Проблемы с голосом и артикуляцией
Определите свою основную проблему с голо
сом и артикуляцией (например, монотонная
речь или невнятное произношение слов). Мыс
ленно наметьте план работы над этой пробле
мой.
Поза — это положение или осанка тела. Прямая
осанка и расправленные плечи во время выступления
говорят аудитории о вашей уравновешенности. Су
тулящиеся ораторы могут производить неблагопри
ятное впечатление, в частности, казаться не слишком
уверенными в себе или беспечными. Если вы заме
чаете, что, произнося речь, приняли какое то необыч
ное положение, возвращайтесь к выпрямленной позе,
так чтобы ваш вес распределялся равномерно на обе
ноги.
Движение имеет отношение к перемещению всего
тела. В идеале, движение должно помочь сосредото
читься на речевых переходах, выделить идеи или
привлечь внимание к определенному аспекту речи.
Избегайте таких немотивированных движений, как
подскакивание и раскачивание, переступание с ноги
на ногу или хождение из одного конца аудитории в
другой. В начале своей речи стойте прямо на обеих
ногах.
Уравновешенность относится к уверенности в сво
их манерах. Уравновешенный оратор способен избе
жать навязчивых действий, которые отвлекают слу
шателей, например, он не станет снимать или наде
вать очки, причмокивать языком, облизывать губы
или почесывать нос и руки. Как правило, негативно
все, что привлекает к себе внимание, а позитивно
любое действие, которое подкрепляет важную идею.
Глава 16 · Практикуемся в произнесении речей
Слово
Arctic
Athlete
Family
February
Get get
Larynx
Library
Particular
Picture
Recognize
Relevant
Theater
Truth
With
Рис. 16.1. Трудные слова
Правильно
arc tic
athlete
fam a ly
Feb ru ary
git
ler inks
lybrer y
par tik yu ler
pic ture
rek ig nize
rel e vant
thee a ter
truth
with
Неправильно
ar tic
atha lete
fam ly
Feb yu ary
lar nix
ly ber y
par tik ler
pitch er
rek a nize
rev e lant
thee ay ter
truf
wit или wid
Аналогичным образом, уравновешенный оратор спо
собен контролировать во время выступления свою
нервозность — тема, которая будет обсуждаться да
лее в этой главе.
В этом разделе мы рассмотрели несколько элемен
тов произнесения речи, которыми, как может пока
заться, особенно трудно овладеть инвалидам. Врез
ка «Разные голоса» демонстрирует, что, невзирая на
очевидные физические недостатки, люди могут обре
сти уверенность в себе и преуспеть в ораторском ис
кусстве.
Поза — положение или осанка тела.
Движение — перемещение всего тела.
Уравновешенность — уверенность в своих
манерах.
ОВЛАДЕНИЕ РАЗГОВОРНЫМ
СТИЛЕМ
В практике своей речи, так же как и в самой речи,
конечной оценкой вашего выступления является то,
насколько умело вы используете свои голосовые и
невербальные компоненты с тем, чтобы овладеть раз
говорным стилем, манерой выступления, которую
ваши слушатели воспринимают как разговор. К пяти
компонентам разговорного стиля относятся: энтузи
азм, экспрессивность речи, беглость, прямота (кон
такт глаз) и спонтанность.
Разговорный стиль — манера выступле
ния, которую слушатели воспринимают как
разговор.
Энтузиазм
Энтузиазм — это воодушевленное или страстное
отношение к теме. Если во время выступления вам
не удается воодушевиться естественным образом,
убедитесь, что тема доклада вас действительно вол
нует. Даже обычно восторженным людям может быть
трудно говорить с энтузиазмом, когда они выбирают
скучную тему. Затем поразмышляйте над тем, какую
пользу извлекут слушатели из вашего доклада. Если
вы убеждены, что можете сообщить нечто заслужи
вающее внимания, то, вероятно, почувствуете и про
демонстрируете больший энтузиазм.
Чтобы понять важность энтузиазма, подумайте,
как изменится ваше отношение к лекции в зависимо
сти от того, скажет ли преподаватель: «Я испытываю
настоящий восторг от того, что буду говорить вам о
геологии (истории, английской литературе)» или «Я
бы предпочел заняться чем угодно, только не расска
зывать вам об этом предмете». Оратора, который
выглядит воодушевленным и говорит с энтузиазмом,
будут слушать, а его идеи запомнят лучше (Williams
& Ware, 1976).
Энтузиазм — воодушевленное или страст
ное отношение к теме.
Экспрессивность речи
Важнейшим признаком энтузиазма является экс
прессивность речи — голосовые контрасты в высо
те звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют
на то, какой смысл извлекают слушатели из произ
носимых вами фраз. Полное отсутствие экспрессив
ности речи ведет к монотонности — звучанию голо
са, при котором высота, громкость и темп остаются
постоянными, так что слова, идеи или фразы не от
личаются заметным образом друг от друга. Хотя
немногие люди говорят по настоящему монотон
ным голосом, многие сильно ограничивают свои
возможности, используя только два три уровня вы
соты и сохраняя громкость и темп относительно
неизменными. Полная или почти полная монотон
ность не только убаюкивает аудиторию, но, что бо
лее важно, уменьшает вероятность того, что вы бу
дете поняты слушателями.
Часть 4 · Публичное выступление
РАЗЛИЧНЫЕ ГОЛОСА
Вы еще и коротышка!
Доктор Сучжэн Чжань
Хотя почти каждый начинает
нервничать при мысли о выступле
нии на публике, некоторые люди
оказываются в более трудной ситу
ации, чем остальные. В этом от
рывке доктор Чжань рассказывает
о проблемах, которые многим по
кажутся почти неразрешимыми.
