Отношение между психологией и экологией 5 страница
противопоставление кажущемуся хаосу природы. Все древние города начинают свое развитие с центра, который был скомпонован концентрически, с уменьшающимся значением его частей по направлению к окраинам.
Что еще символического мы воспринимаем в городе? Мощь, организацию, возможность идентификации людей с тем городом, в котором они живут. Мы так и говорим о них — пражане, пльзенцы и т. д. Это само по себе уже много значит, даже к чему-то обязывает. Они представляют свой город, так как воспринимают его как органическую часть своего существа; в соответствии с этим они и действуют.
В прошлые эпохи, в период средних веков или Ренессанса, сама прогулка по городу давала возможность почувствовать пульс цивилизации. И сегодня еще центры исторических городов дают нам то, что мы не встретим в постройках, созданных индустриальным способом, — сложную структуру символов, свидетельствующую о комплексности человеческой жизни и социальных процессов. Такие городские структуры включают индивида в более широкую систему общественного бытия, поддерживают и гарантируют социальное единство людей, сглаживают противоречия между ними и позволяют преодолевать благодаря своей цельности естественную индивидуальную разделен-ность, определяют элегантность и эстетику пространства.
Но, поскольку ни один город в мире, даже самый красивый и привлекательный, не есть совершенное урбанистическое произведение, люди всегда мечтали и мечтают об идеальном городе. Представления о таком городе имеют характер не только архитектурный и урбанистический. Они и социально окрашены. Идеальный город является воплощением и идеального общества, что особенно наглядно выступает в произведениях философов-утопистов. В идеальном городе Платона представлена комбинация круга с квадратом. Такой город со строго определенными границами, с регулируемой социальной системой, с эстетической комбинацией платформ, террас, храмов, лестниц и улиц представляет сам по себе центр космоса, своего рода урбанистическую микроскопическую параллель прекрасной, гармонической композиции макрокосмоса. Идеальный горизонтальный план, в которомкомбинируются круги и прямоугольники, дополняется вертикальным планом, доминанты которого (например, башни храмов) подчеркивают трансцендентальное, неиндивидуальное и вневременное значение города. Следует отметить, что в планировке древних городов преобладал круг, при этом в соответствии с характером местности новые важные урбанистические части возникали на равном расстоянии от центра. Символика не обязательно должна ограничиваться горизонтальным и вертикальным планом, она может, как, например, в Китае, символизировать стороны света.
При современном быстром развитии крупных городов, агломераций и микрорайонов прежняя символика теряет значение, поскольку ее мотивацией была необходимость безопасности. В настоящее время город формирует скорее социально важное сознание коллективизма и обеспечивает экономическую сторону человеческого бытия. Горожане уже очень редко воспринимают символы в их вневременном, универсальном понимании. Такие впечатления возникают скорее во время посещения незнакомого города. Весьма примечательно, что люди отдают свои симпатии такой городской среде, мнения о которой у разных людей не совпадают. Они любят среду, для которой характерна многозначность.
Другой характерной чертой восприятия городской среды является противоречие — таинственное — рационально известное. В настоящее время люди ищут в городах наряду с социальными гарантиями и безопасность, наряду с удовлетворением своих культурных потребностей и экономической занятостью — удовлетворение трех надстроечных потребностей — чувства общности, возможности выбора и определенного уровня таинственности. Времена меняются, и современный человек воспринимает город совершенно иначе, чем горожанин средневековья или эпохи Ренессанса. Жители современных микрорайонов воспринимают город совсем по-иному (читателю, который интересуется проблемой жизни микрорайонов, мы советуем ознакомиться с книгой: Musil J. Lide a sidliste. Praha, 1980).
Как создавать в городах приятные уголки. В восприятии и действиях людей в столь разнородной ок-
ружающей среде, какой является современный город, наиболее важным представляется общее чувство — настроение, которое у них возникает от соприкосновения с этой средой.
Формируют это чувство следующие факторы:
1. Уровень стресса (шум, загрязнение, перенаселенность, перенасыщенность импульсами).
2. Социальные качества среды (роль физической среды в развитии или подавлении взаимодействий социального характера).
3. Ориентация и подвижность (как горожане используют город в соответствии со своими «образами» и «представлениями» о среде обитания).
4. Наполненность среды (эстетический уровень импульсов, которые способствуют удовлетворению потребностей и создают чувство удовлетворенности).
5. Культура и отдых (как город выполняет задачи в интеллектуальной, культурной, спортивной и образовательной сферах).
