Воображение грядущей катастрофы

Основатель когнитивной терапии Альберт Эллис следующим образом описывает склонность представлять себе грядущие бедствия:

«Тревожные мысли часто начинаются со слов: «А что если…?» А что если моя дочь забеременеет? А что если я потеряю работу? А что если я внезапно заболею и стану инвалидом?».

Такой способ ухода в будущее возникает, когда человек защищается от будущего, воображая себе ужасный исход. Он беспокоится о будущих бедствиях и страдает от этого в настоящий момент. Этот транс образуется, когда с ребенком случается реальная беда и он думает, что теперь так будет происходить всю жизнь. Внутренний ребенок в душе взрослого постоянно воображает катастрофы и считает их настоящими. Поэтому он мучается и страдает прямо сейчас. Таким способом прошлые катастрофы защищают его от будущих.

Фантазии

В этой разновидности ухода в будущее ребенок грезит о грядущем блаженстве. Эти мечты защищают его от боли, которую он испытывает в собственной семье. Например, он мечтает, как за ним «приплывет корабль и увезет его далеко-далеко», или «его талант признают все». Иногда он мечтает о том времени, когда «о нем будут заботиться». Это становится проблемой, когда внутренний ребенок в душе взрослого продолжает грезить о нереальном волшебном будущем. Женщина, с которой я как-то работал, много лет поддерживала отношения с человеком, который мучил и оскорблял ее. Она мечтала, что «когда-нибудь он оценит меня». Темная сторона ее внутреннего ребенка гипнотизировала ее, заставляя верить в чудо, в то время как взрослая женщина была измучена и зла на партнера.

Очень важно заметить, что в любом виде ухода в будущее внутренний ребенок так сильно гипнотизирует взрослого, что последний не способен адекватно воспринимать настоящее.

Откуда берется этот транс? Ребенок в стрессовой ситуации часто лувствует себя растерянным, смущенным, обезумевшим, бессильным, йогда наблюдатель создает фантазию, помогающую отстраниться от этих чувств.

Например, я работал с женщиной, которая в детстве должна была заботиться о своем больном отце. Она чувствовала себя загнанной в ловушку. Собственный механизм выживания заставлял ее мечтать о чудесном парне, который увезет ее прочь от этой невыносимой жизни.

Другой пациент чувствовал себя маленьким ребенком, живущим в (бедности. Он мечтал, что когда-нибудь на него свалятся сказочные деньги. И ему становилось легче.

В обоих случаях фантазии помогали ребенку справиться с ситуацией. Проблема возникает, когда они продолжают действовать автоматически. Когда женщина пришла ко мне, она рассказала о множестве [мужчин, от которых она ждала помощи. Она так и не сделала карьеры, а эти мужчины вовсе не желали помогать ей. Она была несчастна, очень |ильно нуждалась, только что рассталась с очередным мужчиной.

Ребенок в душе мужчины из последнего примера постоянно страдал от недостатка денег. Вместо того, чтобы работать, он мечтал, что Деньги сами придут к нему. Он изучал философию «Нью-Эйдж» и верил, что, постоянно представляя себе деньги, он привлечет их к себе см. главу 14 «Псевдодуховность»). Когда он пришел ко мне, он был же-Ват, разорен, жил в грузовике и продавал вещи, чтобы как-то прожить.

Такова власть транса «ухода в будущее». Темная сторона внутреннего ребенка облегчает боль, но действует без всякой обратной связи с реальностью, считая реальностью свои фантазии. Внутренний ребе-'нок — не плохой и не глупый, но то, что помогает в возрасте 2–6 лет, далеко не всегда помогает в 36.

Вначале фантазии вызваны событиями, произошедшими в дет-Ьве. Проблемы появляются, когда они становятся автономными и начинают жить своей собственной жизнью, без всякой связи с реальностью; и тогда человек живет своими фантазиями о будущем, не замечая настоящего.

Еще один транс ухода в будущее возникает, когда человек начинает беседовать с самим собой, уходя во внутренний диалог (см. главу 7 Внутренний диалог»).

