Психологическая структура личности
Понимание личности предполагает выделение образующих ее элементов, установление характера их связи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно. Например, в теории личности А. Н.Леонтьева в качестве основной структурной единицы рассматривается мотив, а сама личность представляется как система мотивов.
В. Н. Мясищев определяет личность как систему отношений, единицей которой служит отдельное отношение: к окружающему миру, к себе, к вещам.
В психоаналитической концепции личность понимается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Оно представляет собой множество неосознавемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию. «Сверх-Я» — это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничений и контролеров, стоящих на пути бессознательных влечений. «Я» ~ это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.
Личность как целостная сложно организованная система состоит из множества взаимосвязанных элементов (подструктур), каждый из которых имеет определенное функциональное назначение. Они и составляют структуру личности.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНО- СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СТОРОНА СТОРОНА СТОРОНА
- психические процессы - моральный облик -отношение к
- психические свойства -нравственный облик другим людям -психические состояния -мировоззрение -социальные роли
-психические образования -социальные позиции
-социальные установки
Индивидуально - психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы - это психические явления. Обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений и навыков.
Мировоззренческая сторона личностиотражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе,включает в себя: Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности - это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действие и поведение в обществе.
Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личностиотражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей, включает в себя:
Отношение к другим людям - это совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.
Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.
Социальные установки личности - ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
Развитие личности приводит к существенному изменению психологической природы человека. Она становится социализированной. Поэтому целесообразно более широкое понимание психологической структуры личности.
В качестве основных индивидуально-психологических компонентов личности выделяют следующие: темперамент, характер, направленность, способности, потребностно - мотивационная сфера, эмоционально-волевая сфера, познавательная сфера.
Темперамент — это система устойчивых индивидуально своеобразных свойств психики, определяющих динамику его душевной жизни и социального бытия.
Внешне они одинаково проявляются в разнообразных его формах (предметной деятельности или общения) независимо от их содержания, целей и мотивов и остаются почти неизменными на протяжении жизни. При относительном равенстве мотивов поведения или деятельности и при одних и тех же внешних обстоятельствах люди отличаются друг от друга по импульсивности, эмоциональности, скорости, темпу, степени проявляемой энергии, впечатлительности. Эти различия обнаруживаются уже в раннем детстве, отличаются особым постоянством и выступают в различных сферах социального бытия.
Свойства темперамента не влияют на содержание душевной жизни человека: его цели, планы, мысли, воспоминания, фантазии и т. д. Поэтому их называют формально-динамическими.
Учение о темпераменте возникло еще во времена Античности. Впервые это понятие было введено древнегреческим врачом Гиппократом (V в. до н.э.),который полагал, что у людей существует различное соотношение четырех жидкостей в организме: желчи («холе»), крови (всангвисо), лимфы («флегма») и черной желчи («меланос холе»). В зависимости от преобладания в организме какой-то одной из них были выделены типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Его учение развил немецкий философ И. Кант. Он считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Кант выделял темпераменты чувств (сангвинический и меланхолический) и темпераменты деятельности (холерический и флегматический).