6. Возможности принятия решений (как горожане воспринимают отдельные решения об уровне развития среды обитания и в какой степени они активно участвуют в принятии таких решений).
Это очень сложная проблематика; с учетом того, что люди не только отличаются друг от друга в восприятии приятного, но и проявляют избирательность воспринимаемого, бывает очень трудно удовлетворить всех одновременно.
Примером исследования вопроса о создании приятных уголков в городе является работа американского ученого Ж. Саутворта, который в 1969 г. изучал проблему звуковой среды города в соотношении с визуально воспринимаемыми формами. Все, конечно, согласны с тем, что город создает целый ряд неприятных шумов и звуков (шум машин, транспорта вообще, работа компрессоров и других механизмов). Вместе с тем город является источником чрезвычайно приятных импульсов, как визуальных, так и звуковых: сигнальный гудок теплохода на реке, журчание фонтана, звон курантов. Обонятельные импульсы также бывают приятные и неприятные и, как правило, связаны с определенными частями города. В рассуждениях о композиции городов и в урбанистических анализах часто забывают о невизуальных элементах, поэтому указанный автор попытался установить, ка-кйм способом невизуальная информация могла бы улучшить качество среды и сделать ее более приятной? Каким путем мы определяем, к примеру, звуки города? Какую они дают информацию, учитывая структуру пространства?
Как обычно, в эксперименте принимали участие студенты. Они были разделены на три группы. В первой были студенты, которые видели, но не слышали; во второй группе — все слышали, но ничего не могли видеть; и, наконец, в третьей, контрольной группе были студенты, которые и видели, и слышали. Каждый из них обошел район площадью 5 км2 в Бостоне и затем рассказал о своих впечатлениях. Как и ожидалось, значительное количество звуков не отличалось однозначностью и давало неодинаковую по ценности информацию. Шум автомобилей и пешеходов существенно маскировал другие информативные звуки.
Эксперимент показал, что, хотя студенты предельно сосредоточенно фиксировали звуки, тем не менее звук давал им минимальную информацию о структуре урбанистической среды. Но как только в игру включалось зрительное восприятие, то и простой смертный очень легко идентифицировал информационную ценность звуков. В этом случае создается и звуковая «карта города», и пространственная характеристика отдельных его элементов — узкие улочки, аллеи в парках, различные подземные переходы и тоннели. Открытое пространство также обладает своим звуковым фоном, отличающим одно открытое пространство от другого. При определенной подготовке и сосредоточенности студенты могли по звукам определять, какая перед ними площадь. Пространство становится для человека значимым, как только он услышит эхо своих шагов. Самыми приятными звуками города считались те, для которых была характерна низкая частота и интенсивность, а также звуки, дававшие четкую информацию о естественной и искусственной среде города, прежде всего пение птиц и звон колоколов.
На основании этих экспериментов Саутворт предложил звуковой дизайн города, который должен неизменно сопровождать визуальное восприятие архитектуры. В торговых центрах звуковые сигналы могут полностью заменить визуальные. Приятные звуки, исходящие от фонтана, шум играющих в парке детей
повышают качественный уровень окружающей среды в городе и являются по существу звуковым отдыхом, противостоя неприятному шуму. В своих рассуждениях; Саутворт зашел очень далеко и предложил такие варианты, которые трудно себе представить. Он предложил, например, установить символические источники звуков, которые информировали бы о прибытии автобусов или поездов метро. По его мнению, даже изменения погоды в городах могли бы фиксироваться звуковыми сигналами. В парках можно было бы установить «ожившие, говорящие статуи», которые реагировали бы на присутствие пешеходов. В серых, непривлекательных с эстетической точки зрения частях города разноцветные плоскости и визуально-акустические трюки оживляли бы среду.
И вновь мы коснемся восприятия частей города самими горожанами и приезжими. Мы уже говорили о понятии топофилизма. Оно включает не только «любовь к городу», как об этом говорит его этимологическая основа, но в сущности является интегрирующим понятием, включающим всю совокупность биологических, социальных, культурных и эмоциональных факторов, оказывающих влияние на отношение индивида к данной окружающей среде. Разительные отличия топофильных позиций можно отметить у постоянных жителей города и приезжих. Одну и ту же среду они воспринимают по-разному. Приезжий в чужом городе испытывает эмоциональный подъем, предвкушая новые впечатления, он не перегружен хронически повторяющимися импульсами. Местный житель воспринимает все, что его окружает, как обыденность, монотонность, лишенную активных импульсов. Но вместе с тем он дает среде личностную оценку, в то время как приезжий уносит с собой впечатления, которые со временем могут постепенно исчезнуть. Места, богатые разнородными деталями, способствуют формированию у человека чувства идентичности с ними, и наоборот, места без особых характерных признаков, которые мы чаще всего встречаем в крупных городах, могут усилить чувство анонимности, особенно у тех, кто находится в кризисном состоянии и ищет выход в конфронтации со средой для принятия важных решений.
