Авторитет и свобода выбора
Все человеческие культуры тем или иным образом мотивируют выбор имени авторитетом старшего родственника:
Мой брат получил свое имя по тем же самым основаниям, что и я. Он получил свое второе имя от папы, у них обоих второе имя — Валдемар (Valdemar). А они получили это имя от моего дедушки, отца моего папы, его звали Николай Валдемар. А брат моего папы получил свое второе имя Николай.
Сначала они (родители) хотели назвать меня Ханне (Наппе). Может быть, мои родители хотели таким образом уважать традиции, так как тетю моей мамы зовут Ханна. Однако не все были довольны. А именно, две тети моего папы, которые были старые девы, считали имя Ханне мужским, потому что ласкательное имя их соседа
было Ханне.
Третье имя, Марьяана (Marjaana), дали мне мои родители, которые хотели, чтобы одно из моих имен было похоже на второе имя мамы, Марятта (Marjatta).
Напирал на то, что мой дед был Яков, так что я вовсе не бунтую против родового начала, а, наоборот, восстанавливаю связь поколений. Я. Кротов. Только в печку не ставь // Итоги. 1998. №29. Встречается и апелляция к общественному авторитету:
Меня крестили по английской принцессе Анне; о ней много говорили в журналах, когда я родилась (Анне-Лийса — Anne-Liisa).
У финнов обычно два или три имени. Обыкновенно, первое имя — модное, второе и третье имена — традиционные. Некоторые традиционные имена происходят из финского народного эпоса «Калевала», например, Илмари, Сампо и Сеппо.
Например, меня, нынешнего Якова, назвали Максимом в честь человека, которого крестили Алексеем, — одним словом, Горького. Я был не один такой. Моя знакомая попросила, чтобы ее крестили Анной. Но она хотя бы стала Анной Андреевной (как Ахматова — прим. автора). Я. Кротов. Цит. статья.
В качестве обоснования выбора имени может выступать (в том числе, и параллельно с предыдущими, религиозная или календарная причина):
Крестили меня Ану (Апи), потому что второе имя моей мамы Аннели, и мою бабушку звали Анна, которые все, конечно, исходят из
Святой Анны.
Мое второе имя — Вирпи (Virpi). Я родилась 12-го ноября, когда именины Вирпи, а день рождения моего отца — 25-го ноября, и тогда же именины Катарийны (Katarijna — первое имя).
Единственное дело, которое мне мешало, было то, что я не могла проводить день имени, как другие дети, так как моего имени не было в календаре (Maijukka).
По понятным причинам, эта мотивировка практически отсутствует в ответах российских информантов.
Авторитет старшего родственника, как этого и следовало ожидать, длится только до определенного периода в развитии носителя имени. Как пишет Ю. М. Лотман: «Ситуация возмущения и бунта возникает при столкновении двух способов кодирования: когда социально-семиотическая структура описывает данного индивида как часть, а он сам себя осознает автономной единицей, семиотическим субъектом, а не объектом» [5. С. 186]. Агрессивная экспансия собственной воли, самоутверждение или утверждение границ собственного Я распространяется на все сферы поведения подростка в переходном возрасте. Имя как «страж границы» личности также подвергается ревизии в большинстве случаев (70—80% информантов сообщают о желании изменить имя в юном возрасте), наблюдается подростковый бунт и неприятие имени:
В детстве я хотела иметь какое-нибудь более интересное, оригинальное имя, чем Анне. Сейчас я довольна своим именем именно потому, что оно нейтральное.
Я помню, что когда я была младше, я стыдилась своего второго имени (Iida).
В детстве по глупости не нравилось (Михаил).
А мой случай был явно клинический: подросток, бунтующий против матери, отца, деда и вообще всего, что старше восемнадцати лет (Максим).
