Образцы библиографического описания

в соответствии с ГОСТом 7.1 – 2003г.

Книга одного автора

Андриенко, Е.В. Социальная психология : учеб. пособие / Е.В. Андриенко ; под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., доп. – М. : Академия, 2005. – 264 с.

Книга двух авторов

Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

Книга трех авторов

Равич-Щербо, И.В. Психогенетика : учебник / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко ; под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 447 с.

Книга четырех и более авторов

Физиология центральной нервной систе6мы : учеб. пособие / Т.В. Алейникова [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.

Книга без указания авторов

Психология и этика делового общения : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 326 с.

Отдельный том многотомного издания

Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Т.1. – 312 с.

Немов, Р.С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Основы общей психологии. – 688 с.

Или

Немов, Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. Кн. 1. Основы общей психологии / Р.Н. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 688 с.

Конференции, материалы конференций

Социальное образование и воспитание современного специалиста на рубеже XX – XXI веков : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Курск,

3-4 нояб. 1999г.). – Курск, 1999. – 329 с.

Воспитательный процесс в высшей школе России: межвузовская научн.- практ. конф. ( Новосибирск, 26-27 апр. 2001г.). – Новосибирск: НГАВТ, 2001. – 157 с.

Диссертация

Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII- XIV вв. : дис. … канд. ист. наук / И.В. Белозеров. – М., 2002. – 215 с.

Вишняков, И.В. Модели и методы оценки коммерческих банков в усло -виях неопределенности : автореф. дис. … канд. экон. наук / И.Л. Вишняков. – М., 2002. – 234 с.

Составная часть книги

(публикация, статья, доклад, повесть, глава, раздел, параграф, и т.п. )

Рогожин, П.В. Современные системы передачи информации / П.В. Рогожин // Компьютерная грамотность : сб. статей / сост. П.А. Павлов.– 2-е изд. – М., 2001. – С. 68-99.

Малый, А.И. Введение в законодательство Европейского сообщества / А. И.Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О`Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7-26.

Статья из журнала

Локалова, Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков / Н.П. Локалова // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 40-52.

Статья из газеты

Потарская, Н. Он выводит меня из себя… / Н. Потарская // Курск. правда. – 2004. – 23 апр. – С. 3.

или

( если газета выходит 1 раз в неделю)

Никольская, О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / О. Никольская, Т. Фомина, С. Цыпотан // Школьный психолог. – 2002. – № 18. – С. 12-13.

Электронный ресурс из Интернета

Иванов, В.Д. Феномен компьютеризации как социологическая проблема [Электронный ресурс] / В.Д. Иванов. – Режим доступа: http: //www. akdi.ru/ga /inform / 10-06/r10-06. htm.

Особое внимание следует уделить оформлению ссылок, которые необходимы в работе.

1.1 Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы.

Подстрочная библиографическая ссылка может содержать следующие элементы:

• заголовок.

·основное заглавие документа.

·общее обозначение материала:

• сведения, относящиеся к заглавию;

·сведения об ответственности;

·сведения об издании.

• выходные данные:

- сведения об объеме документа (если ссылка на весь документ):

• сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа);

- сведения о серии;

-обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах):

• сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки;

·примечания;

·Международный стандартный номер.

1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006.

С. 144—251.

17 История Российской книжной палаты. 1917—1935. М., 2006

или более подробно:

1Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов. – 2-е изд. – М. : Прос­пект, 2006. – С. 305.

3 Кутепов В. И., Виноградова А. Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В.И. Романова. – Ростов н/Д, 2006. – С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты. 1917—1935 / Р.А. Айгистов [и др.]. — М. : Рос. кн. папата, 2006. — 447 с.

1.2 В подстрочной библиографической ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа библи­ографические сведения об объекте ссылки.

1.2.1 Для аналитических записей допускается, при наличии в тексте библиографических сведений о составной части, в подстрочной ссылке указывать только сведения об идентифицирующем документе:

1 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – № 10. – С. 76 – 86.

Или, если о данной статье говорится в тексте документа:

2Вопр. философии. 1992. № 10. С. 76—86.

1.2.2 Для записей на электронные ресурсы допускается при наличии в тексте библиографических сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, в подстрочной ссылке указы­вать только его электронный адрес

1Официальные периодические издания: электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL:http://www. nlr.ru/laivcenler/lzaVlndex.hliril (дата обращения: 18.01.2007)

или. если о данной публикации говорится в тексте документа:

3 URL:http://www.nlr.ru/laivcenler/lzaVlndex.hliril (дата обращения: 18.01. 2007).

Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру *URL* (Uniform Resource Locator — унинифицированный указатель ресурса),

1.3 При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела. части и т. п., или — для данной страницы документа.

2. Выноски, которые оформляются по тексту: [12, с.45].

Где первая цифра указывает на порядок упоминания источника по тексту(а не номер в списке литературы), вторая же цифра указывает на страницу, с которой позаимствована данная цитата. В конце работы составляется перечень всех выносок с подробным указанием всех данных источников( не путать со списком литературы!).

7. Приложения.Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и надпись в правом верхнем углу: «Приложение». Если приложений несколько, то указывается его порядковый номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.

Каждая таблица должна иметь общий заголовок, номер, четкое обозначение строк и столбцов. В тексте дается разбор таблицы, в котором не повторяются приводимые в таблице показатели, а даются обобщения и заключения из ее материалов. Дается общая нумерация рис., диаграмм и отдельно – нумерация таблиц.

Студент выполняет курсовую работу самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей или работы в целом.

Руководитель курсовой работы:

· помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план оформления курсовой работы;

· консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом руководство кафедры;

· проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает: состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на курсовую работу отражает: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка.

Курсовая работа сдается студентом на кафедру, затем она сдается в архив по акту (срок хранения 5 лет). Лучшие работы могут быть оставлены на кафедре в качестве образцов для студентов, представлены на конкурс студенческих научных работ.

2.4 Объем текста курсовой работыдолжен быть не менее 25-30 машинописных страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке - 60 знаков (включая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева - 3 см, справа - 1 см, сверху - 2,5 см, снизу - 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует использовать как излишне пространственных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т. п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», но при этом употребляются слова «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать такие выражения, как «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение практического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать, что...», «проведенные исследования подтвердили, что ...» и т. п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистиче­ская грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Особенность курсовой работы по психодиагностике состоит в том, что студенты пишут ее после прохождения 2-х видов практик: учебно-ознакомительной и производственной. В силу этого они способны сами провести диагностические исследования и интерпретировать результаты.

Наши рекомендации