Индивидуальные и коллективные силы интонации

Когда животные собираются в стаи, их интонационное общение создается по принципу стая – вожак – стая, т. е. стая через интонацию передает информацию вожаку, вожак принимает решение и через интонацию сообщает его стае. В этом случае интонация вожака выражает индивидуальное творческое начало, интонация членов стаи – информативное, исполнительное. Иногда в стае бывают более сложные отношения – 2 лидера, диспетчеры, исполнители, соглашатели, критики. Тогда интонационное общение подчеркивает их взаимодействие в стае. Интонационных сигналов животных достаточно для их установки на поиск, ограниченный удовлетворением инстинктов. При условии равновесия вида с окружающей средой их интонационный словарь достигает оптимального уровня и его дальнейшее увеличение не требуется.

Человек общается с себе подобными по тому же принципу – в жизни тоже есть лидеры, аутсайдеры, резонеры, оппортунисты, диспетчеры, идеологи, которые определяют интонационное общение внутри любой социальной группы. Hо установка человека на неограниченный поиск требует постоянного пополнения их интонационного словаря. При этом принцип интонационной коммутации подсознания потребовал и для сознания также интонационного обмена информацией. Сознание получало более грубые интонационные сигналы, в основном возникающие при непосредственном интонационном общении. В подсознание же попадали даже самые мельчайшие, недоступные сознанию по причине его грубого порога чувствительности интонационные впечатления. Вследствие этого первая сигнальная система животных, передававшая информацию всех органов чувств, дополнилась у человека второй, по которой передавалась только интонационная связь, т. е. слуховая (впоследствии, при изобретении письменности, вторая сигнальная система координировала зрение и слух при расшифровке записи, при этом зрение передавало свой сигнал слуховым каналам – поэтому многие, когда читают, шевелят губами или шепчут). Учение Павлова о высшей нервной деятельности справедливо выделило деятельность слуха в аппарате информативной связи.

Первый этап развития интонационного процесса привел к созданию интонационной коммуникации, действующей внутри первой сигнальной системы. Второй привел к появлению МПИ. Третий этап привел к появлению у человека речи и созданию у него второй сигнальной системы. Процесс этот был продолжительным процессом развития интонационного общения, на котором существо, еще не ставшее человеком, но уже не бывшее животным, училось комбинировать и анализировать простейшие интонационные сигналы. Язык этого существа был гибче языка животных, а ухо совершенней. Его память была способна накапливать и классифицировать этот интонационный арсенал. Такой процесс возникновения речи, как второго этапа интонационной коммуникации объясняет, почему в семантике разных языковых групп есть общие корни в словах, определяющих самые простые и существенные понятия – мать, любовь и т. д. Мы понимаем музыку других далеких от нас народов, потому что в ее основе лежит единый интонационный процесс. Но создание нового типа коммутации потребовало и создания нового типа самой интонации, которая должна была стимулировать и индивидуальный, и коллективный поиск, отражая как их противоречия, так и взаимодействие, т. к. она должна была соответствовать конфликтному методу проб и ошибок, который был взят в основу познания. Обе эти силы – индивидуальная и коллективная – были заложены в природе отношений отдельной особи и стаи. У высокоорганизованных животных тоже были свои лидеры и аутсайдеры, между которыми шла борьба. Теперь эти противоречия активизировались – ведь в сознание была введена установка на поиск для каждой личности оптимальной ситуации, а она чаще всего достигалась за счет других. Подсознание следило за тем, чтобы такие противоречия не доводились до крайности, но для этого оно должно было получать точную информацию об этой борьбе. Такая информация стала возможной в результате разделения интонационных сил на две полярные силы – индивидуальную и коллективную. Нам теперь, после работы над теорией МПИ и взаимодействием т. н. ладовых и тональных сил МПИ, будет проще разобраться в этой проблеме. И все же напомним ее основные мотивы.

