Часть 3. Венец творческого преображения женщины... целостно, как Колдунья-ведунья и ее друзья
целостно, как Колдунья-ведунья и ее друзья. Если же представить, что решения в жизни всегда будет принимать субличность, похожая на Молодую Фурию, то наша Уставшая Женщина, захотевшая очаровать Короля, стала бы игнорировать его мнение, и вместо того, чтобы принимать советы друзей и коллег Колдуньи, стала бы сама их поучать. Но, поскольку в ней нашлась другая субличность — сильная, мудрая, хранительница тонких, духовных древних знаний, умеющая согласно им изменяться, то она приняла правильное решение: выслушать советы друзей и выбрать те, которые помогут ей очаровать Короля. Не углубляясь в область психотерапии, Колдунья-ведунья предлагает применять на практике инструменты творчества, развиваться творческим путем, любить искусство, что само по себе является терапией.
Например, внутри меня живет мой Архитектор. Когда-то я получила образование в этой области, но как архитектор не состоялась. Темой моей дипломной работы был проект клуба в сельской местности, предполагающий наличие сцены для занятий художественной самодеятельностью, мастерские и т. д. Но в душе оставалась нереализованная мечта. Архитектура как искусство вызывает в моей душе особый трепет, всегда наполняет меня особыми чувствами, и я частично реализовала себя в этом плане, затронув в настоящей книге возможности применения искусства архитектуры в арт-терапии. А моя приятельница — настоящий архитектор из Риги — выполнила иллюстрации к этой книге, которые, к сожалению, не вошли в нее. Но она попробовала себя в роли Художницы.
Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 273
Вот история из моей практики. На одном тренинге я встретила девушку, в которой жил внутренний, печальный ребенок, любящий балет. На первой встрече она выполнила из глины балетную тапочку (пуанту), через год — необычный ассамбляж, где основной темой была балерина. Позже судьба свела ее с начинающей талантливой балериной. Девушка стала оказывать балерине помощь. Счастливы были обе.
Эта история была и обо мне, потому что мне тоже знаком внутренний Волшебный Ребенок, танцующий умирающего лебедя. Будучи маленькой девочкой, я очень любила Майю Плисецкую и ее танец «Умирающий лебедь», но я никогда не ходила в балетную школу, только в своем «активном воображении». В моем представлении Майя Плисецкая была феей, живущей за горами. Каждую ночь, укладываясь спать, я просила своих близких: «Разбудите меня обязательно, когда будет танцевать Майя Плисецкая». Я мечтала танцевать, как она. Такая возможность мне представилась. Перед поступлением в первый класс меня отправили в другой город к бабушке и деду. Они много трудились, и у них не было свободного времени, чтобы заниматься мной. Поэтому они решили определить меня в пионерский лагерь, хотя мне было только шесть лет и я еще не ходила в школу.
В пионерлагере перед началом и в конце смены проводилось мероприятие «Пионерский костер». На этом мероприятии дети пели и танцевали. И я смело заявила, что могу станцевать танец умирающего лебедя. Очевидно, я думала, что легко станцую этот танец
274 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...
без репетиций, потому что я много раз видела его по телевизору и часто представляла себя в образе умирающего лебедя. Другие ребята репетировали, готовили костюмы, а я просто играла. Пионервожатая спросила — неужели мне ничего не нужно для выступления? Я, недолго думая, ответила, что только кеды, в которые можно вставить пробки. Мне сшили пачку, натерли кеды зубным порошком и спросили, под какую музыку я буду танцевать. Кто-то предложил «Танец маленьких лебедей». Один мальчик показал мне движения рук и ног. Так начались и концерт, и мое первое и последнее публичное выступление в роли балерины. Ко мне подошел аккордеонист и сказал: «Раз знаешь музыку, то будем выступать без репетиции». До сих пор не пойму, как же я станцевала. Помню, что устала повторять одни и те же движения руками (а это были движения не «умирающего лебедя», а «маленьких лебедей»). Других движений я не знала. Так произошла метаморфоза: из мечты о танце умирающего лебедя состоялся дебют в танце маленького лебедя.
Определить свои субличности вам помогут истории из вашей жизни. Проанализируйте их. Вы уже немало историй создали, пока читали эту книгу. Каждый раз, когда человеку приходится реагировать на новую значимую для него жизненную ситуацию, менять образ жизни или выживать в кризисной ситуации, когда приходит время смены ценностей и мировоззренческой концепции, формируется новая субличность — новая грань личности как новый целостный способ реагирования
Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 275
и существования в той или иной ситуации. Чем богаче жизненный опыт, тем более глубоко и разнообразно живет человек, тем больше субличностей у него формируется. Поскольку основой путешествия по жизни являются архетипы — образы, вложенные в каждого человека изначально, как некий «багаж», который сопровождает человека на протяжении его жизни. Архетипы — первичные корни человеческой души, существующие на том глубинном уровне, через который соединяются все живые души. Это своего рода «архитекторы жизни человека», с чьей помощью люди понимают себя и друг друга. Понимание эмоциональной и психологической модели того, как мы выбирали друзей в детстве, как устанавливаем отношения, как осваиваем новые территории, и просто понимание того, как мы живем, кого любим, подводит нас к всестороннему, глубокому пониманию нашей высшей цели.
У каждого человека свой индивидуальный рисунок архетипов, который проявляется в жестах, мыслях, поступках, символах, сновидениях. И задача каждого человека — объединить и осознать эти архетипы для получения целостной картины своей многогранной миссии на земле.
Знание своих архетипов необходимо человеку в первую очередь для того, чтобы понять, почему некоторые отношения в его жизни были не только необходимыми, но и неизбежными, почему он выполнял некоторые разрушительные и неприятные для себя обязанности. Знание архетипов также позволяет понять, что все