Заблуждение седьмое: устанавливая барьеры, я чувствую себя виноватым

Эдвард покачал головой.

— Что-то было не так, — сказал он. — Мои род­ственники всегда были очень добры ко мне, заботились обо мне всей душой. У нас с ними были такие прекрасные, близкие взаимоотношения. А затем... — он сделал паузу, пытаясь подобрать слова, — затем я встретил Джуди и мы поженились. И это было прекрасно. Мы виделись с моими родственниками каждую неделю, а иногда и чаще. Затем появились дети. Все шло просто чудесно. Пока я не получил работу в другом конце страны. Это была долж­ность, о которой я мечтал. Джуди тоже радовалась за меня.

Но стоило мне рассказать родителям об этом предло­жении, как все переменилось. Они стали все чаше и чаще говорить о здоровье папы (я никогда не думал, что он так плох). О мамином одиночестве, о том, что мы для нее — единственная радость. И обо всех тех жертвах, которые мои родители принесли ради меня.

Что же мне делать? Они правы... они отдали мне свою жизнь. Как я могу оставить их после всего этого?

Эдвард не одинок в своей дилемме. Одним из главных препятствий к установлению барьеров с окружающими служит чувство, что «я обязан (ему, ей, им)». В этом случае человек не говорит «нет» тем, кто был добр к нему, чтобы избежать чувства вины. Такие люди никогда, по сути, не покидают своего дома. Они никогда не меняют ни школы, ни церкви. Всегда остаются на той же самой работе. Дру­жат с одними и теми же людьми, редко заводят новые зна­комства. Они стараются ничего не менять в своей жизни даже в том случае, если это действительно необходимо.

Нам иногда кажется, что если мы что-то получили — значит мы что-то должны и отдать. Налицо проблема несуществующего долга. Любовь, которую мы получили, или деньги, или время, одним словом, все, что может за­ставить нас чувствовать себя обязанными, следует вос­принимать как дар.

«Дар» подразумевает, что никто никому ничего не дол­жен. Все, что на самом деле нужно, — это благодарность. У дарящего нет даже мысли, что за подарком последует плата. Он подарил что-то только потому, что любит этого человека и хочет ей или ему сделать приятное. Точка.

Именно так Бог смотрит на Свой дар спасения. Этот дар стоил Ему Сына. И когда Он дарил, то был движим любовью к нам. А нам следует принять этот дар и быть благодарными. Почему благодарность настолько важна? Потому что Бог знает, что наша благодарность за Его дар заставит нас любить других: «Будучи укоренены и утверж­дены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благода­рением» (Кол. 2:7).

Чем мы обязаны людям, проявившим к нам доброту, искренне заботящимся о нас? Мы обязаны сказать им «спа­сибо» и с благодарным сердцем пойти и помочь другим.

Надо научиться различать тех, кто «дает, чтобы полу­чить», и тех, кто действительно дарит от чистого сердца. Обычно разница распознается довольно легко. Если ис­кренняя благодарность задевает дающего или вызывает в нем гнев, то, скорее всего, подарок на самом деле являет­ся заемом. А если благодарности оказывается достаточно, то вы получили настоящий подарок, без «нагрузки» в виде чувства вины.

Бог учит нас, что благодарность и барьеры — вещи разные. В Откровении, в послании семи церквам, гово­рится по отдельности о трех церквах (эфесской, пергамской и фиатирской):

1. Он хвалит их за их достижения (благодарность).

2. Затем Он говорит, что даже при всем этом, Он «име­ет против них» нечто (2:4,14,20).

3. И наконец, Он упрекает их за безответственность (отсутствие барьеров).

Он не допускает, чтобы эти два вопроса — благодар­ность и отсутствие барьеров — смешивались. Не следует этого делать и нам.

Наши рекомендации