История высокой моды - социальная история франции
Высокая мода в том виде, в котором мы ее знаем, родилась в конце XIX-го века. Первым кутюрье в современном понимании стал англичанин Чарлз Фредерик Уорт, открывший свой дом мод в Париже в 1858 году. Он был первым из кутюрье, начавшим диктовать своим клиентам свое видение моды. Он же первым ввел показы платьев на живых манекенщицах, отказавшись от распространенной тогда практики отсылать клиентам тряпичные куклы, одетые в предлагаемый мини-наряд. Будучи специалистом по бальным платьям, Уорт не стеснялся назначать очень высокие цены. Модельеры того времени вплоть до первой мировой войны одевали исключительно аристократию. И если раньше аристократы определяли моду, в том числе и для модельеров, то после Уорта ее делают модельеры, имеющие свой дом мод.
Чарльз-Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth)
Чарльз-Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth) родился 13 октября 1825 года в городе Боурн (Bourne), Англия. Несмотря на то, что Ворт родился в обеспеченной семье, ему уже в одиннадцатилетнем возрасте пришлось начать работать. Отец, которые ранее был успешным адвокатом, стал алкоголиком и пропил все состояние их семьи. В 1838 году, Чарльз устроился бухгалтером в фирму “Swan and Edgar”, которая занималась поставкой тканей для пошива женской одежды. Вскоре он перешел на работу в компанию “Lewis and Allenby”, владельцы которой поставляли шелк в Лондон. Там он работал до 1845 года. За годы работы в этих компаниях, Чарльз изучил то общество, которое закупает эти ткани и дал себе обещание, что станет частью этой привилегированной прослойки населения. В свободное от работы время, Ворт часто посещал музеи одежды, что впоследствии повлияло на стиль его произведений.
Впервые Чарльз приехал в Париж в 1845 году. Уже через пять лет он открыл отдел по изготовлению одежды в магазине “Maison Gagelin”.
В 1858 году Чарльз-Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth) основал свою компанию, которая специализировалась на женской одежде. В XIX веке, одежда для женщины означала ее положение в обществе, а значит, на ее создание предполагалось расходование большого количества финансовых средств. Кроме того, наряд, сшитый у парижского кутюрье, предполагал не только высокий уровень его исполнения, но высокий статус владельца во всех сферах общества.
Представленные Чарльзом в середине 60-х годов XIX века пышные платья, которые были смоделированы специальным образом, для создания ощущения использования турнюра (деталь женского туалета, имеющая вид подушечки, которая подкладывалась под платье ниже талии для придания юбке пышности), вскоре стали очень популярны. Юбки подобной формы, уже в конце 60-х годов, стали одним из самых востребованных предметов женского гардероба.
Чарльз-Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth) был первым, кто использовал вместо искусственных манекенов людей, которые демонстрировали на себе одежду дизайнера.
В 1868 году Чарльз-Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth) учредил Синдикат высокой моды.
Чарльз-Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth) скончался 10 марта 1895 года. Весь бизнес Ворта был передан его двум сыновьям, которые успешно продолжили дело отца.
Одежда долгое время оставалась во Франции (да и во всей Европе) отличительным признаком сословия, ранга и статуса в социальной иерархии. Существовали законы, запрещавшие нижним сословиям носить одежду из определенной ткани и даже того или иного цвета. В период Великой французской революции был издан указ, разрешавший всем гражданам Республики носить любую одежду по их желанию.
В начале ХХ века швейное ремесло стало самостоятельной профессией. Ее положение регулировалось министерским постановлением, определявшим, что дома должны шить одежду по индивидуальным меркам на заказ, иметь как минимум двадцать сотрудников в своих ателье и представлять два раза в год минимум 75 моделей на живых манекенщицах (коллекции сезонов весна-лето и осень-зима). В 1900 г. во Франции насчитывалось 20 домов мод, в 1925 г. - 75, в 1937 г. - уже 29. С 1946 по 1967 гг. количество домов мод сократилось со 106 до 19. мода от кутюр
Парижские дома Высокой моды располагают своими ателье, где работают от 20 до 40 искусных мастериц. В четырех ателье дома "Шанель", например, работают более 120 человек. Для Кристиан Лакруа трудятся 24 пары "маленьких рук", как их называют на модном жаргоне, для Жана-Поля Готье - около 40. Новички среди домов Высокой моды могут позволить себе оплачивать труд лишь нескольких человек.