Мне кажется, что в городах очень мало таких мест, где можно просто посидеть (имею в виду не ре-тораны и кафе). Сидение не есть только пустое времяпровождение или отдых. Это одновременно и демонстрация автономной позиции. Места, где можно просто посидеть, должны были бы быть не только в тихих уголках города. Некоторые считают, что люди, как правило, избегают многолюдных городских улиц и площадей, но это не совсем так; есть такие, которые прямо-таки ищут толпу на улицах. И есть даже такие, которые любят посидеть на самом многолюдном месте. То же можно сказать и о шумных городских магистралях, площадях, парках. Не обязательно искать тихие и спокойные уголки. Приглушенный шум парков прекрасно маскирует шум центральных магистралей.
Другими стимулирующими элементами городского пространства являются его малая архитектура, деревья, текущая вода. Эти элементы в совокупности создают впечатление «дружественности уголков», укрепляют чувство безопасности. Аналогичные элементы могут обогащать также пространства, предназначенные для детских игр. Определенная степень новизны, неожиданности и умеренного риска повышает привлекательность среды, чего нельзя сказать о современных песочницах.
В заключение хотелось бы отметить, что в городах следовало бы увеличить количество уголков, которые понуждали бы людей к размышлению и были бы многовариантны (способ сидения и т. д.). Такие уголки должны быть источником детской радости и восторга. Вместе с тем они должны содержать элемент таинственности и неожиданности. Современный человек стоит перед проблемой использования свободного времени. Его можно было бы использовать для создания приятных уголков в городах, чтобы он заполнил свободное время как созиданием, так и отдыхом.
Прекрасным примером удачного создания окружающего пространства являются пешеходные зоны в центрах городов. При этом не только потому, что люди должны пройти пешком выбранную трассу, но и потому, что пешеходная зона является своеобразным возвратом к первоначальному смыслу передвижения по городу. В пешеходной зоне появляется также иной способ восприятия окружающего пространства. Созданная в центре Праги пешеходная зона от Порохо»
вой башни до Перштына вызвала качественные изменения не только урбанистической среды, но и ее восприятия. Если раньше на улице «На пржикопе» пешеход мог наблюдать только спешащих, себе подобных людей, интенсивное движение машин и трамваев, то сейчас он может наконец концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу центра города с его атмосферой в целом.
* * *
Мы создаем и мысленную карту среды. Любая среда, особенно городская, дает не только четкую, но иногда и противоречивую информацию. Люди весьма своеобразно создают устойчивые картины среды, чтобы с их помощью можно было планировать свою деятельность. Ментальные (мысленные) карты являются результатом комплексного характера восприятия среды. Такая карта является нашей внутренней картиной среды, в которой мы существуем. Она есть у каждого в голове, в соответствии с ней человек ориентируется и действует, а иногда даже забывает об объективно существующих характеристиках среды. Со временем такая карта становится стабильной и только иногда модифицируется в соответствии с изменениями среды. Об этом свидетельствует автоматизм передвижения в городской среде. К примеру, облюбованный нами проходной двор исчез в результате урбанистической перестройки, но еще долгое время мы будем сворачивать именно туда. Иногда проходит довольно много времени, прежде чем мы включим это объективное изменение в окружающей среде в свою ментальную карту.
С практической точки зрения такая карта является компоновкой среды в сознании человека, без которой среда воспринималась бы им как хаотическая и неинтересная. Некоторые люди могут прекрасно ориентироваться в совершенно незнакомом городе, для других — эта задача весьма сложна. Тем не менее у каждого складывается свое внутреннее представление об этой среде. Активно создавая собственную ментальную карту среды, мы с помощью восприятия отсеиваем большое количество информации таким образом, чтобы у нас в качестве опорных точек остались только объекты важного значения. Очевидные точки ориентации мы вкладываем в ментальную карту автоматически.
