Теоретические установки и методологические ловушки
К сожалению, идея В.Штерна о создании интегральной науки о человеческой индивидуальности оказалась реализованной лишь наполовину. Недостаток теоретических обобщений и концептуальных интеграции привел к появлению огромного числа неупорядоченных эмпирических данных в экспериментальной области и к формированию хотя и весьма ценных, но практически не связанных между собой теоретически направлений в области методологического анализа.
Социобиологический анализ. Эволюционная теория личности Дэвида Басса (Buss, 1984, 1991) ставит своей целью анализ социобиологических стратегий поведения человека, среди которых, в частности, выделяются предпочтения статуса. Судя по всему, последователям этой концепции удается избежать социобиологического редукционизма, объясняющего проявление основных тенденций человеческого поведения через понятия эволюционно-видовой предпочтительности и генетической детерминации.
Психолингвистическое моделирование. Психолексические или психолингвистические модели симптомокомплексов индивидуальных черт, разрабатываемые, в частности, аме-риканскими психологами П.Коста и Д.Маккреем (МсСгае, Costa, Jr., 1996), строятся с применением новейших методов математического анализа, которому подвергаются оцениваемые по градуальным шкалам списки человеческих качеств. По результатам статистической обработки выделяются пять главных измерений индивидуальности (см. главу 9). Сложность — или ловушка — этого подхода заключается в том, что в качестве основания для выделения черт берутся содержащиеся в обыденном сознании конструкты, репрезентированные в повседневном языке. Таким образом спутанность и противоречивость логики здравого смысла переносится, несмотря на все статистические фильтры, и в почву теоретических концепций.
Психофизиологический подход. Теории природных основ человеческих различий (как правило, речь идет об индивидуальных и типологических особенностях) получили, по-жалуй, наибольшее распространение. Линию исследований И.П.Павлова (19516, 1952) в области типологических свойств нервной системы продолжили Б.М.Теплов и В.Д-Небылицын со своими последователями в России, Дж.Грей (1983), Г.Айзенк (1960а), Я.Стреляу (1983) и другие за рубежом. Возникшее на ниве отечественной психологии новое направление — дифференциальная психофизиология (к сожалению, практически не отраженное в работах западных исследователей) — отчетливо показало продуктивность представлений о свойствах нервной системы как биологической основе индивидуально-психологических различий, в частности, темперамента, стиля, способностей и интеллекта. В то же время, среди работ этого направления довольно часто можно встретить типичную ошибку неразведения (отождествления) уровней в иерархической системе признаков изучаемого феномена, результатом чего являются малоуспешные в теоретическом и ме-тодологическом плане однозначные интерпретации прямого сопоставления нейрофизиологических (к примеру, данные ЭЭГ, ВП, КГР) и психологических, в особенности личностных (черты характера и пр.), показателей.
Психогенетическая теория. Психогенетический анализ источников различий между людьми (каковой можно также считать важнейшим подразделом предыдущего пункта) получил наиболее широкое распространение в последние три десятилетия (Buss, Plomin, 1975; Равич-Щербо, 1988). Получен ряд убедительных свидетельств о роли на-следственности в детерминации межиндивидуальной вариативности признаков, расположенных на различных Уровнях ментальной иерархии — характеристик биоэлект-рической активности мозга, компонентов сенсомоторных и когнитивных стратегий. Однако также как психометрика (в случае с факторными моделями личности) становится Целью, а не средством, так и психогенетические концепции могут из способа эффективного анализа превращаться в не очень эффективные теоретические конструкции, в которых обобщение полученных на исходном, генетическом уровне данных достигает гигантского размаха, вплоть до объяснения культурных традиций на основе расовых признаков или деления общества на классы вследствие действия генетически детерминированных программ по-ведения.
Структурно-функциональный анализ. Разработка структурно-функциональных моделей в применении к дифференциально-психологической проблематике ставит своей целью изучение строения как отдельных свойств, так и индивидуальности в целом. Наиболее удачные работы в этом направлении позволяют понять содержательную ценность таких важнейших конструктов как разум, или интеллект (Nosal, 1990), стиль личности (Royce, Powell, 1983), индивидуальность в целом (Мерлин, 1986). Стремление авторов связать свои концепции с имеющимися экспериментальными данными и жизненными фактами помогает избежать ловушки чрезмерной абстрагированности теории от жизни.
Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым (рис. 1).
1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, B.C. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.
Рис. 1. Проблемы исследования темперамента
2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием обшей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.
Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как:
§ независимость от содержания мотива и цели поведения;
§ универсальность и консистентность проявления во всех сферах
§ деятельности и жизнедеятельности;
§ раннее проявление в детстве:
§ высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и
§ другими биологическими подсистемами.