Например, он говорит себе: «У меня никогда не будет того, что мне хочется». Не только настоящее, но и будущее кажется ему ужасным.

Этот транс испытывает не взрослый, а внутренний ребенок. Взрослому доступно множество ресурсов. А внутренний ребенок считает, что никаких ресурсов у него нет. Прошлая боль продолжает мучить его в настоящем, переходя в воображаемое будущее. Застывшее прошлое скрывает и настоящее, и будущее.

К несчастью, внутренний ребенок так замечательно гипнотизирует взрослого, что тот уже и сам не понимает, где он находится: в прошлом, настоящем или будущем. Недавно я лечил терапевта, который, в свою очередь, лечил семейную пару. Он был очень зол на своих пациентов. Он возмущался: «Почему этот человек живет с такой ужасной женщиной?» В процессе терапии он понял, что его внутренний ребенок переносил его собственный прошлый опыт на эту пару. Он видел в них своих родителей. Наблюдая за своим внутренним ребенком, он обнаружил, что переносил свои отношения к родителям на множество ситуаций в своей взрослой жизни. Это случается чаще, чем думают психотерапевты. Я много лет занимался семейной терапией. Когда я наблюдал за работой других семейных терапевтов, я видел, что порой они впадали в детство и чувствовали себя бессильными помочь своим пациентам. Такова власть возрастной регрессии. Даже очень опытные семейные терапевты находятся под властью темной стороны внутреннего ребенка. Если в процессе терапии семейная пара пробуждает этого ребенка — терапевт чувствует себя беспомощным. Точно так же чувствует себя ребенок: он бессилен помочь своей семье. Оттого-то семейные трансы настолько сильны, и часто даже опытные терапевты работают с ко-терапевтом. Есть надежда, что хотя бы один из них сохранит способность оставаться в настоящем.

Трансы внутреннего ребенка рождены хаосом; как же он может создать что-либо еще, кроме хаоса? Он смотрит на мир сквозь призму хаоса, пытаясь как-то упорядочить его с помощью транса и создавая еще больший хаос.

Я работал с женщиной, которая очень переживала оттого, что через две недели она должна была окончательно развестись с мужем. Я предложил ей найти внутреннего ребенка в своем теле. Он часто находится там, создавая боль в шее, груди, желудке, копчике, а в крайних случаях — вызывая паралич. В своей прошлой книге «Трансы, в которых живут люди», я писал, что трансы вызывают напряжение в мышцах и затрудняют дыхание.

Итак, я попросил женщину целенаправленно создать ребенка, живущего в ее желудке, и поместить туда страх и внутренние голоса. Я попросил ее продолжать создавать страх и мрачные фантазии. Я спросил ее: «В чем разница между вами (наблюдателем) и внутренним ребенком?» Она ответила: «Я могу наблюдать за внутренним ребенком». Я попросил ее продолжать создавать внутреннего ребенка и страх катастрофы. Создав их целенаправленно, она взяла под контроль испуганного внутреннего ребенка и поняла, что она — его наблюдатель и создатель, после чего смогла прекратить создавать его.

Важнейшая задача наблюдателя — намеренно и осознанно создавать внутреннего ребенка. Наблюдатель не просто наблюдает — он участвует в создании наблюдаемой им реальности. Намеренное создание дает ему возможность выбора. Вы пробуждаете творческий аспект наблюдателя тем, что просите его осознанно и намеренно создать то, что он до сих пор создавал бессознательно. Раньше наблюдатель спал в глубоком трансе. Создав осознанно свой собственный транс, он просыпается и вновь обретает свои творческие способности.

3. Планирование

«Планирование» появляется, когда ребенок не может сказать родителям, что он чувствует на самом деле. Он представляет себе, как в будущем он расскажет им о своих чувствах, они услышат его и поймут, как они были неправы.