Она же не только справилась с
ними, но и использовала их как
мотивацию к достижению успеха.
«В четырехлетнем возрасте я за
болела одновременно пневмонией
и полиомиелитом. Не уверенные в
том, страдаю ли я полиомиелитом,
семь из восьми врачей, которые
смотрели меня, — все они практи
ковали западную медицину, — ска
зали моим родителям, что им не
стоит рассчитывать на мое выздо
ровление. Китайский астролог, у
которого консультировалась моя
мать, также дал мрачный прогноз.
Несмотря на все эти пессимисти
ческие предсказания, я боролась за
свою жизнь, пусть она и висела на
волоске. То, что я была прикована
к постели, причиняло мне мораль
ные мучения, столь же сильные,
как и физическая боль. Но я была
полна решимости встать на ноги.
Мы покинули Китай, когда ар
мии коммунистов прошли побед
ным маршем по стране. Мы посе
лились в Гонконге. Пробыв там
полтора года, мы перебрались в
Малайзию. Годы жизни в Малай
зии были самым счастливым пери
одом моего детства, даже несмотря
на то, что мне постоянно приходи
лось отбиваться от нападок детей,
которые бегали за мной, крича:
«Байка! Байка!» («Калека! Кале
ка!» на диалекте хоккиен, широко
распространенном в Малайзии).
Насмешки детей значили немного,
поскольку я прекрасно училась. Я
завоевывала одну награду за дру
гой по общешкольной программе,
а также по музыке и ораторскому
мастерству. Всякий раз, когда шко
лу посещали важные гости, мой
учитель просил меня продеклами
ровать что нибудь перед классом.
Когда мне было 12 лет, случи
лось знаменательное событие, кото
рое наложило отпечаток на всю
мою жизнь. В тот год в моей школе
проводился музыкальный концерт,
и я была в числе учеников, которых
выбрали для игры на рояле. Я суме
ла без каких либо проблем взоб
раться по ступенькам, ведущим на
сцену, но когда я шла по ней, то упа
ла. В зале раздался чей то громкий
и отчетливый голос: «Воспитатель
ница! Байке нельзя разрешать вы
ступать на публике». Я встала,
прежде чем кто либо успел под
няться на сцену, чтобы мне помочь,
и, заливаясь слезами, бросилась к
роялю и начала играть. Благодаря
тому, что я сумела это сделать, я по
чувствовала себя по настоящему
сильной. После этого я уже никог
да не боялась насмешек».
Независимо от расовой и
культурной среды, большинство
инвалидов должны научиться
находить баланс между желани
ем добиться физической незави
симости и потребностью забо
титься о себе, не перенапрягая
свой организм.
Я часто задавалась вопросом,
была бы я другим человеком, не
имей я физических недостатков. Я
не знаю ответа, хотя нет сомне
ний, что инвалидность наложила
отпечаток на мою жизнь. Но в то
же время я обычно не чувствую
себя инвалидом — и, следователь
но, не веду себя как инвалид. По
этому люди перестают относиться
ко мне как к инвалиду. Однако,
без сомнения, мое физическое со
стояние повлияло на жизнь моих
родителей, сестры, мужа, других
членов семьи и некоторых близ
ких друзей. Им пришлось на
учиться не прятать меня дома, не
испытывать смущение от того, как
я выгляжу или реагирую на лю
дей, которые говорят мне разные
глупости, и не упрекать меня за те
повышенные требования, которые
мое состояние накладывает на
них. Возможно, самое трудное для
тех, кто живет с инвалидами, —
это понять, когда и как предло
жить им свою помощь.
Так является ли помехой физи
ческий недостаток? Все зависит от
установки человека. Несколько
лет назад я поведала подруге о
том, как однажды я сказала чинов
нику, курировавшему программу
позитивных действий* (довольно
язвительным тоном, поскольку я
не верю в такой подход к борьбе с
расовой дискриминацией, кото
рый основан на подсчете количе
ства принятых на работу цвет
ных), что организация, которая
меня наняла, втройне счастлива,
так как она может считать меня
цветной, женщиной и инвалидом.
Он ответил: «Почему вы не проси
те их сосчитать вас четыре раза?..
Не забудьте, что вы еще и коро
тышка!»
Источник: Making Waves. Asian
Women United, 1989.
Экспрессивность речи — голосовые контра
сты в высоте звука, громкости, темпе и стиле,
которые влияют на то, какой смысл извлекают
слушатели из произносимых оратором фраз.
Монотонность — звучание голоса, при ко
тором высота, громкость и темп остаются по
стоянными, так что слова, идеи или фразы не
отличаются заметным образом друг от друга.
Например, если фразу «Мы должны судить лю
дей, склонных к домашнему насилию» произнести
монотонным голосом, слушатели не будут уверены в
том, что именно оратор хочет сообщить. Чтобы по
нять, как экспрессивность речи влияет на смысл, про
читайте эту фразу вслух четыре раза. В первом слу
чае сделайте ударение на слове мы, во втором — на
слове должны, в третьем — на судить, а в четвертом —
на людей, склонных к домашнему насилию (рис. 16.2).
Когда вы делаете ударение на мы, то отвечаете на
вопрос: «Кто сделает это?». Когда вы выделяете сло
во должны, то даете ответ на вопрос: «Насколько это
важно?». Когда вы подчеркиваете слово судить, то
отвечаете на вопрос: «Что мы намерены сделать?».
* Позитивные действия — политическая программа, направленная на ликвидацию расовой дискриминации. — При
меч. перев.
Глава 16 · Практикуемся в произнесении речей