Высокая мода не раз переживала тяжелые времена. В 1970-е годы, когда Ив Сен-Лоран ввел в моду прет-а-порте, многие предсказывали конец Высокой моды. Но она выжила. В начале 1990-х, с падением цен на нефть резко сократилось число арабских клиентов, на которых по большей части и были ориентированы дома «от кутюр». Затем в 2002 году, после приобретения дома «Ив Сен-Лоран» французским миллиардером Франсуа Пино (владелец группы «Гуччи»), сам кутюрье вынужден был уйти, так как коллекции "от кутюр" практически не продавались, увеличивая долговое бремя дома. К тому же новый креативный директор линии прет-а-порте американец Том Форд, будучи, скорее, талантливым менеджером, сразу вошел в конфликт со "старыми" порядками YSL. После пресс-конференции Ива Сен-Лорана, на которой он объявил о своем уходе из Высокой моды, его близкий друг и партнер Пьер Берже заявил, что Высокая мода умерла.
Это был серьезный кризис - в последующие два года от создания коллекций Высокой моды отказались еще несколько крупных парижских домов. Среди них такие "столпы" парижской Высокой моды как Torrente, Balmain, Féraud, Carven, Jean-Louis Scherrer... Givenchy и Ungaro временно приостановили показы «от кутюр». Высокую моду нужно было спасать. Последним принятым во Французский Синдикат Высокой моды членом стал Жан-Поль Готье в 1997 году. В 2002-м в него был принят молодой французский кутюрье Доминик Сиро, в 2005-м - Аделин Андре и Франк Сорбье. Членами-корреспондентами стали Валентино, Армани, Эли Сааб, Мартин Маржела. Были упрощены драконовские критерии признания марки как создающей Высокую моду: количество выходов за показ было уменьшено с 50 до 25, понижены требования к количеству сотрудников ателье
Показы Высокой моды тянут за собой продажи прет-а-порте и модных аксессуаров - сумочек, украшений, косметики и духов с лейблом модного дома. Именно аксессуары и косметика/парфюмерия приносят многим парижским домам более 70% всей выручки, оправдывая их непомерные затраты на Высокую моду и шокирующе дорогие дефиле. Одним из самых успешных в этом (маркетинговом) плане является дом «Кристиан Диор». Лейбл Christian Dior известен девушкам и женщинам практически всего мира, а прет-а-порте и аксессуары Christian Dior распродаются с невероятной скоростью благодаря их статусу модного must-have.
В 2005 году Джорджио Армани, немало удивив многих аналитиков модной индустрии, запустил свою линию Высокой моды - Armani Privé. Эта затея, казалось, была обречена с самого начала: если "Версаче" и "Унгаро" отказываются от показов Высокой моды, на что рассчитывает Армани, никогда не делавший "от кутюр" и построивший свою империю на непринужденных классических пиджаках и брюках? Однако 70-летний дизайнер заявил, что на платья с ценником за 10000 долларов существует спрос, и был прав.
Первая коллекция Armani Privé оказалась совершенно носибельной и словно созданной для различных светских мероприятий высокого уровня. Несмотря на кажущуюся "приземленность" линии Armani Privé, каждая вещь в ней сшита вручную, на что уходит два месяца, а цена зашкаливает за 10000 евро. Ставка на супер-роскошь оказалась верной: каждый сезон европейские клиенты дизайнера заказывают в среднем по 3 ансамбля из линии Armani Privé. Кроме того, Армани отправляет своих главных швей для проведения примерок прямо к клиенткам, заказывающим несколько платьев в сезон. Так же поступает и дом "Шанель", оплачивающий своей главной швее перелеты частным самолетом по всему миру. Ведь многие из серьезных клиентов "от кутюр" не присутствуют на дефиле, освещаемых большим количеством прессы. Вместо этого им высылается DVD-диск с записью показа или пароль для просмотра новой коллекции на специальном веб-сайте.