консультантом, должно быть соотнесено с тем, что осознано им о

Клиенте.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий

и феноменологии переживаний клиента, среди них:

- обеспечение эмоционального отреагирования;

- прорабатывание и символическое удовлетворение тех или

Иных фрустрированных потребностей;

- создание условий для инсайта и катарсиса;

- подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

- анализ при необходимости явлений переноса и контрпереноса;

- обеспечение условий для глубинной личностной рефлексии

И проживания ситуации свободного и ответственного выбора и т. д.

[3, с. 52].

Критерии эффективности процесса психологического взаимо-

действия:

- способность клиента фиксировать свои текущие переживания;

- способность клиента диссоциироваться с неэффективными ре-

Ферентными структурами, переструктурировать их (смена аффектив-

Ной позиции клиента);

- способность клиента персонализировать новые знания, средст-

Ва и способы.

Эффективность и последствия консультационной работы:

- Хорошие отношения между психологом и клиентом — исход-

Ная предпосылка психотерапии.

- Ослабление напряжения на начальной стадии — появление

Способности клиента обсуждать данную проблему.

- Когнитивное обучение за счет получения психологической ин-

Формации.

- Изменение поведения клиента за счет нового опыта.

- Приобретение социальных навыков на модели поведения пси-

Хотерапевта.

- Усвоение или осознание новых форм поведения.

Тема 3

Индивидуальные предпосылки

Для выполнения профессиональной роли

Психолога-консультанта

Любой вид профессиональной деятельности предполагает нали-

Чие психологических особенностей субъекта труда, соответствующих

Требованиям профессии. В значительной степени это относится к

специалистам помогающей деятельности, поскольку главным «инст-

рументом» их труда, по мнению многих исследователей, являются

Они сами.

Особенности помогающего как субъекта деятельности, способст-

Вующие его успешности, не есть некоторые врожденные, закостене-

Лые конструкции, а представляют собой те свойства и качества, кото-

Наши рекомендации