Интонационное общение, возникшее в доисторические времена, и связывало, и разделяло людей. Когда группа людей соединялась для совместной охоты или обороны, их объединяли общие интересы – вместе было легче, чем поодиночке. Интонационное управление, связывающее такую группу, подчинялось задаче большей согласованности. Такая интонация помогала действовать сообща, в ней был единый ритм, ритм трудового процесса. Если в группе был лидер, то он был не командиром и тем более не хозяином, а скорее диспетчером, и выполнял он эту роль по желанию всей группы. Трудовой процесс требовал коллективного согласования интонационных сил, но в нем всегда была опасность подавления творческой инициативы личности, которая должна была подчиниться общим интересам. Это приводило к конфликтной ситуации и было невыгодно виду. Поэтому в противовес коллективной интонации, а иногда изнутри такой интонации начинала звучать индивидуальная.

Но это также было чревато последствиями, поскольку такая сильная личность начинала претендовать на лидерство. Вожак брал себе львиную долю добычи, вождь племени создавал иерархию подчинения слуг. Индивидуальная интонационная связь такой группы отражала эту иерархию, подчеркивая командную функцию лидера и подчиненную роль остальных.

Такая форма интонационной организации тоже помогала управлению, но это был принцип управления одного всеми, разделения интонационного центра и периферии.

Что же, в сущности, отражает борьба и взаимодействие коллективных и индивидуальных интонационных сил? Мы уже говорили о том, что установки сознательных и подсознательных сил человека, направленные на полную реализацию личных и общественных творческих сил человека, постоянно вступают в противоречие, поскольку установка сознания исходит из максимальных интересов личности, а установка подсознания направлена на соблюдение интересов вида. Но личность часто стремится подчинить себе другие личности, а общественные силы, в свою очередь, подавляют личностные качества. В то же время только активность сил сознания обеспечивает продвижение вперед в реальном мире, а силы подсознания объективно оценивают это движение и дают ему нужное направление, так что эти силы и подавляют, и дополняют друг друга. Эта борьба передается через интонацию, точнее через борьбу коллективных интонационных сил, отражающих фактор воздействия подсознания, с индивидуальными, через которые действует сознание. В этой борьбе и взаимодействии передается главное достижение человека – процесс мышления, приводящий к объективному познанию.

Проводя аналогию с теорией МПИ, мы можем отождествить коллективную силу социальной интонации с ладовой, а индивидуальную – с тональной силами МПИ. Значит, коллективные и индивидуальные интовационные силы представляют собой центробежную и центростремительную силы интонационного процесса. Взаимодействие их и приводит к возникновению кругового интонационного цикла, который состоит из двух полуциклов. В одном развиваются коллективные, в другом индивидуальные силы. Когда эти силы истощаются, интонационный цикл завершен. Противодействие двух противостоящих интонационных сил необходимо системе управления для включения двух взаимно противоположных алгоритмов социального поведения. Коллективная интонационная сила настраивает на алгоритм примата общества над личностью, индивидуальная – на алгоритм примата личности над обществом. Вследствие этого каждой исторической эпохе соответствует своя социальная интонация.

Интонация и коммутация

Рассмотрев теорию МПИ, мы должны пойти дальше. В этом движении нам поможет мысль о том, что МПИ – это часть общечеловеческого интонационного процесса, но зато это самая упорядоченная его часть в силу стремления МПИ к максимальной самоорганизованности, к идеальной форме. Поэтому МПИ является прекрасной моделью, отражающей все закономерности, присущие процессу интонационного общения.

Мы уже выяснили, что смысл интонаций заключается в передаче информации о конфликте со средой. Но как это происходит реально? Mы понимаем смысл интонации животных – лая собаки, мяукания кошки. Но информацию несут все виды интонации, и большинство информации мы воспринимаем неосознанно, как и тогда, когда слышим интонацию животных. Мы через интонацию как бы аккумулируем информацию. Эта информация затем перерабатывается подсознанием и передается через нашу собственную интонацию другим. Таким образом мы являемся аккумуляторами, преобразователями и ретрансляторами информации. Интонация служит проводником, объединяющим нас в единый коллективный мозг. Качества, присущие интонации как проводнику, определяют уровень способности интонации к социальному управлению, иначе говоря, каждая интонация способна на определенный уровень коммутации, позволяющий достичь определенного КПД этого коллективного мозга. Интонация исчерпывает себя тогда, когда этот мозг извлек всю информацию, доступную при таком принципе соединения. Тогда вырабатывается новая интонация, способная на лучшую связь, на большее быстродействие, что определяет и качественный информативный скачок. Социальная интонация коммутирует всех членов определенной социальном группы в единый коллективный мозг, как провода соединяют ячейки в общую ЭВМ по определенной схеме.