Собственное имя воспринимается носителем не само по себе, и, может быть, даже не по соответствию неким качествам, присущим носителям подобного имени (во всяком случае, не в первую очередь). Основным пафосом восприятия себя через имя является самоидентификация, ее две стороны: быть таким, как все и быть не таким, как все. Именно подростковый возраст дает наибольшее количество конфликтов в плане самоидентификации, врастания в социальную среду и отграничения собственной личности от других личностей (среды). Знаком-мифологемой этого отграничения и служит личное имя индивида:
Когда я сама была моложе, я не соглашалась с моими родителями. Мое имя казалось мне некрасивым и страшным. Я не могла понять, почему родители меня так строго хотели наказать и дали мне такое ужасное имя. Я много раз старалась изменить свое имя; я хотела, чтобы меня звали бы Яана или Марьяана. Конечно, это не удалось, но я постепенно одобрила, что меня зовут Оути, и сейчас это мне даже нравится. Я очень горда своим именем. Я считаю, что тому, почему я раньше ненавидела свое имя, и том, почему я сейчас его люблю, та же самая причина: имя «Оути» довольно редко здесь появляется. Раньше это была проблема, потому что я не могла отождествиться, но сейчас это хорошо, это средство, чтобы отличаться от массы.
Последняя фраза отражает единство и борьбу противоположностей: отождествления со средой и выделения себя из среды. Как писал А. Ф.Лосев, «Без слова и имени человек — вечный узник самого себя, по существу и принципиально анти-социален, необщителен, несоборен и следовательно, также и не индивидуален, не-сущий...» {4. С. 642].
Когда я была маленькая, я хотела, чтобы у меня было совсем другое имя. Больше всего мне нравились такие имена, как Кристийна и Йоханна (Kristiina, Johanna). Но все же я решила носить мое верное
имя.
Когда я была маленькой, мне совсем не нравилось мое имя. Во-первых, оно не имело ласкательной формы. Тогда я хотела изменить имя, но теперь оно — такая большая часть моей личности, что это больше невозможно.
Факторы выбора имени родителями, по мнению информантов, связаны с различной оценкойимени в социальной среде:
красивое/некрасивое:
Я не уверена, почему мои родители выбрали именно это имя (Оути — Outi), но мне кажется, это только потому, что для них оно звучало красиво.
Мне очень нравится мое имя (Кати — Kati). Я так же думаю, как мои родители, что это ясное, легкое и короткое имя, совсем удобное. По мнению моих родителей, Кати было совсем «удобное» и «приятное» имя девушке.
модное/немодное, популярное/непопулярное имя:
Имя Мийя (МНа) — это современный вариант Марии, и оно было очень популярно, когда я родилась, в семидесятых годах. У меня много друзей, имя которых также Мийа или Миа.
Тогда, когда я родилась имя Кати (Kati) не было таким популярным и общераспространенным, как сейчас. А теперь имя Кати одно из самых популярных и распространенных имен в Финляндии.
Но есть здесь тоже вопрос о моде (Апи). Когда я родилась, 22 года назад, Ану было одно из самых популярных имен девушки.
Мое имя, Марьюкка (Marfukka), сейчас более общепринято, чем раньше, но в детстве я не знала никакого другого человека, у которого было бы одинаковое со мною имя, и поэтому я думала, что у меня что-нибудь особенное. Выделяется также эмоциональный аспект звучания имени:
Тоже имя одной маленькой девочки вызывает ласковый отзвук, так как ее имя Хилья (Hilja — «тихий») вместе с фамилией Хююрю-ляйнен (Htitiriikijnen) — как будто название сказочного существа.
Религиозный аспект наименования совместно с мистической боязнью связи имени с «нечистым» объектом прослеживается в следующем наблюдении:
Алло! Я не желаю, чтобы мне присваивали индивидуальный номер налогоплательщика — ИНН. Неужели нельзя было создать другую форму учета, чтобы не отнимать у людей имя?
Да никто его не отнимает! ИНН не заменяет имя человека (...) Мы сами себя запугали: мол, если будет номер, будешь грехами обвешан. А грехи не от номера — от дел. Если на душе у вас чисто — значит, в рай дорога обеспечена.
«Зарабатывайте деньги и не бойтесь!» Разговор по «Прямой линии» в редакции.«Комсомольской правды» с министром по налогам и сборам России Г. Букаевым // КП. 27 октября 2000 г. № 200. С. 6-7.
Мифологема имени
На прямой вопрос, о том, отражает ли имя характер и определяет ли оно жизнь его носителя, информанты, как правило, дают отрицательные или уклончивые ответы. Те же информанты сообщают, что они, в целом, не верят в гороскопы, но любят их читать, или даже высказываются об этом с юмором: Верю, если предсказывают хорошие события. Поведение человека управляется мифологемами (стереотипами свернутых действий), при этом он либо открыто в этом не признается (отдавая ли себе отчет в этом, но «стыдясь» бессознательности своих поступков, или не отдавая себе отчета- в этом вовсе), либо признается с долей метакоммуникативного юмора, говоря о том, что он добровольно •«поддается» воздействию мифологем.
