Этап игры (подготовительный)
Участникам игры предлагается:
1) В течение 5-10 минут устно обсудить в подгруппах и дать определение понятий:
подгруппа 1: воспитание, деятельностный подход, деятельность, личность, образование, освоение, ответственное (сознательное) отношение к природе, поведение, потребности человека;
подгруппа 2: психика, психические процессы, психические свойства, психические состояния, развитие, рефлексия педагогическая, рефлексия психологическая, самовоспитание, самообразование;
подгруппа 3: самореализация, сознание, социализация, способность, субъект, усвоение, учебная деятельность, формирование, эмпатия.
2) После обсуждения один из группы «озвучивает» результаты работы, представители других групп могут вносить свои дополнения, коррективы, выражать аргументированное несогласие. Ведущий или специально определенный «хранитель информации» (работает до этого с толковыми, энциклопедическими словарями, терминокартой № 1 - см. ниже), комментирует итоги работы каждой группы. До 20 минут.
Этап игры (основной)
Участникам игры предлагается:
1) Получить терминокарту № 2 (см. ниже), содержащую определения понятий: антропоцентрическое экологическое сознание, естественная среда, идентификация с природным объектом, моделирование экологических ситуаций, общение с миром природы, окружающая человека среда, окружающая человека среда, природа, природная среда, природоориентированная деятельность, природоцентрическое экологическое сознание, производственная среда, пространственная среда, психологические принципы коррекции экологического сознания, развивающая эколого-образовательная среда, социальная среда, среда обитания, субъективное отношение к природе, субъектификация природных объектов, экологическая психология, экологический субъект развития природы, экологическое образование, экологическое сознание, эколого-образовательный процесс, экологоориентированное мировоззрение, эколого-психологическая рефлексия, экоцентрическое экологическое сознание.
2) Далее, в течение 15 минут внутри подгрупп обсудить содержательные признаки данных понятий (задача каждой группы – за это время усвоить новые понятия, выделив в них основные отличительные признаки).
3) Поочередно устроить друг другу мини-экзамен: воспроизвести своими словами определение того или иного понятия, отвечают на вопросы, заданные друг другу, включают то или иное понятие в связный текст (время работы – 15 минут).
Этап (завершающий)
Участникам игры предлагается по подгруппам составить терминотексты (эссе, сообщение, фрагмент сказки, телепередачи и т.д.), который будет оцениваться по критериям: количество использованных понятий из термина карты; точность в употреблении понятий; занимательность текста.
Рекомендуемая литература:
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: РАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
- Иващенко А.В. Экологоориентированное мировоззрение, его важнейшие функции // Материалы всероссийской молодежной научно-практической конференции «Психология, образование, практика: формы и способы интеграции» (6-9 апреля 2006 г.). М.: ИП РАН, 2006. С. 35-37.
- Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. Книги 1-7.
- Князев А.В. Основы применения игровых технологии в профессиональной подготовке: Учебно-методическое пособие. М.: ИПКРТиР, 2003.
6. Панов В. И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
7. Панов В. И. О природоцентрическом типе экологического сознания // Проблемы регионального экологического образования. Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ, 2002. С. 95-98.
- Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука 2004.
- Пряжников Н.С. Методы профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
- Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2002.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1; 1999. Т.2.
12. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М.: Издательский Дом «Дашков и К0»: МАН ИПТ, 2002.
13. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6–е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 474.
14. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
- Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2002.
Терминокарта 1 (лист 1)[1]
Воспитание
Деятельностный подход
Деятельность
Личность
Образование
Освоение
Ответственное (сознательное) отношение к природе
Поведение
Потребности человека
Психика
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Развитие
Рефлексия педагогическая
Терминокарта 1 (лист 2)
Рефлексия психологическая
Самовоспитание
Самообразование
Самореализация
Сознание
Социализация
Способность
Субъект
Усвоение
Учебная деятельность
Формирование
Эмпатия
Терминокарта 2 (часть 1)
Антропоцентрическое экологическое сознание
Естественная среда
Идентификация с природным объектом
Моделирование экологических ситуаций
Общение с миром природы
Окружающий человека природный мир
Окружающая человека среда
Окружающая человека среда
Природа
Природная среда
Терминокарта 2 (часть 2)
Экологоориентированная деятельность
Природоцентрическое экологическое сознание
Производственная среда
Пространственная среда
Психологические принципы коррекции экологического сознания
Терминокарта 2 (часть 3)
Развивающая экологоориентированная образовательная среда
Социальная среда
Среда обитания
Субъективное отношение к природе
Субъектификация природных объектов
Терминокарта 2 (часть 4)
Экологическая психология (экопсихология)
Экологический субъект развития природы
Экологическое образование.
