Формы и методы борьбы с вредным употреблением алкоголя.

Так же, как и в случае с курением, разнообразные меры, направленные на борьбу с вредным употреблением алкоголя, могут преследовать различные цели: предотвращение раннего потребления алкогольной продукции, предупреждение об опасностях злоупотребления алкоголем, ограждение людей от негативных последствий действий лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, лечение людей, страдающих алкогольной зависимостью и т.д. Начиная с 1979 года, антиалкогольная политика активно продвигается Всемирной организацией здравоохранения. Но только в 2010 году ВОЗ разработала Глобальную стратегию сокращения вредного употребления алкоголя (The Global Strategy to Reduce the Harmful Use of Alcohol). Стоит пояснить, что, в отличие от курения, эффективность антиалкогольной политики априори имеет ограничения, связанные с тем, что далеко не всегда потребление алкоголя приводит к негативным последствиям.

Поэтому ВОЗ в Глобальной стратегии использует понятие вредного употребления алкоголя, которое подразумевает употребление спиртного, имеющее пагубные медицинские и социальные последствия для пьющего, его окружения и общества в целом, а также формы употребления алкоголя, которым сопутствует повышенный риск неблагоприятных результатов в отношении здоровья. В Глобальной стратегии выделяются экономические и административные меры по сокращению потребления алкоголя: ценовые меры и налоги на алкоголь, ограничение продажи алкоголя, регулирование обстоятельств употребления алкоголя, ограничение маркетинга алкоголя, меры против управления автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также просвещение и убеждение, раннее вмешательство и лечебные службы.

В последние годы в России наблюдается заметная активизация политики формирования здорового образа жизни: приняты важные программные документы: «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения», «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака», созданы центры здоровья, поэтапно повышались ставки акцизов на алкоголь и табак и т.д. Практически в каждом регионе России принимались и принимаются соответствующие региональные программы. Однако, в нашей стране еще отсутствует системность действий по профилактике табакокурения и вредного употребления алкоголя.

Экономические меры. К экономическим мерам принято относить налоговые меры, а также введение минимальных цен на алкогольную продукцию.

Величина акцизов на алкогольную продукцию существенно различается в разных странах: в среднем, в пересчете на чистый спирт она составляет от 44,9% стоимости алкогольной продукции в Норвегии до 0,3% в Кыргызстане. Среднее значение, полученное экспертами ВОЗ по данным для 74 стран, свидетельствует о том, что акцизы составляют примерно 17% от стоимости алкогольной продукции.

В России крепкий алкоголь (водка и прочее) облагается в 2016 году акцизом из расчета 500 рублей за 1 литр. Ставка акциза на другую продукцию с долей алкоголя больше 9 процентов равна 400 рублям за 1 литр. Акциз за литр пива увеличится с 18 до 20 рублей.

А в цену бутылки обычного вина, если оно сделано из отечественного винограда, включен акциз из расчета 5 рублей за литр. Для производителей игристых вин акциз равен 13 рублей за литр.

Обзор исследований по налогообложению алкоголя подтверждает, что с ростом цены алкогольной продукции ее потребление сокращается. Введение налогов особенно эффективно в снижении потребления алкоголя молодежью. В некоторых странах в качестве меры борьбы с ростом потребления спиртного среди молодых людей были введены специальные налоги на популярные у молодежи слабоалкогольные коктейли. Эта мера оказалась эффективной и привела к снижению продаж и потребления этих алкогольных коктейлей.

Увеличение налогов на алкоголь в некоторых странах оказало значительный эффект на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и цирроза печени.

Административные меры.К административным мерам относят широкий круг мер, ограничивающих доступность алкоголя на рынке, регулирующих правила продвижения алкогольной продукции, а также устанавливающих ограничения для вождения транспорта.

В условиях серьезного лоббирования своих интересов компаниями-производителями пива и вина государству очень сложно проводить политику по снижению отрицательных эффектов потребления алкоголя.