Я знал одного знаменитого писателя, посвятившего роман разоблачению своего отца. Он читал его публично — рассказ о том, какой он хороший, и какой плохой у него папа. Самым удивительным был конец рассказа: папа признал свою ошибку и понял, что сын был прав. В этом месте аудитория разразилась аплодисментами. Почему? Потому что множество людей находится в таком же трансе. Другой вид планирования — мечты ребенка о том, как он когда-нибудь отомстит родителям. Это транс «победы путем поражения». Я часто прошу пациентов закончить предложения:

1. Я сделаю тебе назло тем, что…

2. Я расквитаюсь с тобой тем, что…

3. Я тебе покажу! Я никогда в жизни…

4. Я тебе покажу! Я обязательно…

Эти вопросы делают тайное явным и раскрывают классический мазохистский транс темной стороны внутреннего ребенка.

4. «Объяснения»

Я называю этот транс: «Сыграй еще разок, Сэм!», потому что мой приятель постоянно планировал объяснения, беседы и оправдания в будущем. Когда он обнаружил эту привычку, он заявил: «Снова ставим запись 98.74, пусть сыграет еще разок».

Этот транс возникает в том случае, когда ребенок делает что-то неправильно и знает по прошлому опыту, что его за это накажут. Поэтому темная сторона внутреннего ребенка планирует, как он будет оправдываться. Ребенок повторяет доводы «за» и «против», словно адвокат перед процессом. Внутренний ребенок находится в трансе оправдания, постоянно объясняя свои поступки, чувства, реакции и отвечая на многочисленные «почему?». Прав он или нет — транс воображаемой катастрофы и ужасного наказания продолжается и во взрослом возрасте.

5. «Ловушка любви»

В когнитивной терапии этот вид транса называется «ловушкой любви»:

«Этот извращенный способ мышления основан на применении правил, законов и договоров к превратностям и хитросплетениям человеческих отношений. Беда в том, что два человека редко согласны между собой в том, что такое любовь, — и нет такого суда или арбитра, который мог бы помочь им. Любовь — субъективное представление о том чего вы ожидаете, желаете или надеетесь получить от партнера. Эта ловушка так соблазнительна, что каждый из нас оказывается в ней.

Ловушка любви часто выражается в условном наклонении: «Если бы он любил меня, то…»

Если бы он любил меня, он бы помогал мне достичь оргазма… Если бы наш брак был настоящим, она бы любила ходить со мной в походы… Если бы он любил меня, он бы помогал мне по дому после рабо ты… Если бы они больше ценили мою работу, они бы повысили меня в должности…

Как заманчиво размышлять о том, каким бы стал мир, если бы люди по-настоящему любили или действительно ценили вас! Но другие люди считают иначе, и вы вряд ли сможете заставить их смотреть вашими глазами — только причините себе боль».

Мак-Кей

Как возникают эти трансы?

Их создает наблюдатель, который видит картинку, где изображены мама и папа. Он смотрит, что они делают, и принимает их в качестве образца для создания будущего. Наблюдатель создает внутреннего ребенка, подражающего родителям. Затем наблюдатель засыпает, а созданный им ребенок ходит, говорит, действует и чувствует, как его родители. Вот почему часто, если у вас есть дети, вы ведете себя с ними так же, как ваши родители вели себя с вами.

В «ловушке любви» определенная система ценностей унаследована ребенком от мамы, папы или их обоих. Они научили ребенка тому, что такое любовь. Например, мама и папа заключили неписаный договор, что папа работает, а мама сидит дома с детьми. Предполагается, что этот договор и есть «любовь». Если мама хочет съездить к сестре на несколько дней — папа скажет: «Значит, ты меня не любишь». Если родители платили за ваше образование, а вы бросили учебу — они (скажут: «Значит, ты нас не любишь — мы ведь платили за тебя». «Любовь» относится и к конкретному поступку, и к системе ценностей. Наблюдатель узнает, что такое «любовь», а затем учится действовать т чувствовать соответствующим образом: расстраиваться, считать серя обманутым, радоваться, когда договор о «любви» соблюдается или нарушается.

В середине 70-х годов в Лос-Анджелесе проводился семинар на тему: «Если бы ты любил меня…». Когда гневные или депрессивные внутренние дети в душах взрослых появились на свет, они начали требовать выполнения неписаных контрактов, не подвергая их ни малейшему сомнению. Эмоциональное состояние взрослого — результат влияния внутреннего ребенка, повторяющего мнения своих родите-ей о том, что такое любовь и предательство.

