Традиции и праздники различных отрядов

В различных стройотрядах, формировавшихся вузами и техникумами всей страны, СССР, складывались и поддерживались различные традиции и праздники.

Закапывание зелёного змия — акция, которая проводится за 1-2 дня до отъезда на целину. Цель — прекратить (с этого момента) распитие спиртных напитков на время трудового десанта.

Целинные Новый год (с 31 июля на 1 августа); 8 Марта (8 августа); 23 февраля (23 июля); 14 февраля (14 августа). В эти дни члены отряда готовят сделанные своими руками подарки, рисуют друг другу открытки, поздравляют начальство, шлют другим отрядам телеграммы. На целине много самых разных праздников. Например, День спорта, День вежливости, День Нептуна, День строителя, День розыгрыша, День анархии и т д. и т. п. Выбор — на усмотрение отряда.

ДМБ — день молодого бойца. На этот день штаб отряда выбирается из молодых бойцов-первоцелинников. Они меняются местами со «старичками» и «строят» их. На следующий день все встает на круги своя…

Крещение, Посвящение в зеленку — день, когда новых бойцов проверяют на мужество, выдержку. Как правило, этот день неожиданный, и становится наиболее запоминающимся на целине. Испытания бывают трудные, и лёгкие, но весёлые и с фантазией.

Раз в сезон штабы некоторых районных и зональных отрядов организовывали фестивали и другие праздники, на которые съезжались в полном составе все стройотряды региона. Штаб ЗСО «Интернациональный» (Северный Кавказ) проводил такие фестивали в Кисловодске. Их повестка дня включала спортивные соревнования, и, конечно же, конкурсы стройотрядовской самодеятельности.

Приложение 2

УПРАЖНЕНИЯ «РАЗОГРЕВАТЕЛИ»/»ЛЕДОКОЛЫ»/»ЭНЕРГИЗАТОРЫ»[3]

Игра в имена

Это игра «узнай меня». Формируются группы приблизительно по 10 человек в каждой. Первый человек называет слово, начинающееся с первой буквы своего имени, и свое имя. Для дополнительного слова тренер может задать определенную тему, например, «еда» или «овощи». Второй человек называет дополнительное слово и имя участника перед ним, затем свое собственное дополнительное слово и свое имя, и так далее до тех пор, пока каждый в группе не назовет собственное имя и имена всех остальных.

Например, если первого участника зовут Константин, а второго участника Сергей, то Константин скажет «Киви Костя», второй участник может, например, сказать так «Киви Костя, Слива Сергей».

Это поможет участникам запомнить имена друг друга и создаст веселую атмосферу. Однако это упражнение довольно сложно выполнять в больших группах.

Игра в движения

Каждый участник выбирает для себя определенное движение, например, поднимает правую руку. Следующий за ним подражает этому движению и, кроме того, делает свое собственное. Следующий участник повторяет оба движения, делает свое собственное и т. д.

Страна на лбу

На лбу каждого участника находится наклейка с названием страны.

Человек не знает, какая страна написана на его собственной наклейке. Участники задают друг другу вопросы, ответами на которые может быть только «да» или «нет», и пытаются угадать страну, написанную на их наклейке. Это упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга и чувствовать себя друг с другом комфортно.

Игра с повязкой на глазах

Участники разделены на пары, и один из пары надевает на глаза повязку. Другой должен провести участника с повязкой по комнате и вокруг предметов, находящихся в комнате, таких как столы, стулья, доски.

Через пять минут участники меняются ролями, и проводник «слепнет».

После упражнения обсудите с участниками, что они чувствовали во время игры, и подведите обсуждение к вопросу о чувствах, которые испытывают жертвы трэффика. Это упражнение помогает участникам довериться друг другу, а также понять, каково это — быть уязвимым.

Откидной плакат

Дайте каждому участнику откидной плакат и попросите разбить его на три части. В каждой части участники рисуют или пишут что–то, относящееся к предопределенной категории. Категории могут быть, например, такими: мои сильные стороны, мои слабые стороны, почему я здесь, мое хобби, где я хочу быть через 10 лет и т. д.

Эта игра помогает участникам определить личные качества других участников.

Интервью

Участники разбиваются на пары и задают друг другу несколько вопросов. После этого, получив друг о друге какую–то информацию, участники представляют друг друга всей группе. Вопросы могут быть следующими:

1. Когда Вы слышите слова «права человека», о чем Вы думаете?

2. Какое животное лучше всего представляет Вас?

3. Какой случай в Вашей жизни больше всего повлиял на Ваше мировоззрение?

4. Что привело Вас сюда?

5. Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?

Это упражнение позволяет представить участников и помогает им научиться лучше понимать друг друга.

