Социальное поведение и трудовая деятельность

Труд– фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида деятельности является утилитарность ее целей.

Свободная деятельность– здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей, достижение которых способствует удовлетворению его социальных и духовных потребностей. Она имеет культурный, свободный и творческий характер.

Игра– это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему остается труд . Труд – это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. Понятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для человека целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельности преобладают внутренние социотворческие цели.

«Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логике своего развития цели внутренние, – там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребностей, культурная, человекотворческая, свободотворческая, – в данном случае мы имеем дело со свободной деятельностью» (Яшин Г. А., 1996, с. 7). Таким образом, труд – это в большей мере преодоление себя, подчинение внешним целям, в то время как свободная деятельность – это самореализация, самоактуализация. С этим теоретическим положением вполне согласуются данные социологического исследования (1996): 49 % опрошенных относятся к труду как к печальной необходимости (К. Каариайнен, Д. Е. Фурман), и не исключено, что те, кто не представляет себе жизни без труда (27 %), реализуют в нем свои внутренние цели.

Свобода и несвобода в профессиональной деятельности делает соотносимыми понятия «труд» и «игра» .

Как в труде есть доля игры, так и в игре есть доля труда. Все дело – в мере сопротивления объекта труда человеку: чем оно жестче, тем данный вид трудовой деятельности тяжелее и напряженнее; чем более «проницаем» объект труда для субъекта, тем больше игрового момента содержит в себе данная трудовая деятельность (Яшин Г. А., 1996).

Профессионализм

При удачном выборе профессиональной деятельности человек к зрелому возрасту накапливает в своей профессиональной области такой опыт, что объект труда становится для него максимально «проницаемым», а свою работу он выполняет «играючи».

Профессионал – это человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда.

Профессиональная адаптация означает:

– вхождение человека в ролевую структуру группы;

– принятие человеком всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов и условий;

– приспособление не только человека к профессии, но и профессии к человеку (Маркова А. К., 1996, с. 79).

Профессионализм человека означает также овладение психологическими средствами труда: операциями и действиями, а также более крупными их объединениями – способами, приемами, навыками и умениями; «техниками» – совокупностью приемов, умений, навыков, применяемых для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения; технологиями, которые означают планирование психологической стороны производственного процесса и подчинение поставленным системам целей его содержания и методов, контроль за достижением поставленных целей (Маркова А. К., 1996, с. 82).

Наши рекомендации