Следующий шаг

Как справиться с «уходом в будущее»

Шаг 1. Осознайте, когда внутренний ребенок «уходит в будущее».

Шаг 2. Определите, какой способ он использует:

1. Воображение грядущей катастрофы.

2. Фантазии.

3. Планирование.

4. Объяснения.

5. Ловушки любви.

Шаг 3. Осознайте, где находится внутренний ребенок внутри вашего тела, заметив напряженное или болезненное место.

При воображении грядущей катастрофы

Диалог с внутренним ребенком.

Задайте ему эти вопросы и запишите ответы. Добейтесь уверенности, что эти ответы вы получили именно от ребенка, а не от взрослого, представляющего, что мог бы сказать ребенок.

I. 1. После какого происшествия ты начал представлять себе будущие катастрофы?

2. О каком происшествии ты не знаешь — но мог бы после него начать представлять себе будущие катастрофы?

3. Какая катастрофа в прошлом могла бы защищать тебя в будущем?

4. О какой катастрофе в прошлом ты не знаешь — но она могла бы защищать тебя в будущем?

5. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?

II. 6. Намеренно сопротивляйтесь опыту.

7. Намеренно примите опыт.

8. Намеренно создайте опыт и сопротивление.

9. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.

При фантазиях

Задайте внутреннему ребенку вопросы и запишите его ответы.

I. 1. Какому событию в прошлом ты сопротивляешься?

2. Какое событие могло случиться в прошлом, о котором ты не знаешь, — но после него ты мог начать фантазировать о будущем?

3. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?

II. 4. Намеренно сопротивляйтесь опыту.

5. Намеренно примите опыт.

6. Намеренно создайте опыт и сопротивление.

7. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.

При планировании

Задайте внутреннему ребенку вопросы и запишите его ответы.

I.1. Какое событие в прошлом ты переносишь в будущее?

2. Что могло случиться в прошлом, о чем ты не знаешь, но переносишь в будущее?

3. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?

II. 4. Намеренно сопротивляйтесь опыту.

5. Намеренно примите опыт.

6. Намеренно создайте опыт и сопротивление.

7. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.

При «объяснениях»

Задайте вопросы внутреннему ребенку и запишите его ответы.

I. 1. Что могло случиться в прошлом, что заставило тебя оправдываться?

2. Что могло случиться в прошлом такого, о чем ты не знаешь, но оно заставило тебя продолжать оправдываться?

3. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?

II. 4. Намеренно сопротивляйтесь опыту.

5. Намеренно примите опыт.

6. Намеренно создайте опыт и сопротивление.

7. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.

При «ловушке любви»

I. 1. Осознайте, где находится внутренний ребенок во время появления «ловушки любви».

2. Чью систему ценностей и чувств (мамы, папы, обоих) принимает внутренний ребенок?

II. 3. Наблюдайте за тем, как система ценностей мамы и папы про является по отношению к конкретному чувству.

4. Посмотрите на чувства, приходящие от мамы и папы.

5. Создайте их чувства и голоса несколько раз.

6. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.

Резюме

Ключ к освобождению от трансов внутреннего ребенка — пробуждение. Помните:

1. Вы (наблюдатель) пребываете в трансе внутреннего ребенка.

2. Найдите местоположение внутреннего ребенка в своем теле.

3. Осознайте, какой вид транса вы используете.

4. Наблюдайте и создавайте трансы до тех пор, пока вы (наблюдатель) не сможете принять ответственность за темную сторону внутреннего ребенка.

Пробуждение растворяет клей, которым вы склеены с трансом «ухода в будущее». Пробудившись, наблюдатель останавливает свой механизм, создававший одни и те же проблемы снова и снова.

Глава 6

Отрешенность: вдали от себя и других

Отрешенность — транс, созданный наблюдателем для того, чтобы помочь ребенку отстраниться от неприятной ситуации. В психологии его обычно называют диссоциацией. Человек чувствует себя так, словно его здесь нет. Проблемы возникают, когда наблюдатель засыпает, и внутренний ребенок автоматически оказывается в трансе отрешенности.

