Физическое и половое развитие человека.
Пол зародыша определяется структурой 23-й пары хромосом. У девочек она образована 2 большими Х-образными хромосомами, у мальчиков – состоит из большой Х-образной и более мелкой Y-образной.
Первые 5-6 лет жизни ребенка – решающие для формирования половой идентификации для осознания себя мальчиком или девочкой, для впитывания образцов мужского или женского поведения - идет полоролевая типизация ребенка. А.О. Бухановский считает, что следует выделять 3 составляющих, при взаимодействии которых формируется мужчина или женщина в человеческом понимании: эти 3 составляющих – биологический пол, социальный пол и психический пол, половое самосознание. Возможны нарушения половой идентификации личности, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола.
Половое возбуждение, половое поведение и репродуктивная функция, т.е. способность к размножению имеют свое специфическое развитие и не тождественны друг другу.
Половое возбуждение, проявляющееся как эрекция пениса и увлажнение влагалища, наблюдаются, начиная с внутриутробного периода и в течение всей жизни.
Репродуктивная функция появляется у того и другого пола в 14-15 лет, завершается у женщин в 45-49 лет, а у мужчин сохраняется до 70 лет.
Половое поведение проявляется с детства: в возрасте 3-8 лет у 1/3 детей отмечаются мастурбации; с 6-12 лет гомосексуальные игры замечаются у половины мальчиков и трети девочек; в подростковом возрасте мастурбация отмечается у 90% мальчиков и 50% девочек. В гетеросексуальные добрачные связи до 17-18 лет вступает более половины юношей и 1/3 девушек. Пик половых желаний у юношей наступает в возрасте 17-20 лет (период гиперсексуальности), затем несколько снижается и стабилизируется на высоком уровне до 33-35 лет. После 40 лет уровень половой активности существенно снижается, а в старости падает резко; прекращение половой активности происходит к 70 годам.
У женщин динамика половой активности иная: в период с 17-25 лет уровень половых желаний и активность значительно ниже мужского уровня, постепенно нарастая к 30-35 годам, а в 40-45 лет превосходит мужской уровень; снижение половой активности начинается после 50 лет, а прекращается к 60-65 годам.
Итак:подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что если в формировании и строении н.с. и в физическом развитии наблюдаются небольшие различия между девочками и мальчиками, то в половом развитии есть существенное своеобразие того и иного пола.
ТЕМА 6: «Формирование и нравственное развитие личности».
Тип урока: комбинированный (усвоение, обобщение и систематизация знаний).
Цель: совершенствование знаний студентов по проблеме формирования и развития личности.
Задачи:
1. Обобщить и пополнить знания студентов в вопросе социализации личности на разных возрастных этапах жизни человека. Познакомить с теорией нравственного развития Л. Кольберга.
2. Развивать умение конспектировать лекционный материал, отбирая самое важное и существенное.
3. Воспитывать заинтересованность студентов в самопознании.
Оборудование:таблица «Психологическая структура личности»; наглядно – раздаточный материал.
Литература:Л.Д.Столяренко. Основы психологии, стр. 605-616.
Структура урока:
I часть: повторение из курса общей психологии:
-Психологическая структура личности.
II часть: лекция по плану:
1. Социализация личности в процессе развития человека. Различия между социализацией взрослых и детей.
2. Общее понятие о социальной роли и социальном статусе.
3. Теория нравственного развития Лоуренса Кольберга.
III часть:решение дилеммы, предложенной Л. Кольбергом.
Д./з.подготовиться к дебатам на тему: «Эвтаназия должна быть разрешена».
ТЕМА 6: «Формирование и нравственное развитие личности».
Вопросы:
1.Социализация личности в процессе развития человека. Различия между социализацией взрослых и детей.
2.Общее понятие о социальной роли и социальном статусе.
3.Теория нравственного развития Лоуренса Кольберга.
Лекция.