Теория МПИ позволила нам понять, как МПИ формирует себя, какие музыкальные схемы она реализует. Мы видели, как в результате борьбы противоположных интонационных сил – ладовой и тональной – строится новая музыкальная форма, возникают новые жанры, как полифонию вытесняет гомофония, как каждая интонация утверждает свойственный ей способ формирования музыкального материала – в виде песни или фуги, или сонаты. Все это отражает те идеальные способы гармонизации антагонистических факторов, которые подвластны искусству, что редко удается в жизни. Тем не менее стремиться к такому идеальному способу управления необходимо, и в этом одна из важных подсказок искусства жизни.

Во всяком случае, МПИ отражает ту идеальную схему, к которой стремится породившая эту МПИ социальная интонация. И сама эта интонация стремится объединить наше подсознание по такой же схеме.

Поэтому особую роль играет в жизни человечества интонационный инстинкт. Что заставляет нас слушать ту музыку, а не эту? Почему меняются вкусы, стили, жанры? Почему молодой человек испытывает непреодолимое желание слушать музыку, и при этом непременно музыку, отражающую самую последнюю моду резонансной интонации? Посмотрите, с какой сосредоточенностью слушает музыку молодежь! И заметьте, как часто мы слушаем музыку, делая в то же время разные дела. Все это показывает, что наше подсознание совершает в это время какую-то работу. Какая же она, работа интонационного инстинкта? Прежде всего, основное ее качество таково – эта работа совершается не для себя как личности, а для всего отряда человечества. В этот момент мы, как пчелы, муравьи и т. п., – только представители своего вида и подчиняемся таинственной необходимости, не сознавая ее смысла. Нужно только сознавать важность этого психофизического процесса, происходящего внутри нас, и отдавать себе отчет в том, что он далеко не безобиден. Мы знаем разные примеры интонационных катастроф, причины которых нам совершенно непонятны. Почему дудочка крысолова заставляла крыс идти за ней? Отчего пение сирен заставляло эллинов бросать свои корабли и погибать в волнах? Допустим, это фантазии. Но почему выбрасываются дельфины на сушу? Не объясняются ли эти полумифические, полуреальные явления результатом возникновения интонационного психоза? А если это так, то не грозит ли он и человечеству?

Нам надо осознать суть проблемы, стоящей перед человечеством. Стремясь к познанию, оно с помощью коммутирующей способности интонации преобразовало себя в единый коллективный разум. Этот разум позволял решать те проблемы познания, которые соответствовали уровню коммутации. Поэтому после достижения информативного предела старая интонация заменялась новой, более быстродействующей и информативноемкой. Так возникла интонационная спираль МПИ, поднимающаяся вокруг оси информации – своего рода библейское «древо познания добра и зла», вкусив плоды которого, человек был изгнан из рая.

Закономерность этого интонационного процесса, как мы выяснили в теории МПИ, была такова, что период каждого интонационного цикла сокращался вдвое – иначе говоря, каждая новая интонация проходила свой виток по спирали вдвое быстрей, чем старая.

Увеличение скорости интонационного процесса приводило к перегрузке интонационных связей, соединяющих человечество в единый компьютер. Интонационные связи переставали справлятъся с передачей информации. Кроме того, углубление процесса познания требовало увеличения не только быстродействия, но и объема памяти, и возрастания расчетной мощности. Все это разрешимо только при увеличении количества коммутированных интонаций ячеек «коллективного мозга», что означает рост численности народонаселения земного шара. Несложные расчеты позволяют выявить прямую пропорциональную связь скорости интонационного процесса и численности народонаселения. Из приводимой демографической таблицы эта связь очевидна.

Интонация Время цикла Увеличение скорости Народонаселение к концу цикла Увеличение народонаселения
Старозаветная   70 млн.  
Античная 140 млн.
Средневековая 275 млн.
Возрождения 545 млн.
Реформации 1,288 млрд.
Либерализма 2,500 млрд.
Тоталитаризма 5,000 млрд.