Существует несколько способов создания отрешенности.

Бесчувственность

В мучительной ситуации наблюдатель может отделить от ребенка какую-то часть его (или ее) личности. Например, если ребенку не позволяют выражать любовь, — наблюдатель отделяет от ребенка чувство любви. Спустя много лет внутренний ребенок может вводить взрослого в транс отделения от интимности. Если ребенку запрещают злиться — наблюдатель отделяет от ребенка чувство злости. Впоследствии злость все же может прорваться; но когда его спрашивают: «Ты злишься?» — он отвечает: «Кто, я? Что вы! Я никогда не злюсь». Взрослый считает, что он никогда не злится. Только какая-то отдельная его часть может разозлиться — и стоит лишь избавиться от нее, как сразу все наладится.

Исчезновение

В неблагополучной семье ребенок может научиться чувствовать себя так, «словно его здесь нет». Наблюдатель, чтобы защитить ребенка от родителей-алкоголиков, может создать у ребенка чувство, словно он исчез и стал невидимым.

Этот транс может создать серьезные проблемы во взаимоотношениях, особенно в моменты интимности. Человек в буквальном смысле этого слова исчезает, мысленно переносясь в горы, на море, в лес — куда угодно, лишь бы не оставаться здесь. При этом тело продолжает действовать, как обычно, — улыбаться, кивать, участвовать в разговоре. Часто люди не помнят, о чем они говорили в это время, что делали, с чем соглашались.

Отрешенность часто используется в «духовных практиках». Медитация может превратиться в медикамент, помогающий стать глухим, немым и бесчувственным. Разница между истинной медитацией и отрешенностью очень проста. Если вы вольны как злиться, так и не злиться, — тогда вы находитесь в состоянии чистого наблюдения, или медитации. Если вы не способны (либо не позволяете себе) испытывать какие-то чувства, и хотите скрыться от них под маской духовности, — тогда вы используете медитацию как лекарство, а духовная философия просто усиливает вашу отрешенность. Вы находитесь в трансе диссоциации и думаете, что вы медитируете, так как вам хорошо и спокойно. На самом деле, однако, под вашим трансом скрывается рана. Стратегия наблюдателя — создать диссоциативный транс, принявший вид медитации, который в реальности является смесью отупения и амнезии.

У меня был друг-психиатр, считавший себя чрезвычайно духовной личностью, так как он был бесчувственным. Он довел себя до анорексии и называл ее «голоданием». Когда болезнь начала прогрессировать, он начал применять клизмы под видом «очищения».

Отрешенность внутреннего ребенка в душе взрослого может стать такой сильной, что в ход идут любые средства, лишь бы ничего не чувствовать (см. главу 14 «Псевдодуховность»).

Я не есть мое тело

В этой разновидности транса какая-то часть тела может восприниматься как «не моя». Например, в западной культуре люди часто отстраняются от сексуальных ощущений. Мужчины называют свой пенис по имени, словно он живет сам по себе. Актер Робин Вильяме называл свой пенис «Мистер Счастливчик».

Этот транс создает далеко идущие последствия в виде сексуальных расстройств. У женщин они приобретают формы фригидности, у мужчин — импотенции или преждевременной эякуляции. Если мужчина отстраняется от собственного пениса, он может либо вообще не испытывать сексуальных ощущений (это ведет к импотенции), либо сосредоточиться только на пенисе, игнорируя остальное тело (преждевременная эякуляция). Женщина, не способная испытывать оргазм, может быть отстранена от своих гениталий. Часто эти заболевания возникают после сексуальных оскорблений, нанесенных в детстве (см. главы 13 «Сенсорное искажение» и 14 «Псевдодуховность»).

