Могут ли нас гипнотизировать политики?

На этот вопрос квалифицированно отвечает вице-президент Ассоциации творческого и личностного гипноза И. И. Разыграев: «Мы определяли, какой степенью внушения обладают голоса разных политиков. Интересно, что речь человека может быть сумбурной и лишенной логики, но тем не менее способной очень сильно воздействовать на подсознание. Наш эксперимент показал, что самой высокой степенью внушения обладают голоса В. Жириновского, А. Лебедя и Ю., Лужкова. Раньше этим даром обладал и Б. Ельцин, но впоследствии способность влиять на людей у него понизилась».

Самовнушение

Силу самовнушения иллюстрирует следующий исторический эпизод времен английского короля Генриха VIII. Казнь состоялась ясным солнечным утром. Король со своей свитой расположился как можно ближе к дощатому помосту.

Придворные понимали несправедливость совершаемых событий, поэтому тихо перешептывались. С конной повозки сошла красивая, но обреченная на смерть чета Кэмблов, которую солдаты сопроводили в центр эшафота, где уже стоял палач с огромным топором. Томас и Изольда держались за руки и гордо взирали на происходящее. Судья зачитал всем присутствующим приговор: смертная казнь за государственную измену и за покушение на жизнь короля Англии Генриха VIII Вдруг среди полной тишины прогремел голос сэра Томаса Кэмбла:

- Соизволит ли король подарить жизнь моей жене, если я без головы добегу до края этого дощатого помоста?

От неожиданности король даже вздрогнул. С минуту он думал о предложении, смотря немигающим взглядом в глаза человека, который неделю тому назад пытался его убить. От чувства злобы к Кэмблу король скрипел зубами. Не отводя ненавидящего взгляда от недавнего противника, король громко сказал:

- Это предложение меня заинтересовало, Кэмбл. Я присутствовал на сотнях казней, но такого предложения мне никто не делал. Кардинал, как ты считаешь, без головы человек пробежит три метра?

Король медленно перевел тяжелый взгляд на рядом стоящего кардинала. Кардинал, немного подумав, ответил:

- Я очень... сомневаюсь, сэр. Такого сделать человек не может, сэр! Определенно не может!

- Ну что же, я принимаю твое забавное предложение, Томас Кэмбл! - ответил король. - Все слышали? Женщину не казнить, отпустить на все четыре стороны, если ее муж без головы добежит до края помоста. В твоих руках жизнь любимой жены, Кэмбл. Сейчас перенесите мой трон к краю помоста, куда ты должен добежать, Кэмбл, без головы. Если хотя бы твой мизинец свесится с края этой доски, то твоя жена будет жить! Палач, приступай!

Свидетели казни затаили дыхание и ждали дальнейших действий Томаса. Тот напрягся, лицо его покраснел о, лоб вспотел, поднятая над головой рука задрожала мелкой дрожью. От напряжения король Генрих встал с кресла. Когда всем начало казаться, что пауза затянулась, рука резко опустилась вниз и раздался душераздирающий крик Томаса:

- Руби, я готов...

В ту же секунду голова Томаса покатилась по доскам. Но, к изумлению всех присутствующих, туловище его поднялось и быстро побежало к краю помоста. Из артерии фонтаном била кровь.

Но обезглавленный Томас продолжал бежать, пока тело его не свалилось с высокого эшафота прямо на короля, обрызгав его кровью и придавив своей тяжестью. Придворные помогли королю встать с земли. От увиденного руки и ноги короля дрожали, не слушались.

Его усадили на трон, и офицерам пришлось долго приводить короля в чувство.

Присутствующие горожане 'крестились и быстро покидали место казни. Несколько придворных дам упали в обморок.

После этого события короля начали посещать ночные страхи, он кричал во сне. К тому же он стал стремительно полнеть.

В 1547 году король внезапно скончался.

Болезнь Генриха была следствием чудовищной тучности.

За пять лет до кончины он был не в состоянии самостоятельно сдвинуться с места. Его вывозили в зал в кресле на колесах. Английские врачи утверждают, что ожирение наступило вследствие гормональной дисфункции, которая произошла от перенесенного ранее сильного нервного стресса. По-видимому, казнь Томаса Кэмбла стала для монарха тем роковым стрессом, который привел его к быстрому ожирению и смерти.

Модель внушения

Универсальная модель манипулирования (см. раздел 3.1) в случае внушения приобретает следующий вид.

Мишень воздействия - природная и ситуативная внушаемость адресата (готовность подвергаться и подчиняться внушающему воздействию).

Вовлечение - обращение преимущественно к чувствам адресата, блокирующее его рассудочную сферу.

Фоновые факторы - создание условий, повышающих индивидуальную внушаемость (состояние покоя и релаксации, сильного эмоционального возбуждения, утомления, стресса, гипноза и транса; дефицит времени для принятия решения; высокий статус манипулятора).

Побуждение - уверенные, категоричные указания манипулятора.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

Пример заразителен, поэтому все благодетели рода человеческого и все злодеи находят подражателей.

Ф. Ларошфуко.

Когда сто человек стоят вместе, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

Ф. Ницше.

Наши рекомендации