3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).
4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включаясь в деятельность помимо мотивов и целей, контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.
5. Темперамент не зависит от содержания деятельности — мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль — темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.
6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики:содержательные(оригинальность, продуктивность) иформально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпера- ментальной пластичностью и темпом, а гибкость — преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общей темпера- ментальной активности.
Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем этой школы был B.C. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуреинтегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию B.C. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в обшей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического. соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.
В структуре темперамента различаются:
§ экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
§ психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
§ реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
§ импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
§ эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
§ эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
§ активность как целенаправленная деятельность;
§ ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
B.C. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности.
Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе:
§ оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей;
§ определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами;
§ учета разной степени побуждения к действию.
Подиндивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.
Другое направление связано с поиском признаков наследуемости темперамента. Водной из лабораторий Психологического института РАО — в лаборатории психогенетики индивидуальности с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту. Вариантами близнецового метода являются:
§ метод контрастных групп - позволяет сравнивать моно- и дизиготных близнецов по критерию внутри парного сходства;
§ метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля, контроля по партнеру) — одною близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальная группа), а другого нет (контрольная группа);
§ метод разлученных близнецов, который является критическим экспериментом для проблемы «генотип — среда», поскольку позволяет обнаружить различия, детерминированные средой;
§ метод близнецовой пары - используется для углубленного изучения психологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. Ученые отмечают, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочных суждений о том, что пренатальная среда одинакова для обоих близнецов и что такой же равной по воздействию является их внутрисемейная среда.
В лаборатории психофизиологических способностей того же института исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Исследователи считают, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ими выделены следующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.
Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом — инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерми- нантой этих типов активности является доминантность полушарий.
Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью. развитием невербальных когнитивных функций, активирован ностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это — сангвиники, холерики).
Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это — меланхолики, флегматики).
Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор оптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.
Еще одно направление связано с разработкой концепции общих свойств нервной системы как основной детерминанты индивидуально-психологических различий между людьми. Эти исследования проводятся под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН, созданной в 1972 г. В.Д. Небылицыным.
Важное место отводится изучению психологических особенностей темперамента и разработке психометрически корректных методов оценки темперамента — Опросника структуры темперамента (ОСТ), который состоит из 105 вопросов, позволяющих получить значения последующим темпераментальным шкалам — эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности в соответствии с двумя аспектами (предметным и социальным миром), и Опросника формально динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), состоящего из 150 вопросов. Последний опросник оценивает эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. Правдивость ответов контролируется с помощью шкалы лжи.
В зарубежной психологии исследование проблемы темперамента во многом касается тех же вопросов. Это — выяснение генетической обусловленности темперамента, изучение его психических свойств, проблема диагностики формально-динамических свойств психики.
В Лондонском психиатрическом госпитале, который в течение многих лет возглавлял Г. Айзенк, понятия личности и темперамента рассматриваются как идентичные; изучаются биологические основания психических свойств.
В этом же научном центре разработаны методы оценки темперамента:ЕРI — Eysenck Personality Inventory - включает в себя 48 вопросов: 24 вопроса по первой шкале — экстра-интроверсия; столько же вопросов по второй шкале — нейротизм: третья шкала, к которой относятся 9 вопросов, представляет собой шкалу лжи. ВсегоEPIвключает 57 вопросов.EPQ - Eysenck Personality Questionnaire - предназначен для диагностики нейрогизма, экстра-интроверсии и психо- тизма. Состоит из 90 вопросов. Нейротизм — 23 вопроса, экстра- интроверсия — 21 вопрос, психотизм — 25 вопросов, шкала лжи — 21 вопрос.
Психобиологический подход к исследованию темперамента представлен работами ученых Орегонского университета в США. В соответствии с их моделью темперамент рассматривается как совокупность многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и динамических (стилевых) особенностях. Свойствами темперамента являются реактивность и саморегуляция.
Можно подвергнуть критике идею о включении в темперамент поведенческих и физиологических реакций. Эти свойства не всегда рядоположены. Так, реактивность является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а саморегуляция связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. Реактивность объясняется как интенсивность и характер реакции в ответ на действие стимула. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию путем реакций приближения/удаления.
Варшавская школа (Варшавский университет) представлена регулятивной теорией темперамента Я. Стреляу.
