Обогащение метакогнитивного опыта учащихся
Метакогнитивпый опыт — это ментальные структуры, обеспечивающие управление собственной интеллектуальной деятельностью (непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция).
Интеллектуальный контроль предполагает способность к непроизвольной и произвольной саморегуляции своей интеллектуальной деятельности. Такой опыт учащиеся приобретают, работая с учебными текстами, которые дают возможность:
Ø понимать и принимать цели предстоящей деятельности; выдвигать цели и подцели собственной деятельности, продумывать средства их реализации;
Ø осознанно выстраивать последовательность собственных действий;
Ø работать в условиях, когда информация недостаточна, избыточна или противоречива;
Ø действовать по предложенному плану; сравнивать различные планы решения одной и той же задачи; выбирать тот или иной план решения; составлять собственный план деятельности;
Ø строить различные алгоритмы решения тех или иных математических проблем, осваивать отдельные шаги алгоритма и соотносить результаты выполнения отдельных шагов с поставленными целями;
Ø осуществлять предварительный мысленный просмотр и анализ проблемы до принятия решения (в том числе умение мысленно говорить себе: «Стоп!»);
Ø предсказывать и прогнозировать последствия принимаемых решений, а также возможных изменений в проблемной ситуации;
Ø субъективно оценивать качество отдельных действий и результатов своей интеллектуальной деятельности;
Ø видеть собственные ошибки, выяснять их причины, предупреждать появление ошибок;
Ø выбирать стратегию собственного обучения, а также изменять ее под влиянием новых требований и с учетом своих интеллектуальных возможностей и т. д.
Обогащению метакогнитивного опыта способствуют учебные тексты, ориентирующие учащихся на формирование умения осуществлять саморегуляцию своей интеллектуальной деятельности, в том числе за счет включения вопросов на рефлексию собственных действий. Рассмотрим фрагмент текста из учебной книги «Квадратичная функция» (9-й класс, 2003, стр 57-58).
Заполните таблицу(отмечая знаком «+» имеющиеся свойства, а знаком «-» - отсутствующие):
Функция | y = x2 | y = ax2 | |||
Свойства | a > 1 | 0 < a < 1 | a < 0 | ||
1. | Область определения функции – множество R | ||||
2. | Функция четная | ||||
3. | y(0) = 0 | ||||
4. | При всех x ≠ 0 значения функции положительны | ||||
5. | При всех x ≠ 0 значения функции отрицательны | ||||
6. | При x = 0 функция принимает наименьшее значение y = 0 | ||||
7. | При x = 0 функция принимает наибольшее значение y = 0 | ||||
8. | На интервале (- ∞; 0) функция убывает, а на интервале (0; ∞) - возрастает | ||||
9. | На интервале (- ∞; 0) функция возрастает, а на интервале (0; ∞) - убывает |
Подумайте, почему в таблице предложено рассмотреть такие значения коэффициента a ( a > 1; 0 < a < 1; a < 0).
Переведите каждый из полученных вами выводов о свойствах функции y = ax2 с аналитического языка на язык графический.
Какие ещё свойства графика функции y = ax2 вам хотелось бы предложить к рассмотрению?
Обогащение метакогпитивного опыта учащихся предполагает также формирование их метакогнитивной осведомленности — системы представлений о своих собственных качествах ума и способах их эффективного использования, а также о том, как устроены научные знания и каковы особенности разных методов познания.
Интеллектуальное воспитание ученика предполагает не только усвоение знаний «о том, что» и знаний «о том, как», но и знаний «о том, какой Я». Этот тин информации практически не представлен в традиционных учебниках, хотя знание собственных интеллектуальных особенностей является мощным стимулом развития индивидуальных интеллектуальных сил.
С целью повышения уровня метакогнитивной осведомленности учащихся в учебные книги были включены специальные разделы под названием «Психологический комментарий», в каждом из которых излагались общие сведения об особенностях работы интеллекта с использованием простейших процедур интеллектуальной самодиагностики и интеллектуального тренинга.
В учебной книге «Математика-5. Ч. 1. Натуральные числа и десятичные дроби» в «Психологических комментариях» рассматриваются основные интеллектуальные способности (способность оперировать образами, способность к запоминанию, способность выполнять мыслительные операции, способность быть внимательным).
