Ребёнок должен знать, что вы обязательно к нему вернётесь. Даём временные ориентиры

Сама категория времени для малыша сложна, только где-то годам к пяти по-настоящему разберётся, что такое «вчера», «послезавтра», «через неделю» там или «через месяц», а то и больше.

Потому-то карапузу сказать: «я скоро приду» – не сказать почти ничего. Любую информацию, которую вы передаёте ребёнку, постарайтесь сделать зримой и действенной. (Вспомните: дети «ощупывают» мир всеми органами чувств, а не так, как мы, опираясь на слух и зрение). То есть ваш сын или дочка, чтобы как следует уяснить и усвоить: мама/папа вернуться тогда-то, должны с этой информацией поманипулировать. Тогда им проще, тогда им легче, тогда разлука не так горька.

Объясните на пальцах. Покажите на пальцах. Для совсем-малышанеделя – что вечность, вот и расставьте временные ориентиры. Покажите, как уменьшается, уходи разлука, как встреча всё ближе и ближе. «Смотри, я уезжаю на пять дней (показываете 5 пальцев). Пройдёт один день (загибаете один палец), проёдёт этот день (прячете второй) и т. д. Пусть тот, кто остаётся с ребёнком, продолжит за вас эти наглядные объяснения.

Время (оставшееся до вашего возвращения) показывайте на пальцах (в буквальном смысле слова). «Вот было 5 дней: понедельник – вторник – среда – четверг – пятница…(в пятницу мама приедет!); вот прошёл день, понедельник (загибаете пальчик малыша); осталось 4 дня: вторник – среда – четверг – пятница. В пятницу (потрясли пальчик) мама приедет!». (Вместе радуетесь).

Так же вы можете показывать и более короткие отрезки времени (утро-день-вечер), и более длинные.

Нарисуйте дорогу. Поделите её на отрезки (каждый можно сверху как-то обозначить забавной картинкой). Сделайте эти временные отрезки наглядными: каждый день (или каждый час, если хотите). Вы можете приклеить забавные картинки над такими этапами, можно что-то нарисовать. Вырежьте человечка (если малыш очень захочет – вырезайте фото – своё, где вы во весь рост). «Вот досюда пройдёт человечек – и прошёл день…». И как только «пройден» какой-то отрезок – пусть ребёнок отмечает его, переставляя человечка всё ближе и ближе ко встрече. И, конечно, вам пригодится сказка «Как я путешествовал/а по…».

А если у ребёнка будет информация: где вы, как вы, что делаете, чем занимаетесь – он сможет такую самодельную карту – дорогу ещё и разрисовывать сам. Рисует – и сочиняет добрую сказку про встречу с вами, и другую – как он тут без вас жил – был. И чему научился, и как вырос, и вообще – какой он у нас золотой.

Повесьте календарь. И пусть ребёнок на нём отмечает дни. Так приятно крестиком перечёркивать и видеть, как встреча с вами все ближе и ближе!

Сделайте календарь. Маленькие малыши живут по принципу: что упало, то пропало. Нам кажется, что мы уходим, а на самом деле (для них) – словно исчезаем. Да ещё со временем и расстоянием отношения напряжённые (они – не понимают, и всё). Так что, если вы уходите не на пару часов, а больше, оставьте пояснения и интересное занятие для своего карапузика.

Для малыша (если мама уходит на весь день) можно сделать «Путешествие солнышка». Самый простой вариант – на магнитную доску прикрепите «режим дня»: ложка, тарелка – это завтрак, кроватка – это сон, дорожка и дерево – это прогулка; (и т. д. и т. п.). Поиграйте несколько раз с малышом в такую сказку, как солнышко ходит по небу, а малыш и мама – что они делают в это врем на земле. Передвижения солнышка надо связать с режимом дня – и передвигать на здоровье. Пора кушать – куда пришло солнышко? вот сюда (прикрепляете над чашкой и ложкой). Собираемся на прогулку – вот и солнышко переместилось…

Теперь, когда вы уходите на весь день (или на часть его), малышу можно наглядно показать: когда уйдёте, когда придёте. Чем он будет заниматься от вашего ухода до возвращения. Солнышко передвигается, и это здорово: всё, что ребёнок может не только услышать, но и потрогать, ощутить – понятнее для него. Тем более, что кое-что и от него зависит: передвигает-то солнышко он сам! Кажется, что и сам участвует, не отстранён. Вот передвинем солнышко – и пора маме звонить (и, наоборот, мама ему позвонит).

Если время вашего возвращения почему – то изменилось – обязательно позвоните и предупредите. Ребёнок должен быть в курсе, когда вас ждать. А лишние напрасные ожидания и разочарования ему совсем, сами понимаете, ни к чему.

Вариации на тему. Если вы «исчезаете» не на день, а на несколько дней, вы можете сделать иные временные отрезки. Например, сутки – день и ночь. Днёмсолнышко, ночью месяц или луна «ходят» по календарю. Утром встал – переставил Луну на новый день. Посчитал оставшиеся.

Ребёнок должен знать, что вы обязательно к нему вернётесь. Даём временные ориентиры - student2.ru

Покоряйте вершины. Этот способ будет интересен и для дошколят, и для младшеклассников. На большом листе бумаги сделайте рисунок: две горы. Теперь расставьте на той и другой вехи пути: даты, начиная со дня отъезда до дня вашего возвращения. Вы уезжаете – подъём начинается. (Почему – две горы? Ваша – одна, другая – ребёнка. Так для него нагляднее, что мама/папа проходят тот же маршрут, и тоже ждут встречи, и встреча не за горами).

Как обозначить пройденный путь? Можно зачёркивать цифры (даты), можно подставлять красные стрелочки, можно рисовать те события, которые происходят «в пути».

Поднимаемся на гору – спускаемся с горы. А вершиной станет тот самый момент, когда прошла половина срока.

А зачем, – спросите вы, – такая канительная канитель, когда можно считать и цифры, и заглядывать в календарь? У любого ребёнка есть опыт подъема на гору (или на горку). И он из опыта знает: да, бывает трудно, но до вершины он добирался, и значит, доберётся и тут – вас дождётся.

Готовьте награды, медали. В конце дороги или у подножья горы нарисовать то, что ожидает – награда. Главная, конечно, встреча с мамой, но и другая – как вместе проведут выходные (когда закончится рабочая неделя)… как с папой проведут столько-то дней, когда приедет из командировки, куда пойдёт, чем займутся…

И в какое сказочное путешествие отправятся вместе.

Наши рекомендации