Регулятивная теория основана на идее, согласно которой темперамент рассматривается как двухуровневая система. Она включает в себя энергетический уровень (свойства, которые определяются индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и разрядку энергии) и уровень временных параметров (черты, характеризующие протекание реакции во времени — скорость, темп, подвижность, ритм, последействие). Энергетический уровень, в свою очередь, включает в себя два свойства — реактивность как интенсивность реакции в ответ на стимуляцию и активность как совокупность энергичных и продолжительных действий (моторных, интеллектуальных), выполняемых с определенной целью. Среди временных параметров выделяютсяскоростьреакции — быстрота выполнения действия,темп действия — число реакций в единицу времени,подвижность -способность быстрого перехода от одной реакции к другой при изменении стимуляции, последействие реакции — время, в течение которого продолжается реакция после прекращения действия раздражителя, иритмичность -регулярность временных интервалов между однородными реакциями.
Трехкомпонентная теория Р. Пломина построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих под структуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.
Активность - проявление общего энергетического уровня в моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость — в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.
Эмоциональность - проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, величине латентного времени, продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, так как являются компонентами активности и социабильности.
Социабельность обнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.
Пломин и его коллеги определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Выл сделан вывод о том. что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и, наоборот, ослаблять.
Исследования, проводимые на детях старшего возраста (например, подросткового), подтвердили гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от 0,3 до 0.5.
Интерес к близнецовому методу и данные Пломина о важности учета социального фактора в развитии темперамента ребенка поставили вопрос об изучении проблемы детского темперамента. Это относительно новое и оригинальное направление в исследовании проблемы темперамента, которое представлено работами как зарубежных, так и отечественных психологов.
В начале 1960-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета было начато лонгитюдное исследование темперамента (с периода младенчества до взрослости).
В ходе исследования были сформулированы следующие цели:
§ оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента;
§ рассмотреть, как обнаруженные в раннем детстве темпераментальные черты проявляются в личностных особенностях ребенка и взрослого;
§ выявить связь темперамента с адаптаций человека к социальным условиям в детстве и на стадиях взрослости.
В результате проведения эмпирического исследования было выделено 9 свойств темперамента:
§ активность - уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;
§ ритмичность - предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);
§ приближение/удаление - непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление — с проявлением отрицательных эмоций);
§ адаптивность — легкость привыкания к новым условиям:
§ порог реактивности - уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);
§ настроение - соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;
§ отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить. если он плачет);
§ интенсивность реакций - энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;
§ объем внимания - насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом и склонен ли продолжать деятельность, есл и возникают трудности.
Анализируя отдельные клинические случаи, американские ученые пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего было выделено три синдрома свойств.
Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.
Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.
Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Людям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.
Свойства и три синдрома свойств оказались онтогенетически стабильными. Отсюда можно было бы сделать вывод о хронической неадаптивности ребенка с трудным темпераментом. Однако это не совсем так. Оказалось, что если родители учитывают индивидуальные особенности своего трудного ребенка, специально готовят его к сложным ситуациям, им удается помочь ему справиться с проблемами и избежать неудач. В пятнадцатилетнем лонгитюдном исследовании было установлено, что сходство у монозиготных близнецов всегда больше, чем у дизиготных, и с возрастом оно уменьшается. Существенные различия между моно- и дизиготными близнецами наблюдаются по таким показаниям, как активность, адаптивность (разница к 6 годам уменьшается, а потом к 15 опять увеличивается), интенсивность.
Влияние генотипа на темперамент было обнаружено и в другом исследовании (в Луизвильском лонгитюде), где оно отчетливо прослеживалось на 600 парах близнецов, начиная с младенчества и дошкольного возраста, причем выраженность генетического вклада практически не зависела от метода диагностики. Как и во многих других работах, было выявлено, что по темпераментальным свойствам монозиготные близнецы более схожи между собой, чем дизиготные.
Биологическая основа темперамента отмечается практически во всех концепциях, однако влияние средовых факторов на формирование и проявление темпераментальных характеристик также считается немаловажным. Интересно, что воздействие внутрисемейной среды может и ослаблять, и усиливать различия между детьми по индивидным и личностным свойствам. Источниками различий влияния среды на детей, проживающих в одних условиях, являются не одинаковые отношения к ним взрослых, в первую очередь, родителей. Существует связь между характером детей и типом семейного воспитания: трудные дети чаще встречаются в строгих и чрезмерно стимулирующих семьях: легкие дети — в любящих семьях, пассивные-в недостаточно стимулирующих.
