Теория потребностей Маслоу

Потребность и желание. Потребность и мотив.

Желание в психологии: Характеризуется более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-либо поступок или действие.

Этика и соц. Психология: рассматривают желание с точки зрения его обусловленности соц. Нормами и ценностями. Желание понимается как стремление и импульс к достижению какой-л. Цели, идеала, мечты.

У желания всегда есть 2 стороны:

- эмоциональная( за которой стоят влечение, импульс, чувства)

- ценностная (за которой стоит стремление, умпульс к достижению цели).

В совр. Философии:

- понятие желание было транслировано из психоанализа Фрейда.

- именно философия проводит разграничение понятий желание и потребность.

Различие по Фрейду:

- потребность рождается внутренним напряжением и удовлетворяется приобретением необходимого объекта

- желание предполагает повторное мысленное воспроизведение тех восприятий, котрые сформировались при возниктовении этих желаний.

Мотив – побудительная сила.

- пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным определённым содержанием.

- в литературе – повторяющееся действие

· Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта

· Предметно-направленная активность определённой силы

· Осозноваемая причина, лежащая в основе выюора действий и поступков личности

Структура мотива:

- потребности

- инстинкты

- эмоции

- установки

- идеалы

Особенности:

- Содержит побудительную и направляющую силу

- пове6дение человека всегда связано с неосознанными мотивами

- они представляют собой иерархию

- выражают целенаправленность активности

- стремление к равновесию и напряжению( механизмы движения мотивов)

Потребность и интерес. Понятие и виды интересов.

- в переводе с лат. – быть среди чего-либо, иметь значение.

в современных словарях:

- особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать и понять.

- занимательность, значительность

- нужда, потребность, выгода, корысть

В философии – нечто объективно значимое, нужное для индивида, коллектива, общества

В психологии – явление человеческого сзнания, субъективного характера, связанное с общественным бытием человека

В экономике – категория общественного бытия

В социологии – отношение соц. Субъектов к явлениям и предметам окружающей действительности, обусловленное положением этих субъектов и включающее в себя их соц. Потребности

Виды интереса:

- объективный – это интерес как явление общественного бытия, объективно способствующий развитию соц. отношений

- субъективный – это интерес, порождаемый сознанием индивида.

Виды классификаций потребностей. Критерии выделения потребностей.

· По происхождению

- естественные (на генетическом уровне)

- культурные (в красоте, чистоте, книгах, знаниях, спорте)

· По характеру жизнедеятельности

- биологические

-трудовые

-познания

- общения

- отдыха

· По критерию времени актуализации

- постоянные

- устойчивые

- циклические

- ситуативные

· Основанные на том, что является объектом потребности:

– физиологические

– материальные

– социальные

– духовные

– этические

– эстетические

- развлекательные

Теория потребностей Маслоу

Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти по­требности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-по­требности (потребность в справедливости, благополучии, по­рядке и единстве социальной жизни). По мнению Маслоу, ба­зисные потребности человека постоянны, а производные изме­няются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, распола­гаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных): 1) физио­логические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, уверен­ности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулировании окружаю­щего социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.; 3) социальные по­требности -- в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, заботе о других и внимании к себе, участии в совмест­ной трудовой деятельности; 4) престижные потребности - в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, стату­се, престиже, призвании и высокой оценке; 5) духовные по­требности — в самовыражении через творчество.

Наши рекомендации