Экологическое сознание
Эколого-образовательный процесс
Экологоориентированное мировоззрение
Эколого-психологическая рефлексия
Экоцентрическое экологическое сознание
2. Можете ли Вы объяснить, почему человек содержит дома животных? Обычно говорят «для души». Иными словами, люди содержат животных потому, что те удовлетворяют их определенные психологические потребности. Сформулируйте и попробуйте самостоятельно охарактеризовать 10 психологических причин содержания человеком домашних животных.
Тест для самопроверки
Выберите один вариант правильного ответа:
1. | Экологическая психология (экопсихология), направление сформировавшееся на стыке: а) философии и экологии; б) экологии человека и педагогики; в) экологии человека, психологии, педагогики, философии. |
2. | Корни экопсихологии лежат: а) в российской педологии; б) в европейской психологии; в) в американской энвайронментологии. |
3. | Экологическая психология это: а) специальная область экологических исследований, занимающаяся изучением особенностей взаимодействия человека с различными видами окружающей природной и социальной среды; б) специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной и социальной среды; в) специальная область педагогических исследований, занимающаяся изучением влияния окружающей природной и социальной среды на жизнедеятельность учащихся. |
4. | Среди направлений экопсихологии можно выделить: а) экологию человека; б) психологическую экологию; в) экологию животных. |
5. | Среди направлений экопсихологии можно выделить: а) психологию личности; б) зоопсихологию; в) психологию экологического сознания. |
6. | Среди направлений экопсихологии можно выделить: а) экстремальную психологию; б) психологическую физиологию; в) психологию труда. |
7. | В эколого-психологических исследованиях можно выделить общее и особенное. Общее заключается в том, что данные исследования характеризуются: а) общим объектом исследования; б) общим предметом исследования; в) общим объектом и предметом исследования. |
8. | Среди причин актуальности эколого-психологических исследований необходимо выделить: а) психолого-физиологические причины; б) психолого-практические причины; в) этнопсихологические причины. |
9. | Широкое распространение в тех или иных группах людей высокого уровня экологического сознания чаще всего связано: а) с развитием системы экологического образования; б) в связи с деятельностью общественных экологических организаций; в) с пережитыми ими какими-либо экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для природного окружения. |
10. | Экологический кризис − это в значительной степени кризис, причины которого, прежде всего: а) заключаются в техническом прогрессе человечества; б) связаны с отсутствием действующих природоохранных законов; в) философско-идеологические, и в первую очередь, мировоззренческие. |
11. | Одно из первых и важнейших мест в формировании экоцентрического экологического сознания занимает: а) телевидение; б) экологическое образование людей; в) политика. |
12. | Коллективное экологическое сознание от общественного экологического сознания отличает: а) общность взглядов; б) столкновение мнений; в) различные интересы. |
13. | Функция освоения экологических знаний в процессе взаимодействия человека с природой связана, прежде всего: а) с формирование адекватных знаний и представлений в сфере взаимоотношений человека и природы; б) с формированием способности к субъектификации человеком объектов мира природы; в) с развитием стремления человека к непрагматическому взаимодействию с миром природы. |
14. | Психотерапевтическая функция взаимодействия человека с природой связана, прежде всего: а) с нормализацией артериального давления; б) со снятием стрессовых состояний; в) с психологической реабилитацией человека. |
15. | Один из методов природотерапии − криотерапия связана: а) с загоранием на солнце; б) с посещением бани; в) с закаливанием организма холодом. |
[1] Значение терминов можно найти в «Понятийном словаре» данного пособия.