Ментальная карта служит прежде всего для «прочтения» среды. Один из пионеров исследования процесса создания такой карты в урбанистической среде, американский ученый Кевин Линч, указывал, что специальные детали данной среды могут повышать или понижать возможность ее «прочтения», иначе говоря, ее понимания. Наряду с этим среда подлежит и субъективному «прочтению». Два индивида из одного и того же города «читают» свою среду по-разному, и на наш вопрос они дадут разные ответы, соответствующие их эстетическим канонам, определению расстояния, любимым трассам, короче говоря, сложившейся у каждого из них карте среды. В этом нет ничего удивительного, потому что люди отличаются друг от друга своим «прочтением» среды. Например, расстояния и объемы они определяют неодинаково: высоту построек указывают больше или меньше, чем она есть на самом деле, расстояние — также большим или меньшим, чем действительное. «Прочтение» среды, на котором основана ментальная карта, заключает в себе искаженное в некотором смысле восприятие не только отдельных деталей или комплекса импульсов, но и общего представления о функциональной полезности среды, в которой мы действуем. Этим и отличаются ментальные карты разных людей.
Но есть в представлениях людей об окружающей среде и определенные корреспондирующие элементы; они в свою очередь и создают общую основу для взаимного общения. Ментальная карта среды определяет также наше действие, является необходимой составной частью при планировании деятельности. Ментальные карты в большинстве случаев имеют визуальный характер, но вместе с тем их созданию могут способствовать звуки, запахи, которые глубоко закреплены в нашей памяти.
Из сказанного следует, что ментальная карта не есть лишь чистая картина восприятия и даже не чи- ] стая память в классическом смысле слова. Она является комплексным представлением о том, что мы вспоминаем, когда стремимся представить себе ту среду, • в которой действуем. |
Карты городов в головах людей. Каждому из нае необходимо ориентироваться в окружающей среде, знать, в каком направлении идти, иметь свой временной график и, главное, не потеряться. Для правильной ориентации прежде всего в незнакомом пространстве людям служат карты, которые представляют символ действительности в миниатюре. В знакомой среде мы ориентируемся с помощью ментальной карты. Если речь идет о городе — то по его образу, ко-: торый запечатлен у нас в памяти, — важнейшим улицам, площадям, транспортным узлам, памятникам, архитектурным доминантам, паркам, известным ресторанам, магазинам, музеям, театрам, кинотеатрам. Они представляют собой важные точки координат в системе ориентации. Подобные объекты, скажем, Праги прочно закодированы в структуре мозга пражан. Поэтому можно смело сказать, что наряду с реальной Прагой и ее картами существуют также миллионы карт Праги в головах людей, которые живут в Праге или ее посещали. Таким образом, в сознании людей как бы существует еще один город.
Ментальную карту мы создаем и в отношении природы. Это естественные точки ориентации и важные места, которые могут приобретать особую значимость в нашем индивидуальном восприятии. До сих пор мне не попадался психологический анализ ориентации грибника в лесу, а ведь в данном случае речь идет об уникальной практической и рекреативной деятельности. У грибника в известной ему среде есть «свои уголки», где его обязательно ждет хороший урожай. Эти места он находит безошибочно, хотя внешнему, наблюдателю они кажутся такими же, как и все остальные уголки леса. В неизвестном лесу грибник ориентируется по весьма четким отличительным признакам частного характера: по виду трав, деревьев, характеру рельефа, комбинации флоры, кустов, иначе говоря, интуитивно использует свой долголетний опыт, который и в словах-то не изложишь. Такой грибник редко когда заблудится.
Способность ориентироваться развита у людей неодинаково; иной ориентируется где угодно, другой же —всюду заблудится; кроме того, здесь проявляется резкая дифференциация по половому признаку: чаще, как правило, блуждают женщины, в то время как мужчины обладают гораздо более развитым чувствомориентации, что можно объяснить естественной склонностью мужчин к активным действиям в открытом пространстве, их способностью к стратегическому мышлению, что определяется закодированной наследственной информацией как главы рода, семьи, обеспечивающего пищей и защищающего ее.