Иногда ребенок может воображать, что его (ее) рот отделен от его (ее) тела. Например, ребенку приходится постоянно подыгрывать родителям, говоря им то, что они хотят услышать. Он чувствует, что слова идут не из глубины его души, а словно произносятся кем-то другим. Голова автоматически кивает, улыбается, притворяется — и наблюдатель создает транс, защищая истинные чувства ребенка. Через много лет на работе или в близких отношениях внутренний ребенок будет автоматически «подыгрывать», оставаясь в трансе «на самом деле меня здесь нет».

У меня был пациент — профессор Гарвардского университета. Он жаловался на импотенцию. Во время лечебного сеанса он ощутил, что его голова отделилась от тела и парит наверху. Когда он попытался вернуть голову на место, у него прорвались подавленные сексуальные чувства по отношению к матери. Его сексуальность была настолько связана с матерью, что в мыслях (в голове) у него не было представления о собственном пенисе; все его ощущения оставались лишь в голове. Когда он соединил голову с телом, сексуальные чувства, направленные на мать, внезапно проявились.

Отрешенность создается, чтобы помочь ребенку выжить. Отрешенность означает: быть скорее там, нежели здесь. Она возникает, когда ситуация становится угрожающей. Ребенок справляется с угрозой. Исчезая из ситуации. Если родители — алкоголики, ребенок исчезает, чтобы скрыться от страшного настоящего. В случае инцеста ребенок скрывается, чтобы избежать контакта. В дальнейшей жизни отрешенность превращается в транс, отрезая от близости и интимности.

Как упоминалось раньше, обратная сторона отрешенности — слияние.

Слияние

Слияние — транс, при котором наблюдатель идентифицирует ребенка с одним из членов семьи. Ребенок словно сливается с ним. Иногда слияние происходит, когда ребенку приходится постоянно заботиться о ком-то из членов семьи. Наблюдатель создает две части личности внутреннего ребенка. Одна заботится о беспомощном родителе, а другая сливается с ним и становится им.

Другой пример — сексуальное насилие. В большинстве случаев взрослые, сексуально оскорбляющие детей, сами были оскорблены в детстве. Наблюдатель во время насилия создает образы жертвы и насильника. С этого момента внутренний ребенок состоит из двух частей: жертвы и насильника. Слиться с насильником — наилучший способ выжить в этой ситуации. Позже этот «насильник» будет продолжать защищать ребенка от насилия, заставляя его насиловать других. Именно темная сторона внутреннего ребенка чувствует потребность оскорблять и насиловать тех, кто слабее его. Дитя-насильник действует автоматически, вне контроля взрослого. Такова власть темной стороны внутреннего ребенка.

Недавно мой коллега направил ко мне пациентку, которую он назвал «духовной личностью». Она жаловалась на две проблемы: 1) она ничего не чувствовала; 2) в голове у нее звучали голоса, называвшие ее плохой, гадкой, отвратительной. «Я ненавижу себя», — заявила она.

Сначала она долго рассказывала мне, как она выходит из тела и летает под потолком. Эта летающая часть ее личности была духовной. Я спросил ее: «Вас когда-нибудь оскорбляли — физически или сексуально?» Она ответила: «Да, мой отчим зверски избивал меня и в это время говорил мне гадости». Я спросил: «Когда вы впервые вышли из тела?» Она ответила: «Во время избиения». Я предположил, что выход из тела стал автоматической защитой от боли, а вовсе не «духовностью». Тогда она закричала: «Но это моя единственная надежда!» Я ответил: «Это было вашей единственной надеждой, но сейчас это создает вам массу проблем».

Вот пример транса одухотворенной отрешенности. Маленькая девочка отделилась от своего тела, чтобы не чувствовать боли. Но часть ее личности продолжала страдать и сливалась с голосом отчима-мучителя, повторяя его слова, застывшие в ее голове; она спорила с ними, возражала им — а они по-прежнему звучали, рождая у нее чувство ненависти к себе. Я должен сказать, что она пришла ко мне всего два раза, и я не успел вылечить ее. Насилие — серьезная проблема, и ее вряд ли возможно быстро вылечить. Требуется много терпения и мудрости со стороны терапевта, а также осознанность и готовность к сотрудничеству со стороны пациента.

Наши рекомендации