В частности, содержание психологического комментария, посвященного способности оперировать образами, изложенное вкратце, выглядит так. Для начала с детьми обсуждается вопрос о том, зачем при изучении действий с числами нам понадобились рисунки (в данной учебной книге много визуального материала). Поскольку образы — это помощники мысли, облегчающие понимание новых сложных понятий, то полезно научиться думать с помощью образов. Однако для этого нужно кое-что знать об их свойствах. Далее рассматриваются три аспекта способности оперировать образами:
I. Разные образы по-разному передают содержание понятий (детям предлагается игра «Портрет слова», в рамках которой они учатся передавать значение слова в виде рисунков с помощью разных — конкретных и общих — образов).
П. Каждый образ состоит из множества отдельных частей (дети учатся «рассыпать» в уме некоторый целый образ на части с помощью игры «Магический прямоугольник»).
III. Можно мысленно управлять движением своих образов (дети могут проверить свою способность произвольно менять положение образа во внутреннем ментальном плане с помощью игры, требующей мысленно вращать объект в двумерном пространстве, — игра «Квадрат-вертушка»).
Главное, дети должны осознать, что думать о чем-либо — это, кроме всего прочего, мысленно видеть то, о чем ты думаешь.
В учебной книге «Математика-6. Ч. 2. Рациональные числа» психологический комментарий посвящен обсуждению психологических правил поведения Исследователя, то есть человека, который, столкнувшись с новой, необычной проблемой, тем не менее должен справиться с се решением. В частности, анализируется четыре основных правила. Правило первое — «Старайся помнить об инерции собственного мышления», правило второе — «Научись задавать вопросы», правило третье — «Формулируй и обосновывай гипотезы», правило четвертое — «Используй эвристические приемы».
В учебной книге «Математика-7» обсуждаются вопросы о том, как устроены знания (соотношение декларативных и процедурных знаний; умение выделять признаки понятий).
В процессе работы с такими психологическими разделами создаются условия для того, чтобы ученик мог достаточно быстро почувствовать эффект усиления того или иного интеллектуального свойства и пережить своего рода «психологический инсайт» (в виде удивительного для него увеличения объема запоминания при опоре на смысловые связи, большей легкости понимания математических понятий при использовании образов, неожиданного превращения «сложной» задачи в «простую» при условии преодоления инерции собственного мышления и т. д.). Предполагается, что и при проработке собственно математического материала эти проявления роста метакогнитивной осведомленности будут закрепляться и использоваться.
Созданию условий для развития у учащихся метакогнитивной осведомленности могут способствовать тексты и задания, которые знакомят учащихся с методами и основаниями математической деятельности, правилами продуктивного мышления при решении математических проблем. Кроме того, полезны тексты, дающие школьникам возможность осуществить самооценку успешности в изучении математики, оценить свои сильные и слабые интеллектуальные качества.
Еще одним компонентом метакогпитивного опыта является открытая познавательная позиция, которая предполагает вариативность и разнообразие способов анализа происходящего, а также готовность воспринимать необычную, парадоксальную, «невозможную» информацию.
Формированию открытой познавательной позиции способствуют учебные тексты:
Ø дающие учащимся возможность осознать существование нескольких подходов к одной и той же ситуации и работать в рамках разных, в том числе альтернативных подходов;
Ø предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;
Ø содержащие противоречивые данные;
Ø развивающие способность воспринимать неожиданную информацию;
Ø стимулирующие готовность принимать и обсуждать необычные идеи;
Ø дающие возможность видеть перспективу в изучении математики и обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и т. д.
Очевидно, что развитию такого отношения к изучаемому математическому материалу могут способствовать учебные тексты, которые включают элементы противоречий и парадоксов, демонстрируют возможность нахождения рациональных решений в «невозможной» ситуации.
По мнению Л. Э. Генденштейпа, воспитание потребности в строгости обоснования, так же как и развитие интуиции, должно происходить постепенно, основываясь на анализе конкретных примеров и контрпримеров, показывающих ненадежность «очевидного» и возможность «невероятного». Изложение любого научного положения должно включать постановку вопроса (с элементами «очевидности», порождающими те или иные ожидания) и разрешение этого вопроса опытным или логическим путем. В разрешении проблемы, в свою очередь, должен быть непременно подчеркнут аспект «невероятности» результата — ведь если бы не было этой «невероятности», то и вопрос бы не возник или ответ на него не имел бы особого значения (Генденштейн, 1988).
Кроме того, формированию открытой познавательной позиции в значительной мере способствует диалоговый характер учебных текстов, который приучает воспринимать и уважать альтернативное мнение, уметь отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения оппонента.