Тема 1.5 Христианское учение об органах чувств и современные проблемы сенсорной культуры

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Христианская антропология и православная психология

Тема 1.1 Элементы библейской антропологии

Сотворение человека; библейское учение о грехопадении. Ветхозаветное учение о душе. Христианская антропология о происхождении и развитии души: основные концепции - креационизм; генерационизм; традуционизм; развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей, как путь христианского возрастания.

Христианская антропология о бессмертии души. Смерть, как разделение души и тела; бессмертие души и тленность тела; посмертное существование души; критика учения о предсуществовании и переселении душ (реинкарнации).

Основные категории библейского учения о человеке. Двоичность и троичность человеческого существа; природа человека-тело, душа, дух; грехопадение; Образ Божий в человеке; Бог как Личность и личность человека; духовное развитие человека; обожение, благодать, возрождение, обращение; благодатные состояния; состояние прелести и борьба с ним. Страсти. Добродетели.

Тема 1.2 Христианская антропология – основа православной психологии

Предмет и категориальный аппарат православной психологии. Природа человека и личность. Человек как онтологическая антиномия. Задачи и методы православной психологии и психотерапии

Христианская антропология и теория индивидуальности. Человек как индивид; субъект познания, труда и общения; личность. Человек как индивидуальность.

Природа человека. Понятия «тела « и «плоти» в христианской антропологии. Аскетизм. Тело как инструмент духа в философской антропологии. Особенности отношения к телу в православии. Воскресение в теле. Мощи святых.

Биологические свойства человека как индивида. Проявление целостности конституционального типа в телосложении, физиологической реактивности, нервной системе. Конституциональный тип, психическое заболевание, характер (темперамент).

Сходство и различие понятий «тела» в христианской антропологии и «индивида» в психологической теории индивидуальности.

Тема 1.3 «Душа» как основная категория христианской антропологии и «психика» как основная категория научной психологии

Определения «души» в христианской антропологии и «психики» в психологии. Определения «психики» в материалистической и идеалистической парадигмах.

Взаимодействие души и тела, психики и мозга.

Подразделение души на части по святоотеческой традиции: разумная, вожделевательная, раздражительная; душа-дух - проблема двумерии, тримерии.

Основные сферы психики - интеллект, чувства, воля.

Тема 1.4 Понятие ума в православной психологии.

Разумная часть души по святоотеческому учению: ум, разум, рассудок, нус. Определения основных понятий; отличие ума от разума и рассудка; очищение и перемена ума (метанойя): ум Христов. Сердце как орган познания.

Понимание интеллекта в современной психологии. Природа познавательной способности человека. Виды ума и интеллектуальной деятельности в современной психологии и святоотеческом учении. Развитие интеллекта, ума.

Общее и специфическое в понимании ума святыми отцами и интеллекта современными психологами. Концепция ума в православной психологии.

Тема 1.5 Христианское учение об органах чувств и современные проблемы сенсорной культуры

Святоотеческое учение об органах чувств. Хранение органов чувств. Духовные органы чувств. Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».

Современные проблемы сенсорной культуры: музыка, реклама, интернет. Экстрасенсорика.

Память. Воображение. Современная психология о видах памяти Индивидуальные особенности памяти. Представления, воображение. Фантазия. Отношение к воображению и фантазии в христианской аскетике.

Учение о памяти святых отцов. Память и забывание. Память смертная и память Божия. Общее и специфическое в понимании памяти святыми отцами и современными психологами.

Внимание: святоотеческий и психологический подход. Внимание как условие и средство духовного возрастания. Внимание и молитва. Внимание к помыслам. Где сокровища ваши, там и сердце ваше: внимание к Богу, Божественной реальности, к ближним, к себе. Рассеянность души. Хранение внимания, бдение, трезвение. Умное делание.

Определение внимания в современной психологии. Активационная природа внимания. Виды, свойства внимания. Связь внимания с волей.

Общее и специфическое в понимании внимания святыми отцами и современными психологами.

Определение воли в христианской антропологии; христианское учение о свободе воли; воля и разум; свобода, самоволие, произвол; св. отцы о необходимости совлечения своей воли: смирение; свобода и благодать; оптимум свободы. Общее и специфическое в понимании воли святыми отцами и современными психологами.

Раздражительная часть души и эмоциональная сфера человека. Христианское учение о раздражительной части души. Классификация чувств в христианской антропологии. Святоотеческое учение о сердце; религиозные чувствования; страсти и борьба с ними; путь к бесстрастию; аффект, экстаз, просветление. Антиномия чувств.

Теории эмоций в современной психологии. Классификации чувств . Потребности, мотивы, эмоции.

Общее и специфическое в понимании эмоциональной сферы святыми отцами и современными психологами

Тема 1.6 Дух. Сознание.

Понимание духа в Священном Писании и Священном Предании.

Дух как компонент тримерии . Отождествление духа с сознанием в богословско-философской литературе.

Категория «сознание» в психологии и богословии. Проблема самосознания в психологии.

Наши рекомендации