Если гороскопы существуют, значит они кому-то нужны. Видимо, нужны и публикации, подобные следующей:У каждого человека, как утверждают философы и этимологи, имя означает его характер, его склонность, его способности и т. д. Давайте расшифруем слово казак. Итак, начнем с первой буквы и пойдем далее:
К — выносливость, происходящая от силы духа, умение хранить секреты, проницательность, жизненное кредо «всё или ничего»;
А — символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта;
3 — круговая оборона «я» от внешнего мира, высокая интуиция, богатое воображение.
Далее в слове казак идут опять буквы «а» и «к», с тем же значением. Интересно, что слово начинается с выносливости от силы духа и заканчивается тем же, затем желание творить, потом в центре круговая оборона.
Глушенко В. В. Казак, что в имени твоем. Философия развития казачества. — Ростов-на-Д: Молот, 1999.С. 3-4.
Аналогичная информация о результатах исследования безымянных «философов иэтимологов» содержится и в женских журналах и литературе для домохозяек:
"В науке о звездах каждое имя имеет свое число. Его энергия соответствует какой-либо планете, несущей информацию о значении имени. Родители, желая увидеть те или иные характеристики в новорожденном, дают ему определенное имя. «Лиза». 1998.№6. Люди, имеющие в своем имени звук «м», часто испытывают не-I кую душевную маету, беспокойство в делах. Хигир Б. Астрология имени. — М.: Яуза, 1998. С. 59.
... каждая буква имени является источником определенной вибрации, влияющей на характер человека. (...) Люди с высоким числом колебаний в секунду устойчивы к инфекциям. Это число возрастает при высоком уровне моральных установок.
Миронов В. А. Имени тайная власть. — М.: ФАИР, 1998. С. 3. Исследователь коммуникативного поведения не может просто отбросить эти обширные пласты социального символизма как «антинаучные». Научный материал для лингвистики содержится не только и даже не столько в классических произведениях художественной литературы, он, как стихи, растет «из сора, не ведая стыда». Вопрос стоит не о том, правильны или неправильны выводы наивного пользователя и наблюдателя языка о связи имени и его носителя. Вопрос в том, зачем нужно носителю искать такую связь. То, что она обнаруживается, как в следующем примере, очевидно:Психологический опрос-анкета, проведенный среди современных взрослых москвичей, выявил следующие ассоциации — «образы имени»: ( Сережа — среднего роста, сильный, спортивный, добрый, веселый, озорной, но не обязательно умный, вызывает симпатию; Саша — одно из самых популярных мужских имен, оно нравится большинству; у Саши темно-русые волосы (ассоциации имени с цветом волос отмечаются постоянно), светлые глаза, высокий рост, мужественный характер; он настолько симпатичен, что даже неважно, умный ли он; Игорь — темноволос, худощав, умен, красив, капризен и себялюбив, немужественный, плохой друг; но для старшего поколения Игорь другой: высокий, широкоплечий, светловолосый, добрый и мужественный. Черепанова Е. Образ имени // Знание — сила. 1984. № 6. Цит. по: [6. С. 14].
Вопрос и в том, где обнаруживается эта связь: существует или возникает она между самим носителем и его именем, либо это связь двух представлений в массовом сознании? Ответ все же будет двойственным: связь между именем и его носителем поддерживается в массовом сознании (имя может иметь различную интерпретацию в различных исторических срезах). В то же время, массовое сознание через дискурс, общение с носителем имени воздействует на индивидуальное сознание последнего (индивид должен оправдывать данное ему имя). Индивидуальные отступления от соответствия приводят к нарушению баланса и возможному сдвигу в значении имени для массового сознания. Мода на имена связана, во многом, именно с этим. Мифологема имени, таким образом, исторически привязана.
Массовое или групповое сознание ждёт от индивида поведения в соответствии с его именем. Например, если индивид является наследником материального или символического капитала (потомок крупного предпринимателя, наследник дворянского рода или известного ученого, писателя и т. п.), общество ждет оправдания его фамилии в его делах. Аналогично клановой воспринимается и наименование групповой принадлежности: Если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими. «Слова и вещи» Мишеля Фуко, видимо, следует в аспекте рассматриваемой тематики переименовать в «Слова и дела».
