Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области.

Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области.

Решение. Включить компьютер, запустить прикладную программу MS Excel, открыть лист 1 и ввести вручную исходные данные в таблицу в порядке, указанном на рис. 2, сохранить файл под именем «Прогнозпрест».

Задание 2. Выполнить прогноз значения факторного признака «Доля судимых» на 1992 год и занести полученное значение в основную таблицу.

Решение. Действия выполнять в следующей последовательности: построение графика зависимости от времени доли судимых; построение линии тренда на этом графике.

Для построения графика сначала надо выделить 1 и 3 строки в таблице, как это показано на рис. 3.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис. 3. Выделение строк в таблице

На панели инструментов включить мышью пиктокнопку «Мастер диаграмм», в результате откроется меню, в котором необходимо выбрать диаграмму «Точечная», как показано на рис. 4.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис. 4. Выбор типа диаграммы

Щелкнуть мышью по кнопке «Далее» и в открывшемся меню на закладке «Линии сетки» включить основные и промежуточные линии на оси X, как показано на рис. 5.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис. 5. Установление линий сетки на графике

Щелкнуть по кнопкам «Далее» и «Готово», в результате получим график зависимости от времени доли судимых.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Для построения линии тренда на полученном графике необходимо мышью щелкнуть по одной из экспериментальных точек — все точки должны окраситься в желтый цвет. Затем в главном меню «Диаграмма» вызвать команду «Добавить линию тренда» и в закладке «Тип» выбрать полиномиальную линию тренда со степенью 2, как показано на рис. 6.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис 6 Выбор типа линии тренда

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис. 7. Выбор параметров прогноза

В закладке «Параметры» этого же меню установить прогноз на 1 единицу вперед и включить позиции «Показать уравнение на диаграмме», «Поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации», как показано на рис. 7.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис. 8. Определение значения прогнозируемого признака

Щелкнув по кнопке ОК, получим график, представленный на рис. 8. На этом графике легко определить значение 188 прогнозируемого признака в 1992 году и вручную внести его в основную таблицу, как это показано на рис. 8.

Задание 3. Выполнить прогноз значений других факторных признаков на 1992 год и занести полученные значения в основную таблицу.

Решение. Это задание выполняется так же, как для первого факторного признака, однако для некоторых признаков желательно использовать другую степень полиномиальной функции тренда — не равную 2, с целью недопущения чрезмерного роста линии тренда, который в дальнейшем может привести к завышению значения прогнозируемого уровня преступности.

Задание 4. Выполнить прогноз значения показателя уровня преступности на 1992 год.

Решение. Задание выполняется в следующей последовательности.

Выделить мышью ячейку К2 в основной таблице, на панели инструментов включить пиктокнопку «Вставка функции» и в открывшемся меню выбрать категорию «Статистические» и функцию «ТЕНДЕНЦИЯ», как показано на рис. 9.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

В открывшемся меню установить курсор мышью в позиции «Известные значения у», затем выделить вторую строку в основной таблице, ка* это показано на рис. 10.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Установить мышью курсор на позицию «Известные значения д» и выделить эти значения, как показано на рис. 11.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис. 11. Ввод известных значений х

Установить мышью курсор на позицию «Новые значения л» и выделить эти значения, как показано на рис. 12.

Щелкнув по кнопке ОК, получим в ячейке К2 искомое значение 307 — количества преступлений в 1992 году, как показано на рис. 13.

Практическая часть занятия. Задание 1. Ввести исходные статистические данные о состоянии преступности в Пермской области. - student2.ru

Рис. 13. Завершение расчета прогнозного значения преступности в 1992 г.

Задание 5. Сделать оценку ошибки выполненного прогноза преступности.

Решение. Произвести расчет значения 8 относительной ошибки прогноза уровня преступности в процентах. Полученное значение 5 не должно превышать 5 %.

Задание 6. Оформить аналитическую справку «О прогнозируемом состоянии преступности в Пермской области».

Решение. Открыть прикладную программу MS Word и в произвольной форме на одной странице изложить сведения об исходных данных для расчета, о методике расчета, результатах расчета и собственные комментарии достоверности результатов расчета.

При подведении итогов проведенного практического занятия преподаватель особо отмечает тех студентов, которые за счет удачного выбора функции линии тренда произвели прогноз с минимальной ошибкой прогноза, не превышающей 3%.

Приложение 5

Наши рекомендации