В одной лодке

Участникам необходимо найти других с качествами, похожими на свои собственные. Затем нужно исключить некоторые категории (например десятилетие или месяц рождения, одинаковое число родных братьев, одинаковые родные языки или одинаковое количество языков, на которых участники могут общаться).

Это упражнение создает теплую атмосферу и помогает людям осознать, как они похожи друг на друга.

И я тоже!

Участник называет свое имя и описывает себя. Как только другой участник слышит что–то, относящееся к нему, он прерывает говорящего, называя свое имя (например, «я — ____________, и у меня тоже две старшие сестры»). Затем начинает описывать себя до тех пор, пока его не прервет следующий участник, услышавший что–то похожее о себе.

Данное упражнение продолжается до тех пор, пока не будут представлены все участники группы.

Эта игра создает дружественную атмосферу и помогает участникам запоминать имена и особенности друг друга.

Снежок

В этой игре от участников требуется хорошая реакция. Ее можно использовать для быстрых анализа ситуации или генерации идей.

Скатайте шар из бумаги. Высказав свое мнение или идею, бросьте шар в другого участника, который перед броском в следующего человека должен назвать собственное мнение или идею.

Приложение 3

Любовная история

(вариант В.В. Джоса)

Жила-была молодая красивая девушка по имени Люба (Л). Пришло время и она влюбилась в красавца парня по имени Эдик (Э). Она знала, что и он страстно любит её, но любовь эта была «любовью на расстоянии», т.к. они жили по разным берегам широкой и бурной реки, которую не переплыть, а моста не было. Страдая от разлуки с любимым, Люба пошла вдоль реки, ища возможность переправиться на тот берег. Она встретила лодочника Петра (П) и рассказала ему о своей любви, о том, что она уже не в состоянии жить вдалеке от любимого и просила лодочника перевезти её на тот берег. Однако лодочник Петр сказал, что река широкая и бурная, и что он просто так перевозить её не будет – она должна заплатить за работу. У Любы не было денег, и она пошла вдоль берега, надеясь найти их у кого-нибудь. По дороге ей встретился прохожий Роман (Р), которому она тоже рассказала про свою любовь и о том, что если она достанет денег заплатить лодочнику за перевоз, то она встретиться со своим любимым. Прохожий Роман сказал, что деньги у него есть, но он ничего ей не даст, так как это её проблема. В расстроенных чувствах она вернулась к лодочнику Петру, надеясь всё же уговорить его. Но лодочник просто так не соглашался её перевозить. Подумав, он согласился её перевезти, если Люба даст ему всю свою одежду. Любе очень не хотелось этого делать, но, представив, что скоро она увидит своего любимого Эдика, она пошла на эту жертву. Она отдала всю свою одежду лодочнику, он перевез ее на другой берег. Стыдясь своей наготы, Люба, прячась за кустами, стала пробираться к Эдику. Но, ее увидел молодой парень Семен (С), о котором говорили, что будто бы он сексуальный маньяк. Увидев молодую, красивую, обнаженную девушку он возбудился, набросился на Любу и изнасиловал. Проходивший зарослями кустарника другой мужчина Олег (О) увидел это всё и рассказал об изнасиловании всем, в том числе и Эдику. Когда Люба наконец-то пришла к Эдику, на нее смотрели холодные глаза. «Я всё знаю», - сказал Эдик. «Прости, но я не смогу после всего этого любить тебя». Люба пошла обратно. Жизнь потеряла для нее смысл. Она бросилась в реку и утопилась.

Вопрос испытуемому: «Кто, по вашему мнению, наиболее виноват в случившейся трагедии? Напишите на листе бумаги первую букву его имени. Затем напишите первую букву имени того, чья степень вины, как вы считаете, находится на втором месте. И так далее, до того героя данной истории, кто, по вашему мнению, виноват меньше всего».

Для анализа испытуемого психолог должен переписать полученный от испытуемого ранжированный ряд из шести героев истории, начиная с «наименее виновного», и закончив его «самым виновным». Наименее виновный указывает на наиболее доминирующую в психике испытуемого тенденцию. Энергия на её реализацию выделяется в первую очередь, в приоритетном порядке. Наиболее виноватый герой истории указывает на то стремление, которое не представляет для испытуемого никакой ценности. Поэтому на его реализацию энергия выделяется по так называемому «остаточному принципу». Соответствие героев истории и крайние значения доминирующих тенденций даны в Табл. 1.

Принцип работы теста: выбирая из шести героев истории наиболее виноватого, испытуемый бессознательно выбирает ту тенденцию, от которой он сам отказался бы в первую очередь. Естественно, наиболее ценное для него стремление у него будет наименее виноватым.

Таблица 1.

Наши рекомендации