Английский психолог У. Троубридж в 1913 г. изучал способности людей ориентироваться и пришел к иным выводам. Различия по половому признаку он считает недостаточно четко дифференцированными и поляризованными. И среди мужчин есть такие, которые всюду заблудятся, и, наоборот, есть женщины, которые прекрасно ориентируются не только за чашкой кофе. Люди различаются по двум основным категориям: с хорошо развитым и с недостаточно развитым чувством ориентации. Когда этот исследователь искал психологическую причину указанного различия, он пришел к выводу, что причина заключается в способности к «картообразованию». Есть люди, которые создают свое представление о среде на основании объективных психолого-географических данных, стремятся к объективизации местности. Они ориентируются хуже, чем люди, которые передвигаются в пространстве с твердым осознанием себя как центра среды. Это такие индивиды, внутреннее геодезическое представление которых динамично, подвижно и изменчиво; они создают такую картину среды, центр которой локализован в движущемся индивиде. Такие люди «интуитивно созвучны» местности и редко могут заблудиться.
А что происходит в городе? Здесь ментальная карта возникает путем комбинации нескольких элементов. Доминантами являются те части города, которые своей незаменимостью и выразительностью образуют центральные пункты общей картины. В Праге, например, это Национальный музей, Национальный театр, Пороховая башня, Пражский Град. От доминант всегда идут важные трассы (в Праге это Вацлавская площадь, улица Целетная, улица Национальная). Это очень важные трассы, соединяющие не только главные доминанты, но и разные части города. Трассы есть как пешеходные, так и транспортные. Излишне доказывать, что между таксистом и пешеходом существуют принципиальные различия в определении важности трасс. Направление, длина и значение трасо
определяются их важными узлами. Это те точки, которые определяют границы трасс и места, где происходят важные изменения в ориентации, например при изменении способа передвижения.
Узлами являются также станции метро, конечные станции транспортных маршрутов, вокзалы, пристани, важные перекрестки. Узлами являются те места города, где одна часть резко отличается от другой. В Праге, например, это Мустек на нижнем конце Вац-лавской площади: здесь под землей находится пересадочная станция двух линий метро, кроме того, здесь четко отделяется Старый город от Нового, притом не только более узкими улицами и различиями в архитектуре, но и темпом передвижения людей. Это теоретически доказать очень трудно, но если вы остановитесь здесь и понаблюдаете немного за движением, то признаете мою правоту. Созданная здесь пешеходная зона сама побуждает их к этому. В узловых местах люди чаще встречаются. Это то пространство, где можно увидеть знакомого «чисто случайно», именно здесь чаще всего назначаются свидания, чтобы затем познавать друг друга и реальности города.
Важными элементами ментальной карты являются границы: разнообразие городской среды таково, что в ее восприятии выделяются определенные районы города: площадь, река, мосты, парки, переполненные улицы. И наконец, ментальную карту люди дополняют представлением о районах, которые не совпадают с районами административными. Это относительно большие районы, в которых люди находят какие-то общие характеристики.
Важно отметить, что ментальные карты отдельных людей не отражают точно реальностей города. Например, Сена в Париже образует полукруг, но многие жители города считают, что она течет прямо. Различия в представлениях людей об известных и неизвестных районах города весьма значительны. О тех районах, где мы не бывали, у нас весьма туманное представление. Самое большое несоответствие между действительностью и образом города мы обнаруживаем у пожилых людей ■— их ментальные карты не изменяются и не отражают урбанистических изменений, не включают новых элементов среды, какими бы значи» тельными они ни были.
Реорганизация городского транспорта вносит в представления людей хаос. Десятки лет в Праге ходили трамваи по маршруту № 11, и я никак не могу понять, почему его вдруг ликвидировали. Иногда мне кажется, что люди, которые проводят такие реорганизации в городской транспортной системе, видят эти маршруты только на столах своих кабинетов. Если бы такие работники направили несколько человек в качестве испытателей измененной ими трассы, то они, возможно, получили бы интересную информацию о реальной картине, что позволило бы им изменять план трасс с большим пониманием нужд городских жителей.
Наличие ментальных карт оказывает очень важное влияние на ритм и темп жизни людей в городах. Ведь люди принимают решение не на основании реального положения вещей, а в соответствии со своими представлениями, согласно своим внутренним образам, которые возникли в процессе длительного их пребывания и действия в относительно идентичных местах. На практике это означает, что люди руководствуются в определении своего передвижения в пространстве не реальностью, а собственными представлениями, воспоминаниями, желанием или даже отказом от признания существующего положения.
