Происхождения и сущности права
Теории происхождения права
По вопросу об истоках права и его сущности в юридической науке существует множество мнений и теорий. Самой ранней по времени возникновения является теологическая теория происхождения права. Сторонники данной теории утверждают, что право, как и все земное, имеет божественное происхождение - оно было создано Богом для регулирования поведения людей. Для христиан основными законами являются заповеди Моисея, содержащиеся в Библии; мусульманское право, содержащееся в Коране, представляет собой откровения Аллаха и т. п. Ученые отмечают уязвимость теологической теории в научном отношении. Однако особенность последней, как уже указывалось, состоит в апелляции ее сторонников не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Поскольку утверждается, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, они просто должны верить, что все создано Богом - в том числе и право.
Другой распространенной в литературе теорией происхождения права является естественно-правовая теория, которая исходит из дуализма права. Сторонники этой теории утверждают, что изначально всегда существовало и существует естественное право - наиболее общие закономерности, требования, продиктованные биологической природой человека. Естественное право присуще человеку от рождения. Оно представляет собой совокупность прав, которые являются необходимыми условиями жизнедеятельности людей: права на жизнь, свободу, равенство и др. Это право воплощает в себе разум и вечную справедливость. Позднее возникает так называемое позитивное право, т. е. нормы, правила поведения, которые создаются самими людьми, государством.
В отличие от представителей естественно-правовой теории ученые-юристы, принадлежавшие к исторической школе права, полагали, что право не создается законодателем, а возникает самопроизвольно, в результате развития народного духа, примерно так же, как возникает язык. Государство же, найдя готовое право, превращает его в действующее законодательство.
Суть следующей теории происхождения права - теории насилия - состоит в том, что право возникает вследствие осуществления насилия, завоевания. Одна группа людей, обычно племя, завоевывает другую и для того, чтобы господствовать на завоеванной территории, нуждается в постоянно действующей организации власти. Такой организацией становится государство, которое провозглашает выгодный для себя порядок в качестве права.
Марксистская теория происхождения права рассматривает процесс возникновения права в тесной взаимосвязи с возникновением государства. И государство, и право по марксистской теории представляют собой закономерный продукт исторического развития общества. Именно общество, его особенности являются причиной возникновения и существования государства и права. На определенном этапе своего развития родоплеменное общество раскалывается на классы с непримиримыми интересами. Одни классы, стремясь сохранить и поддержать свое господство над другими, создают право. Таким образом, право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса.
Теории сущности права
По вопросу о сущности права в юридической науке нет единого мнения. Наиболее распространенными являются нормативистская, естественно-правовая, психологическая, социологическая теории сущности права.
Нормативистская теория права определяет его как совокупность норм, охраняемых государством. Правовые нормы расположены в строгой иерархии и напоминают лестницу, на которой каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя - вытекает из верхней и подчиняется ей. На самой высокой ступеньке находятся нормы конституции государства, далее следуют нормы законов, затем - подзаконных актов вплоть до актов применения права.
С точки зрения естественно-правовой теории права отождествление права с нормативно-правовыми актами, издаваемыми государством, недопустимо, поскольку последние могут содержать неправовые элементы и закреплять произвол властей. Различие между правом и законом - это различие между позитивным правом и правом естественным. Именно естественное право есть то право, требованиям которого должна соответствовать жизнь общества.
Социологическая школа права рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Под правом понимается некое состояние общества, включающее в себя и законы, и правовые учреждения, и упорядоченные правом общественные отношения.
Психологическая школа права понимает под правом помимо норм, созданных государством, еще и психологические переживания людей, правовые эмоции, которые изначально присущи всем людям - так называемое интуитивное право. В отличие от позитивного права, которое является относительным, интуитивное, автономное право есть право абсолютное. Роль государства в отношении права незначительна, практически ничтожна. Не позитивные нормы, а психологические переживания людей являются главным элементом в механизме правового регулирования общественных отношений.
Анализ теорий происхождения и сущности права позволяет вычленить три основных точки зрения на данное явление:
· право - это то, что возникло и существовало до закона;
· право - это то, что возникает после закона;
· право - это и есть сам закон.
Ряд современных ученых-юристов пытаются обобщить наиболее ценные выводы и наблюдения, содержащиеся в различных теориях сущности права при помощи так называемого широкого (или интегративного) подхода. Они включают в право и естественное право, и юридические нормы (т. е. позитивное право), и правосознание, и даже правовые отношения. Однако подобное правопонимание не имеет большого числа сторонников в юридической науке, поскольку сущность права не может быть сведена к механическому объединению в единое целое его отдельных элементов.
Происхождение права
Право появилось вместе с государством. Можно сказать, что процессы возникновения государства и права шли параллельно. Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов - табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления - такой организацией становится государство - и появления нового вида социального регулятора -права.
Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, стоит заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например; сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремилось изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к их исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы.
Во-вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основе обычаев стало складываться общее право (подробнее см. главу 12), в основе которого лежали прецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в государстве в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.
Таким образом, право выросло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.
Словарь занятия
Дуализм - здесь: двойственность.
Кровная месть - обычай, в соответствии с которым члены рода убитого должны были в свою очередь убить убийцу или кого-либо из членов его рода.
Неправомерный - нарушающий требования норм права.
Правомерный - соответствующий требованиям правовых норм.
Прецедент - это решение органа государства (в большинстве случаев - суда) по конкретному делу, которое является образцом при разрешении других аналогичных дел.
Вопросы и задания
1. Что такое социальная норма? Какие виды социальных норм вы знаете?
2. Приведите примеры известных вам обычаев, в том числе традиций и ритуалов, которые активно применяются в современной жизни.
3. Когда появляются правовые нормы? Чем вызвано их появление?
4. Какие функции право выполняет в обществе?
5. В чем заключается социальная ценность права?
6. Сравните известные вам теории происхождения права: что в них общего и чем они различаются?
7. На примере истории Древней Руси покажите, как государство изживало обычай кровной мести.
8. Известный юрист Рудольф Иеринг полагал, что “право есть защищенный государством интерес”. О каком “интересе” писал Иеринг?
9. Английский философ Томас Гоббс утверждал, что “право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими”. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ примерами из истории человеческого общества.
10. Раскройте содержание существующих в юридической науке подходов к пониманию сущности права и выскажите свое мнение об их достоинствах и недостатках.