Сокращение времени интонационного цикла при увеличении прироста населения привело к демографическому взрыву. Его можно объяснить, как попытку коллективного человеческого мозга затормозить скорость движения интонационной спирали. Так в компьютере можно снизить быстродействие за счет увеличения количества скоммутированных ячеек при сохранении расчетной мощности. Но такая оттяжка носит временный характер. Достаточно взглянуть на таблицу, чтобы уяснить опасность, возрастающую с колоссальной скоростью.

Сейчас мы находимся на том участке спирали, на котором начинается «завихрение» – на период жизни человека воздействуют сразу несколько типов интонаций, поскольку время цикла и период человеческой жизни соизмеримы. Но каждая интонация – это подсознательная команда, путем которой обеспечивается информативная связь, т. е. коммутация. Противоположные интонации – по смыслу и по резонансной фазе – приводят к перевозбуждению подсознания, интонационному неврозу, а в дальнейшем к массовому психозу. Поэтому перед человечеством стоит задача – либо остановить интонационную спираль, что невозможно, т. к. пропадает главный смысл существования человечества, т. е. познание, либо сделать эту спираль неактуальной. Последнее означает переход к качественно новому типу коммутации – либо внеинтонационной (наподобие мыслеинтонации, доступной на сегодня только гипнотизерам), либо к какому-то четвертому типу интонации (напомним, что первый тип был бессловесным интонированием, второй – появлением слова, третий – возникновением МПИ, т. е. искусства интонационного резонанса). Возможно, выходом из положения будет коммутация с помощью других чувств, кроме слуха.

Напомним, что времени на разрешение этой проблемы у человечества осталось крайне мало.

Но поскольку эмоциональные призывы являются побочной частью данной теоретической работы, а главное все же – выяснение истины, отклонимся от трагедии человечества к коммутирующей функции интонации. В качестве примера ее необходимости для усиления познавательных способностей человека приведем обратный пример. У дельфинов есть мозг, не уступающий по размерам и структуре мозгу человека. Это значит, что логические способности отдельной особи дельфина и человека сопоставимы. «Слезть со своего дерева» дельфин тоже мог, но не слез. Он не изобрел колесо, не открыл таблицу умножения. Это необъяснимо с точки зрения его логических возможностей, но вполне объяснимо с точки зрения интонационной коммутации – в другой среде она действует совершенно иначе. Ввиду того, что проводимость звука в воде значительно больше, создать там интонационный контакт соответствует попытке поговорить в комнате эхо, до отказа набитой кричащими людьми. Поэтому дельфины перешли на очень узкий диапазон частот. Такая связь узко направлена и связывает передающего с воспринимающим, в то время как интонационный контакт основан на волновой природе звука и связывает передающего со всеми, кто оказался на пути звуковой волны. Узко направленная связь, повидимому, не годна либо ограниченно годна для коммутации в коллективный биокомпьютер, а это резко затормозило познавательные способности дельфинов (возможно, природа приберегает познавательную потенцию дельфинов). Мы привели этот пример как доказательство от противного – кроме прекрасно функционирующего мозга одной особи необходима еще возможность скоммутировать этот мозг в коллективный видовой биокомпьютер. Такую возможность человеку дала коммутирующая способность интонации.

Есть еще одно соображение: дельфин никогда не спит, потому что иначе он захлебнется. У него полушария работают и отдыхают поочередно. Фактически это означает, что весь его прекрасный мозг работает только в сфере сознания. Его подсознание включается только во время отдыха каждого из полушарий. Поэтому подсознательная деятельность психики дельфинов ограничена. Но это не означает, что в случае необходимости она не может быть развита в дальнейшем.

Подсознание и интонация

Теория интонации открывается нам постепенно. В результате наша концепция уточняется, но необходимо сначала выяснить объективные причины создавшейся ситуации. И лучше всего исходить из отправной логической точки, что никакой ситуации нет, а есть закономерность.