С середины 1990-х гг. в лаборатории когнитивных процессов (Институт психологии РАН) было начато лонгитюдное исследование, одной из задач которого было выяснение вопроса о вкладе генотипа и среды в развитие темперамента на разных возрастных этапах. Объектом исследования выступали монозиготные близнецы (генетическое сходство равно 1), дизиготпые близнецы (генетическое сходство, как у сибсов, равно 0,5), и одиночно рожденные дети (F..A. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева). Наблюдения проводились с такой частотой: на первом году жизни — в 3-4 месяца. 7-9 месяцев и в 12 месяцев, т.е. 3 раза, а затем — на втором году и дачее один раз в полгода. Исследовалось 18 пар монозиготных близнецов — 9 пар мальчиков и 9 пар девочек, 22 пары дизиготных близнецов — 11 пар мальчиков, 11 пар девочек и 58 одиночно рожденных детей того же возраста.
Использовались тесты Баллеги «День младенца» для родителей (направлен на диагностику свойств темперамента на ранних стадиях развития — от года до 36 мес., состоит из 4 шкал: напряжение, контроль, ориентация, настроение) и Бейли для тестирования детей (предназначен для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. с целью диагностики умственного и моторного развития и состоит из трех частей: умственной шкалы, направленной на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи; моторной шкалы, измеряющей уровень развития мышечной координации и манипулирования; записи о поведении ребенка, предназначенной для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д.). Тест Баллеги оценивает темперамент ребенка. Типами темперамента являются:
§ трудный темперамент — большое внутреннее напряжение, низкий контроль;
§ стеничный — среднее напряжение, хороший контроль, положительные и отрицательные реакции на окружающих;
§ легкий - сбалансированное напряжение, умеренный контроль;
§ пассивный темперамент — низкое напряжение, слабый контроль.
Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:
§ чрезмерно стимулирующая семья — интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;
§ любящая семья — тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;
§ пассивная семья — родители не особенно интересуются детьми;
§ строгая семья — мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.
Тест Бейли, как известно, включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития.
Было показано, что у монозиготных близнецов чаше выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный). У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных — легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей — темперамент либо легкий, либо стеничный.
Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).
Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:
§ в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;
§ во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных — среднего, а у одиночно рожденных детей — высокою напряжения;
§ третий фактор — это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;
§ четвертый — у монозиготных близнецов — шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор и нтерп ретируется слабо.
В исследованиях было показано, что темперамент пе обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.
По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 мес.) возрастах.
Уникальными оказались данные о нестабильности стиля семейного воспитания. Так, до 12-месячного возраста у монозиготных и дизиготных детей преобладает любящая семья, а в 18 мес. она сменяется строгой семьей. В 36 мес. возрастает частота чрезмерно стимулирующих семей. Похоже, что стиль семейного воспитания зависит от стадии социализации ребенка.
Итак, исследованиями пе была обнаружена стабильность темперамента и стиля семейного воспитания. Отдельные характеристики темперамента находятся под значительным генетическим влиянием в течение всего периода исследования (от рождения до 36 мес.).
Возможность возрастной динамики темперамента подтверждается данными о существовании корреляций между семейным типом воспитания и шкалами темперамента детей. Тип семейного воспитания либо способствует саморегуляции поведения, как это было показано у одиночно рожденных детей, либо приводит к его задержке (у монозиготных близнецов).
Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.
Любой родитель скажет, что не бывает двух одинаковых детей. Дети не только выглядят по-разному, но с самого рождения отличаются по темпераменту. Каждый ребенок проявляет себя по-своему: он может быть покладистым или упрямым, активным или спокойным. Эти качества врожденные и вызывают различные реакции окружающих ребенка людей.
Темперамент обычно рассматривается как биологически обусловленный стиль взаимодействия с окружающим миром.
Американские психологи сегодня выделяют три главные разновидности темперамента: легкий, трудный и «медленно разогревающийся».
Легкий темперамент определяется как ровный, адаптивный, в меру интенсивный стиль поведения, которое воспринимается как положительное и отзывчивое.
Трудный темперамент характеризуется интенсивным, непостоянным, шокирующим поведением, которое обычно сопровождается отрицательными эмоциями.
«Медленно разогревающиеся» дети долго переходят в состояние активности и медленно накапливают опыт, но, несмотря на первоначальную замкнутость, со временем и при надлежащей поддержке адаптируются и положительно реагируют на окружающий мир.
Взаимодействие темпераментов ребенка и родителей, иначе называемоекритерием согласия, — ключ к развитию личности ребенка. Реакции родителей на проявления темперамента ребенка обеспечивают стабильность или нестабильность взаимодействия ребенка с действительностью. Реакция родителей на темперамент ребенка также влияет на его дальнейшую привязанность.
