Характеристики культурно-исторических типов Востока, Запада, России

АТЕИЗМ — вера в отсутствие какого-либо бога, религиозное неверие.

БУДДИЗМ — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в 4-6 в.в. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий, человечный, образованный) — прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

ДАОСИЗМ — одна из основных религиозно-философских школ в Китае, возник в середине 1-го тысячелетия до н.э., Основоположник — Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит с путем природы. Дао — это основной закон, который не зависит ни от людей, ни от богов, и человек должен подчиняться естественному ходу событий.

ЕВРАЗИЙСТВО — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому культурному миру «серединное место» между Европой и Азией.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли середины 19 в., представители которого считали, что развитие куль­туры России должно идти по западноевропейскому пути.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — слой образованных и мыслящих людей с самовозложенной ответственностью за судьбы мира, культуры, народа.

ИСЛАМ (мусульманство) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в 7 веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Ислам не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

КОНФУЦИАНСТВО — религиозно-философское этическое учение, возникшее в Китае в середине 1-го тысячелетия до н.э. Основоположник — Конфуций. Согласно конфуцианству, порядок в обществе может быть сохранен при строгом соблюдении традиций древней культуры, что является условием соответствия Дао как всеобщему космическому закону.

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО — культура общества, которое следует за аграрным (традиционным) и предшествует постин­дустриальному. В нем натуральное хозяйство, характерное для аграрного об­щества, уступает место массовому рыночному произ­водству. Общество организуется вокруг принципа функциональной эффективности.

КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ — этап развития за­падноевропейской культуры. Начало Просвещения — революция 17 в. в Англии. Конститу­ционализм, парламентаризм и религиозная терпи­мость становятся базовыми политическими ценнос­тями буржуазии, всего третьего сословия. Конец Про­свещения — Великая французская революция 1789— 1794 гг. Результат этих революций — становления техногенной цивилизации и буржуазных общественных отноше­ний.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — понятие, обозна­чающее определенный исторический этап развития религиозной культуры в 4- 15 вв. В европейской культурно-исто­рической традиции сложилась практика представле­ния этого этапа в основном тремя культурными орга­низмами — культурой Западной Европы, Византии и Арабо-мусульманского Востока.

КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ — самобытная над­национальная культура, возникшая в ареале Рим­ской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии. Она проходит период становления с 1 по 6 вв., обретает классические формы в средневековой Византии с 6 по 14 вв. и Древней Руси с 9 по 16 вв. (греко-православная ветвь) и средневековой Западной Европе с 6 по 16 вв. (латино-католическая ветвь). Основным культуросозидающим институ­том в ней выступает Церковь, деятельность которой реа­лизуется в двух сферах — церковной и мирской.

ПРАВОСЛАВИЕ — одна из трех главных конфессий христианства (наряду с католичеством и протестантизмом). Начало складываться как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 г.) и приобрело окончательную организационно-структурную форму к 1054 году. Получило распространение в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Духовный стержень русской культуры и российской государственности.

ПРОТЕСТАНТИЗМ — одна из трех христианских конфессий (наряду с католичеством и православием), возникшее в 16 веке в Европе. Под предводительством Мартина Лютера протестанты отвергли учение о церкви как посреднике между Богом и людьми, отказались от почитания святых, ангелов, поклонения иконам и мощам, от профессионального священства.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis — мирской, светский): 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. 2) В Западной Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3) С конца 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов, «разбожествление» и «разцерковление» культурной жизни.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО —направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого выступали за самобытный путь развития России, принципиально отличный от западноевропейского.

ТЕХНОКРАТИЗМ — стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни, когда инженерно-техническое мышление и деятельность односторонне ориентированы только на позитивные результаты и последствия техники и технологии, и когда только с этих позитивных технологических позиций, вне всякого «человеческого измерения», оцениваются все другие стороны жизни человека, общества.

УРБАНИЗАЦИЯ — всемирно-исторический процесс концентрации, интеграции, дифференциации и специализации деятельности и форм взаимодействия, распространение городского образа жизни.

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода) — направле­ние в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравствен­ности.

ХРИСТИАНСТВО — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в начале I века в Палестине, в IV в. стало господствующей религией Римской империи. Христианство исповедует единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в воскрешение и установление Царства Божьего.

Культура и личность

АДАПТАЦИЯ — активное приспособление человека к изменившейся среде (группы, коллектива, общности) с частичным принятием ее норм и ценностей.

АККОМОДАЦИЯ — вид приспособления, возникающий на основе терпимости, связанный с взаимными уступками, базирующийся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой.

АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого.

АЛЬТРУИЗМ (лат. alter — другой) — готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социальной общности.

АНОМИЯ (от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей пере­стает соответствовать нормам общественной жизни.

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате которого, члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — отнесение людьми друг друга и себя к определенной культуре.

ИДЕНТИЧНОСТЬ — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — постепенная вы­работка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культу­ры, для определенного исторического периода.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligentuis — понимающий, знающий, умный) — умственная развитость человека, его знание и понимание культуры, к которой он принадлежит; совокупность личностных качеств человека, которые свидетельствуют о его деятельной ориентации на общечеловеческие ценности, приобщение к сокровищам мировой и национальной культуры, следование добру, справедливости и велению совести, его способности к состраданию, терпимости к инакомыслию, порядочности и чувству меры, позволяющие отнести его к выразителям передовой культуры.

КУЛЬТУРА ЛИЧНАЯ ИНДИВИДА — это совокупность его личных образцов поведения, его способов поведения, его идей и мыслей, часто неизвестных другим людям.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК—конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (от лат. legrtimus — согласный с законом, закон­ный; должный, надлежащий) — процесс социального или культур­ного «узаконивания».

Наши рекомендации