Мы выяснили, что благодаря коммутирующей роли интонации, т. е. благодаря ее способности передавать информацию, человечество смогло сгруппироваться в единый коллективный разум, своего рода биокомпьютер, в котором каждая ячейка – это человек. Причем происходит этот процесс на уровне подсознания. Слушаем ли мы человеческую речь, музыку, пение птиц – все эти интонационные силы передают в подсознание информацию, а подсознание аккумулирует ее и ретранслирует дальше. Объединенное интонационной связью в единый коллективный разум человечество становится способно решать сложнейшие задачи познания. Более сложные задачи требуют увеличения счетной способности человеческого биокомпьютера. Поэтому интонация, исчерпавшая свои коммутационные возможности, заменяется на более быстродействующую. Скорость интонационного процесса возрастает, а с ней возрастает и информативная нагрузка, приходящаяся на интонационные связи, соединяющие ячейки. Для того чтобы избежать интонационной перегрузки, подсознание дает команду размножаться, т. е. увеличить количество ячеек, которые связаны интонационными связями. Тем самым увеличивается количество этих связей, и они paзгружаются. Механизм вполне простой и надежный. Более того, этим механизмом природа пользуется постоянно. Соединяясь в стаи, насекомые и другие животные также используют принцип коммутации, когда проблема не под силу каждой особи в отдельности. Принцип коммутации может быть самый разнообразный – информация передается интонационным путем, т. е. через органы слуха, но она может передаваться и через обоняние, осязание, вкус, зрение – каждый вид использует для этого тот орган, который у него лучше развит. Назовем это принципом органолептической коммутации, один из видов которой – интонационная. На основе этого принципа природа реализует коллективное мышление или тот его уровень, который соответствует биологическому виду. Зафиксированы случаи объединения в одном месте громадного количества особей одного вида, которые собирались там буквально со всего мира. Принцип коммутации способен объяснить такое объединение необходимостью собрать максимальное количество ячеек и объединить их органолептической связью в единое устройство для решения какой-то проблемы вида, которую в меньшем количестве решить не удается.

Когда надо создать вид, способный к решению более сложных логических задач, природа также увеличивает количество клеток нервной системы и в первую очередь – головного мозга. Поэтому, когда у биологического вида возникают проблемы, недоступные для отдельной особи, она группирует особи в коллективы – стаи, муравейники и прочие виды организации. С людьми же ей сложнее, поскольку человеку дана свобода выбора. Поэтому она действует через подсознание, которое закрыто для логического воздействия разума. В подсознании сосредоточены биологические силы, способные действовать независимо от сознания. Вот эти-то силы и коммутирует природа с помощью интонационных связей. Она собирает их воедино в гигантский биокомпьютер, способный к саморегуляции. Эта саморегуляция крайне проста – когда сложность поставленных проблем возрастает, возрастает скорость интонационного процесса. Это приводит к перегрузке интонационных связей, доставляющих информацию к каждой «ячейке», т. е. к каждому человеку. В подсознании как бы загорается красный сигнал и оно дает команду, усиливающую процесс размножения до тех пор, пока перегрузка не снизится и красный сигнал не погаснет. В этом сказывается охранительная функция биологических сил. Этот механизм нам служил долго и исправно, особенно когда людей на земле было мало, а проблем много – изобрести колесо, научиться добывать огонь и т. п. К сожалению, в ходе эволюции человек слишком эксплуатировал зрение и особенно слух и утратил чувствительность других органов. Это привело к информационной перегрузке зрения и слуха, хотя потенциальная информативная ценность, скажем, обоняния не менее велика. Впрочем, этому же мы обязаны и происхождением искусства, т. к. все его виды связаны либо со зрением, либо со слухом. Только женщины еще способны воспринять искусство парфюмерии, а ведь животные и насекомые могут почувствовать на большом расстоянии запах буквально нескольких молекул вещества. Впрочем, так уж сложилась наша история, и найти выход из теперешней ситуации с помощью срочного обучения нюхательному искусству вряд ли удастся. А проблема состоит, кроме того, и в том, что перевозбуждение размножающей функции человечества приводит к ослаблению его творческой потенции, и поэтому само по себе размножение может не дать ожидаемого результата. Но у природы другого механизма саморегуляции, очевидно, нет. Кроме того, для нее все равны – Эйнштейн и дворник, Моцарт и слепой уличный скрипач. И в этом она права, потому что по ее принципу коллективной подсознательной коммутации творец – это не что иное, как чуткий проводник, перерабатывающий и выдающий результаты коллективной информационной работы. Конечно, мы иначе смотрим на творческий процесс, потому что не видим его подводной части, его «айсберга» – для нас очевиден только конечный акт этого процесса. И тем не менее часто мы удивляемся – нужно было появиться Шекспиру, или Пушкину, или Эйнштейну – и они появились. А то, что это был результат гигантского коллективного подсознательного процесса, остается за кадром.