Меры, ограничивающие доступность алкогольных напитков, - это, прежде всего, монополия на производство и/или продажу алкоголя, лицензирование, регулирование продаж в точках розничной торговли (супермаркеты, магазины алкогольной продукции) и в местах покупки-потребления алкоголя (бары, пабы, рестораны), ограничения времени и места продажи алкоголя, а также возрастные ограничения (повышение минимального возраста для покупки алкоголя).

Исследование, проведенное в НИУ ВШЭ в 2012 г., показало, что чем жестче ограничения, тем меньше потребляется алкоголя в регионе, при этом наиболее эффективны ограничения на продажу спиртного в вечерние часы. Ужесточение наказания за несоблюдение правил потребления спиртных напитков, включая пиво и прочие слабоалкогольные напитки. До недавнего времени в России пиво официально не считалось алкогольным напитком, и на него эти ограничения не распространялись.

Ограничение вождения. Из 133 стран мира, по которым ВОЗ располагает доступной информацией, 52 страны установили максимально допустимое содержание алкоголя в крови на уровне 0,05%, еще 46 стран - на уровне 0,08%, 14 стран – на уровне 0%. В 18 странах применяются отдельные, более низкие нормы содержания алкоголя в крови для молодых и/или начинающих водителей. Среди них 8 стран (Австралия, Хорватия, Фиджи, Германия, Словения, Македония, Танзания, Палау) не допускают даже самого минимального содержания алкоголя в крови молодых водителей.

Информационные и консультационные меры. Так же как и в случае антитабачных мер, информационные и консультационные меры могут быть достаточно разнообразными – это и предупреждения, и консультации врачей, и горячие линии, и, конечно же, разнообразные кампании в СМИ. Предупреждения могут использоваться как в упаковке алкогольной продукции, так и в ее рекламе.

Введение периодически обновляемых предупреждений на упаковке алкогольной продукции. Сегодня в России предупреждения не обновляются и не содержат информации о характере вреда от потребления алкоголя. Готовится закон о более полных предупреждениях.

Кампании в СМИ – крайне популярная мера: 83% стран прибегают к тем или иным способам информирования населения о вреде алкоголя. Наиболее значимые цели таких кампаний – это предупреждение об опасностях нетрезвого вождения, о социальных последствиях, вызванных вредным употреблением алкоголя, о последствиях потребления алкоголя для здоровья взрослых и детей (в том числе, еще не родившихся), об опасностях потребления нелегального алкоголя, о влиянии алкоголя на работоспособность и т.д.

Так, например, в США известные удачные кампании, направленные против нетрезвого вождения, позволили сократить число аварий, сопровождающихся серьезными повреждениями, на 10%, а общее число аварий, связанных с нетрезвым вождением, – до 13%.

Образовательно-просветительская работав школах, средних технических и высших учебных заведениях. Особенно эффективна такая работа в средних классах школы, где школьникам необходимо разъяснять риски употребления алкоголя и табака.

Консультативная помощь. Широкое информирование населения о возможности проверить базовые характеристики здоровья в медицинских учреждениях, в Центрах здоровья и Школах здоровья для взрослых и детей. Любой гражданин Российской Федерации вне зависимости от места его регистрации и проживания при наличии паспорта и полиса ОМС имеет право обратиться в ЦЗ. В 2012 году разработаны подробные методические рекомендации по организации и деятельности Центров здоровья.

В настоящее время в России действует 698 центров здоровья (503 центра для взрослых и 195 для детей) в расчете на 143 млн. человек, т.е. 1 центр на 205 тыс. потенциальных клиентов.

Профилактика наркомании.

На государственном уровне профилактика наркотической зависимости декларируется как двухкомпонентная система, включающая меры по ограничению распространения наркотиков и антинаркотическую пропаганду, обеспечиваемую средствами массовой информации и социальными институтами.

Лица, на которые направлены те или иные профилактические меры, называются целевыми группами профилактики. Каждая из них высоко восприимчива к одним профилактическим мерам и менее или совсем не восприимчива к другим.

Наши рекомендации