В южночешском селе, где я провожу отпуск, моим соседом является полный сил восьмидесятилетний старик, который никогда в жизни не болел. В Праге последний раз он был юношей во время службы в армии, т. е. шестьдесят лет назад. Его представления о нашей столице полны романтики. Во время долгих вечерних бесед с ним я каждый раз вынужден представлять изменения, происшедшие в городе за последние годы. Этот бодрый провинциал ориентировался в Праге по танцклубам, казармам и больницам, поскольку служил санитаром, и в молодости, очевидно, был весельчаком, любил девушек. Он каждый раз с удивлением узнавал, что известных в его время пивных уже нет, а мое утверждение, что в Праге сейчас проживает миллион жителей, его повергало в ужас. Он не в состоянии был представить, как же они могут разместиться на такой небольшой по его представлениям территории. Его прошлое представление о пространственной композиции Праги, его ментальная карта города, построенная на значении определенных пунктов ориентации и не изменявшаяся
шесть десятилетий, говорит об индивидуальном характере ментальной карты каждого человека. Для ориентации люди выбирают такие объекты, которые связаны с их личным интересом. У одного личная карта Праги составлена по известным пивным и ресторанам, у другого — по большим магазинам, у третьего — по театрам и выставочным залам, у четвертого — по вокзалам, у иного — по памятникам и т. д. Ментальная карта всегда имеет индивидуальную окраску и никогда не соответствует в точности реальности.
Пространство является системой. Следует указать, что восприятие окружающей среды является системным. Различные компоненты среды соотносятся таким образом, что характеризуют определенную среду не такой, какой она воспринимается, а такой, какова она на самом деле. Именно такая системность отношений и иерархической компоновки в конечном счете приводит к возможности предсказывать экосистемные связи. Экология и экологическое мышление исходят из этого факта в своих прогнозах и могут в деталях предсказать последствия некоторых нежелательных изменений. В экологии созданной человеком среды, в особенности городской, используется аналогичный метод, но взаимные связи между физическими характеристиками искусственной среды и психологическими, а также социальными параметрами исследованы еще не так глубоко, как в сфере естественнонаучной экологии.
Как для искусственной, так и для естественной среды характерно наличие когеренции — тесной взаимосвязи всего со всем. И если мы даже встречаем иногда концепцию мира, перевернутую с ног на голову, то и там можно найти определенную систему, хоть и усложненную и бессмысленную. Следует также помнить, что экология не является лишь естественной наукой, получившей системную основу. Это в первую очередь экологическое мышление, знания и действия. Всякое действие человека связано со средой, поэтому мы можем зачастую предсказать последствия своего действия. Чтобы действие находилось в гармонии с экосистемными связями, чрезвычайно важно адекватно воспринимать окружающую среду — не только как предмет естественнонаучных дисциплин, но также как мир, изменения в котором изменяют и нас. К сожалению, не все реальные отношения в ис кусственно созданной среде являются следствием^ сознательного и целенаправленного планирования^ Некоторые из них оказываются нежелательными или | неожиданными результатами резких технических из- " менений. Но и для таких изменений характерна системность и внутренние связи, хотя их сущность не поддается твердой фиксации в человеческих действиях и скрыта в области незнания. И наконец, именно системность экологии свидетельствует о внутренних связях всего со всем на земном шаре.
Данную главу о восприятии окружающей среды мы хотели бы закончить тремя примерами, которые позволят нам определить и другие параметры воздействия среды на человека в психологическом отношении. Мы будем говорить о стрессе и о консервации действия в определенных типах окружающей среды. ■■—^*^»v
Как на нас действует стресс в окружающей среде. С той поры, как канадский врач X. Сели описал стресс как перманентное состояние напряжения организма в сложных условиях адаптации к внешней (иногда и внутренней) среде, большое внимание уделялось и уделяется физиологическим и медицинским параметрам стрессовых реакций. Меньше внимания уделяется психологии стресса, хотя и общеизвестно, что, например, межчеловеческие отношения могут создать ситуацию стресса более острую, чем многочисленное сочетание стрессоров, т. е. импульсов стресса, физического и химического характера. Поэтому и приходит иногда в голову такая мысль: почему же люди сами создают стрессовые ситуации, если они знают о том, что стресс опасен? Неустанное накопление определенных импульсов в конце концов неизбежно усиливает ситуацию перенапряжения для организма, притом в смысле не только его биологической адаптации, но и психологического приспособления, поисков выхода из стрессовой ситуации. Не будем рассматривать обычные вопросы стресса, о них много говорится в работе академика И. Харвата «Жизнь, адаптация, стресс».
Самым простым образом стресс можно определить как физиологическую и психологическую реакцию организма на новые, резкие, продолжительные