Для личных имен, в отличие от фамилий, мотивировка возможного поведения именем не столь очевидна. И тем не менее, общение с человеком накапливает элементы опыта общающегося с ним и объединяет их под эгидой мифологемы его имени: Пришел X и все опошлил/исправил/объяснил и т. п. Имя человека связывается с набором качеств И действий определенного рода, свойственных самому данному индивиду, а фактически, отражает восприятие этих качеств социумом. Мифологема имени соответствует набору действий с носителем имени или отношений к нему. Вот весьма характерный пример:
(два ответа — от двух разных информантов — на вопрос анкеты: Есть ли люди, имена которых Вам не нравятся?) Да, Дима Петров, потому что он дурак.
Слово дурак скрывает стереотип поведения одноклассников по отношению к несчастному Диме Петрову. Этот стереотип обобщает множество отдельных коммуникативных актов с его участием из прошлого опыта социальной группы. Вряд ли можно прогнозировать выработку отрицательной коннотации у имени Дима в будущем у всех носителей русского языка: слишком мал вклад данного индивида и данной социальной группы в совокупный коммуникативный опыт. Но для сказочного персонажа (например, Иван-Дурак); или для крупной политической фигуры коммуникативный отзвук гораздо шире:
Я их называю Иванушки-Дурачки (об Иванушках International) Ср. также коннотации имени Адольф до и после 40-х гг., появление «марксистско-ленинской» антропонимики после 20-х гг. (Владлен, Владилен, Сталина, Октябрина и др.) и т. п.
Так что же в нем...
Подводя итог, скажем: имя человека и мотивировано и немотивированно. Антропоним скорее является примером асимметрич-Тюго дуализма (по Карцевскому), нежели примером арбитрарности знака. Значение имени изменяется с историей его носителя.
Мотивированность имени носит динамический характер. Если до акта именования преобладает арбитрарность, то после наименования мотивированность возрастает помере накопления опыта общения с носителем имени.
Имя индивида, разумеется, единично. Но это не лишает его возможности участвовать в обобщениях, апеллятивизироваться, становиться в некоторых случаях нарицательным именем, как имя вещи. Имена вещей, фактически, являются именами идей, мифологемами действий с этими вещами. Их значение — результат огромного исторического периода обобщений опыта общения с этими вещами многих индивидов.
В отличие, от имен вещей, имя человека не успевает пройти такой путь. Мы сталкиваемся с именем вещи на ином этапе развития и обобщения знаний о ней, нежели с именем человека.
В отношении антропонима можно выделить и иной ракурс обобщения: под эгидой имени объединяются единичные элементы коммуникативного поведения, характеризующие конкретную личность.
В этих двух сторонах отражаются два континуума, в которых располагается единица (в нашем случае индивид): внутренний и внешний. Во внутреннем континууме единицы имя индивида исполняет объединяющую функцию для его качеств. Во внешнем — выделительную, пограничную функцию, отделяющую индивида от среды и других индивидов. Таким образом, единица и индивид противопоставлены, с одной стороны, бесконечности, с другой — другим единицам. Эту мысль о двусторонности единицы высказывал в свое время еще философ Ник. Кузанский [3. С. 51—58].
Еще раз обратимся к признаниям человека, изменившего свое имя:
Я своего добился. Я своего добился (в отличие от той Анны Андреевны, оставшейся для всех Мариной): все зовут меня Яковом. Умерли тесть и отец, умерла теща, а с тех пор, как полгода назад умерла мама, даже родственники перестали говорить «Максим». И теперь ужасно приятно, когда кто-нибудь из знакомых по старой памяти окликнет: «Макс!»
Я. Кротов. Только в печку не ставь //Итоги. 1998! № 29.
Где же находится мотивация имени, его «значение». Эпоха «абстрактного объективизма» (в терминологии Бахтина) могла рассматривать имя только как арбитрарный знак именно потому, что во главу угла ставилась абстрактная надиндивидуальная система или структура языка. В то же время, единственной реальностью языковой деятельности являются и могут являться отдельные индивиды, их единичные коммуникативные акты, вовлекаемые в процесс абстрагирования множественным потоком таких актов. Индивид и единичный коммуникативный акт для языка первичны. Язык рождается из диалога отдельных личностей, и именно в этом диалоге следует искать значение имени:
Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я...