Интонация и эмоция

В борьбе животных, насекомых и людей за существование каждому виду всегда грозит или может угрожать вымирание. Природа учитывает эту угрозу и создает механизм сохранения вида, регулирующий его воспроизводство. При этом излишнее размножение природу не беспокоит – недостаток питания справится с этим без ее помощи. А вот на сигнал дефицита воспроизводства она реагирует. Как же действует механизм сохранения вида? Для этого проанализируем причины интонации животных. Корова мычит от жажды, собака лает от злости, волчица ночью воет от одиночества. Птицы громче поют либо весной, от избытка жизненных сил, либо кричат в поисках выпавшего из гнезда птенца. Итак, интонация сигнализирует о каком-то выходе за пределы нормы, либо от отрицательных эмоций, говорящих о неблагополучии в стае, либо от положительных, говорящих об избытке жизненных сил в брачный период, т. е. сил воспроизводства. И на те, и на другие эмоции природа реагирует, усиливая гормональную деятельность, т. е. повышая воспроизводство. Таким образом, интонация – изначально – сообщение о том, что надо включать команду на размножение. Именно этим объясняется пение жаворонков, кошачьи концерты, токование птиц. Интонация коммутирует стаю в коллективный разум, регулирующий воспроизводство.

Но человек воспользовался информативной функцией интонации для создания слова, т. е. интонационного определителя различных понятий. Логическая функция слова, стала подавлять собственно интонационную, т. е. что сказано стало важнее того, как сынтонировано. После этого человеческий разум стал развиваться семимильными шагами. Но природа была бы глупа, если бы доверила ему главную проблему – проблему существования вида. Поэтому она разделила его мозг пополам – на кору головного мозга, определяющую функцию сознания, и на подкорку, руководящую подсознанием Это был своего рода фильтр, в котором логические понятия застревали в сознании, а внелогические проскакивали сознание и попадали в подсознание. Что сказано, т. е. смысл сказанного, передавался сознанию, а как – собственно интонационная характеристика – подсознанию. Таким образом, подсознание имеет страхующую, охранительную роль, оберегает интересы вида. И механизм его охраны в принципе такой же, каков механизм биоинтонационной защиты, описанный выше.

Но у механизма интонационной коммутации есть еще одна функция, отражающая взгляд природы на живую материю, как на средство познания.

Эта функция – организация отдельных особей в коллективное решающее устройство, позволяющее решать логические проблемы, которые не под силу одиночке. Интонация коммутирует стаи птиц, волков, пчелиные ульи и т. п. При этом чем труднее проблема, тем больше собирается группа, Этот механизм объясняет странные случаи, когда в одно место собираются миллионы лягушек, птиц, насекомых. Здесь действует компьютерный принцип, в котором решающая способность зависит от количества скоммутированных ячеек и от быстродействия.

Человеческий коллективный биокомпьютер использует оба эти фактора. При этом они взаимозависимы. Когда один интонационный цикл меняется другим, то скорости, а значит и быстродействие интонационной связи возрастает вдвое. Интенсивность интонационного воздействия на подсознание также увеличивается вдвое, а это в свою очередь вдвое усиливает воспроизводящую функцию человечества. В этом механизме объясняется и то, что в первую очередь воспроизведение усиливается в менее развитых районах. Дело в том, что интонационное воздействие на подсознание тем более, чем больше в интонации эмоционального и меньше логического компонента. Мы уже знаем, что логический интонационный компонент остается в коре головного мозга, а эмоциональный проходит в подсознании. Многие из нас обращали внимание на то, что в деревнях, особенно в отдаленных от центра районах, где сохранился старый уклад, речь гораздо более выразительна, распевна. Эта эмоциональная окрашенность и есть признак собственно интонационного, внесмыслового компонента. Поэтому усиление интонационного воздействия сказывается демографически прежде всего в наименее цивилизованных регионах. В центральных районах, наоборот, создается дефицит эмоционального интонационного компонента, в результате чего рождаемость сокращается даже в периоды демографического взрыва. В главе о коммутирующей способности интонации мы приводили пример того, что дельфины не смогли организоваться в коллективный компьютер, потому что в водной среде они смогли создать только чисто информационную форму связи, лишенную эмоционального компонента интонации. Это затормозило их познавательную способность, хотя мозг отдельной особи не уступает мозгу человека.