Учеными было проведено несколько исследований того, существуют ли различия в темпераменте детей разных культур. Социальное значение этих различий, если они существуют, очень велико. Если дети разных культур при рождении имеют разный темперамент, то они по-разному будут реагировать на окружающий мир. Более того, они будут вызывать не такие ответные реакции окружающих, какие могли бы ожидать представители иной культуры. Эти два фундаментальных различия — в темпераменте и в реакции окружающих — приведут к различиям в обучении и социальном опыте таких детей и в дальнейшем к иному мировоззрению.
Действительно, обнаружено, что американские дети китайского происхождения более спокойны и безмятежны, чем дети европейского и африканского происхождения. Если нос ребенка накрывали легкой тканью, китайские дети лежали спокойно и дышали через рот. Другие дети отворачивали лицо или старались убрать ткань руками. Такие же отличия обнаружены у американских детей японского происхождения, индейских детей племени навахо и американских детей европейского происхождения. Ученые, интенсивно изучавшие детей племени навахо, установили, что они гораздо спокойнее, чем евро- американские дети.
Исследователи считают, что существует тесная связь между состоянием матери во время беременности (особенно высоким уровнем артериального давления) и возбудимостью младенца. Эта связь между уровнем артериального давления матери и возбудимостью ребенка была обнаружена у малайских и китайских детей, детей австралийцев (аборигенов и белых), а также детей племени навахо.
Важным фактором развития культуры являются ответные реакции родителей на проявление темперамента ребенка. Эти взаимоотношения следует считать ключевыми для понимания развития культуры и процесса социализации. Спокойный темперамент и безмятежность, характерные для азиатских и индейских младенцев, в дальнейшем поддерживаются поведением их матерей. Младенцы племен навахо и хопи проводят много времени туго спеленутыми в колыбели. Китайские родители высоко ценят гармонию, которая достигается через эмоциональную сдержанность.
Таким образом, различия в темпераменте детей помогают родителям разных культур заниматься воспитанием детей и приобщением их к культурной традиции народа. Темперамент, следовательно, играет роль биологической предпосылки к обучению ребенка.
Почему темперамент различен в разных культурах? Возможно, что различия в темпераменте отражают генетические и репродуктивные различия. Воздействие окружающей среды и культуры в течение многих поколений могло способствовать появлению некоторых биологических различий детей через процесс функциональной адаптации. Кроме того, обусловленное культу рой поведение и диета матери во время беременности могут оказывать такое воздействие на прена- тальное развитие ребенка, что он начинает больше соответствовать этой культурной практике.
Важной проблемой, встающей при проведении и интерпретации исследований различий в темпераменте, оказывается сложность определения расы и расовых различий. Тем не менее эти различия, очевидные при рождении, вносят вклад в различия характера и личности, наблюдаемые у взрослых людей в разных культурах.
· ----------Социология
· Естествознание
Вильгельм Райх - создатель телесно-ориентированной терапии.
Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза.
Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии. Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь. Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря. По его мнению, эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности, подавлению сексуальных чувств.
Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:
а) биологической конституцией,
б) воспитанием в специфической социальной среде,
в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.
Поскольку наследование физических признаков от нас не зависит, а воспитание в обществе навязывается, самовоспитание — это единственное, что находится в наших собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они также являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в обществе и межличностных отношениях. Индивидуум формирует социальную маску, которую носит в течение всей жизни для демонстрации успеха или неудачи. Идентификация с социальной маской может привести к утрате связи с собственными физическими и, органическими побуждениями (потребностями) и чувством удовлетворения. Органическая жизнь индивидуума и удовлетворение внутренних органических побуждений оказываются в конфликте с внешним социальным и финансовым существованием маски. С точки зрения Фельденкрайса, это — эквивалент эмоционального расстройства.
Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.
Метод структурной интеграции, называемый рольфингом по имени ее основательницы Иды Рольф. В этом методе уделяется большое внимание физическому контакту.
Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 г. и двенадцать лет проработала ассистентом в биохимической лаборатории Рокфеллеровского института. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.
В основе метода Рольф лежат представления о том, что хорошо функционирующее тело с минимумом затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на влияние силы тяготения. Под влиянием стресса это положение искажается, а наиболее сильные изменения происходят в фасциях и соединительных оболочках, покрывающих мышцы. Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Терапия состоит из глубокого массажа с помощью пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень сильным и болезненным. Чем больше напряжение мышц, тем сильнее боль и тем более необходимы упражнения. Процедура рольфинга включает 10 основных занятий, в ходе которых тело массируется в определенной последовательности.
Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. В то же время многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психотерапии, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические блоки, способствуя продвижению в других областях.