Возникновение слова, как мы уже говорили, резко усилило логический интонационный компонент за счет эмоционального. Для сбалансирования этой диспропорции человек создал особый тип интонации, в котором гармонично сочетаются оба компонента – и логический, и эмоциональный. Так появилась музыкально-поэтическая интонация. Баланс достигался за счет гармонической организации и выявления в интонации ритмической пульсации, при совпадении с внутренним ритмом человека она оказывала на его подсознание резонансное воздействие, в то время как содержание МПИ, ее смысл действовал на сознание. С помощью МПИ человечество нашло способ балансировать работу сознания и подсознания, подчиняя их воздействию единого интонационного резонанса. Но для этого сама МПИ должна быть сбалансирована – интонационный, т. е. логический компонент должен соответствовать резонансному, т. е. эмоциональному. Резонансная МПИ с дефицитом логического компонента действует как наркотик, перевозбуждая подсознание и истощая его. Это может приводить к своего рода интонационной наркомании.

Для чего нужна балансировка сознания и подсознания? Дело в том, что сознание и подсознание совсем не одинаково относятся к своему хозяину. Они, конечно, охраняют его, но каждое по-своему. Сознание охраняет человека, исходя из примата его личности. Подсознание охраняет человека, исходя из примата всего человеческого вида. Доминантой сознания является личность человека. Для подсознания достаточно, чтобы человек был членом человеческого общества. Вспомним две интонационные силы МПИ – тональную и ладовую. Их противоборство и взаимодействие создают силовое поле, в котором происходит развитие МПИ. В интонационном цикле МПИ преобладает то ладовое, то тональное развитие. При этом каждая МПИ имеет разное направление развития – либо от тонального к ладовому, либо от ладового к тональному. Противоборство этих двух интонационных сил отражает противоборство сил сознания и подсознания в человеке. Но МПИ приводит к появлению произведений искусства, в которых эти две силы гармонизованы творческой волей. Поэтому воздействие МПИ на человека так благотворно. Маяковский называл себя «заводом, вырабатывающим счастье». Всё это наводит на мысль, что счастье – это состояние внутренней гармонии сознания и подсознания, и создавать такое состояние – важнейшая цель МПИ, а также, очевидно, вообще искусства. «Вырабатывать счастье» – высшая задача познания, и МПИ – модель этого познания, достижения гармонии человека. Впрочем, ощущение счастья обычно удел людей, живущих своими интересами – «все счастливые семьи одинаковы», писал Л. Толстой. Этой фразой он их, конечно, обидел, но обидел не зря. Дело в том, что ощущение счастья возникает, как правило, тогда, когда подсознание спит, и в него не проходит информация о том, что вокруг много бед и несправедливостей – нарушена интонационная коммутация, либо подсознание глуховато. Именно поэтому истинные поэты редко бывают счастливы – ведь они являются проводниками всеобщего подсознания, и боль человечества отзывается в них их собственной болью. Информационная работа подсознания возбуждает в человеке чувство совести, заставляя его подчас делать поступки, ему лично не выгодные. Именно так возникают герои, декабристы и поэты. Вообще говоря, чувство совести присуще каждому – ведь человек благодаря интонационной коммутации, животное социальное. Совесть – это нравственная интуиция, а интуицией управляет подсознание.

Поэтому попытки наркотическим воздействием резонансной интонации, о котором мы говорили выше, подавить работу подсознания являются еще и неосознанным желанием заглушить голос совести. Многим это удается.

Итак, мы видим, что интонация имеет эмоциональный компонент, усиление которого воздействует на подсознание, вызывая увеличение гормональной деятельности и приводя к росту воспроизводства. Рост воспроизводства приводит к ослаблению интенсивности работы интонационных связей. Таков механизм обратной связи этих факторов. Конечно, такое воздействие возможно только в результате коллективной коммутации, через которую подсознание осуществляет управление этим механизмом.

В этом проявляется автономность сил подсознания от сознательной деятельности человека. Это говорит о том, что природа, не доверяя разуму человека, создала независимую от него форму управления, оберегающую человечество от самого человека.

Наши рекомендации