Причины вступления людей в группы и неформальные организации
Тема 4. Формирование группового поведения в организации
План:
1)Понятие группы и команды;
2)Характеристика группы;
3)Формирование и развитие группы;
4)Факторы, влияющие на эффективную деятельность группы.
Понятие группы и команды
Почти все виды бизнеса осуществляются группами людей. Большинство проблем, с которыми сталкивается человек, возникает из-за отношений с другими людьми. Более двух тысяч лет назад Аристотель назвал человека «социальным животным» и тем самым выразил склонность людей организовывать себя в социальные группы. Социальная группа является важным аспектом человеческого поведения.
Существует несколько определений группы, которые не противоречат,
а дополняют друг друга.
Традиционное определение:
социальная группа –этосовокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.
Отношения людей в группе основаны на совокупности взаимовлияющих ролей и статусов, люди взаимодействуют друг с другом по стандартизированным нормам, которые определяются принимаемыми ценностями. Они держатся вместе из чувства общности и схожести интересов.
Члены группы должны быть психологически совместимы между собой.
Группы бывают как формальными, так и неформальными. В Таблице 1 приведена схема, определяющая различия между неформальными и формальными группами.
Таблица 1. Формальные и неформальные группы
Показатели | Неформальная группа | Формальная группа |
А. Структура: 1.происхождение; 2.основная причина происхождения; 3.характеристики; | 1.спонтанное; 2.эмоции; 3.динамичность; | 1.запланированное организацией; 2.достижение цели; 3.стабильность; |
Б. Положение | 1.роль; | 1. работа; |
В. Цели | 1.удовлетворение потребностей; | 1.достижение целей организации; |
Г. Источник влияния: 1.происхождение; 2.тип; 3.направленность; | 1.отдельная личность; 2.личная власть; 3.снизу-вверх; | 1.положения организации; 2.иерархические полномочия; 3.сверху-вниз; |
Д. Средства контроля | 1.физические или общественные санкции; | 1. угроза увольнения или понижения в должности; |
Е. Коммуникация: 1.каналы; 2.сети; | 1.в форме виноградной лозы; 2.плохо определены, пересекают постоянные каналы; | 1.официальные каналы; 2.хорошо определены, используя постоянные линии; |
Ж. Смешанные: 1.включение отдельных лиц; 2.межличностные отношения; 3.роль руководства; 4.основы для взаимодействия; 5.основы для объединения; | 1.члены - только те, кто приемлемы; 2.возникают спонтанно; 3.результат членства; 4.личностные черты, статус; 5.сплоченность; | 1.подходят все члены рабочей группы; 2.предписываются должностной инструкцией; 3.назначаются организацией; 4.функциональные обязанности или положения; 5.лояльность; |
Термин «команда» пришел из спорта, в практике менеджмента означает совокупность личностей, объединённых для решения определённых задач, одинаково воспринимающих цели и совместно осуществляющих планирование и контроль реализации этих целей; а реализация целей осуществляется при чётко разграниченных функциях (Например, вратарь, защитник, нападающий).
Команда – это малая группа, обладающая высоким уровнем сплочённости, имеющая общую цель, которую разделяют каждый из её членов, а также групповые нормы и традиции. Особое место в организации занимают самоуправляемые команды. Самоуправляемая команда самостоятельно принимают решения о распределении заданий, в процессе их выполнения члены группы обучают друг друга и оценивают результаты деятельности. Как правило, наиболее оптимальное число членов самоуправляемой команды от 5 до 15 человек.
Существует множество разнообразных видов групп, но все они различаются по четырём признакам. Это следующие группы:
1) первичная (частые непосредственные личные контакты) - семья, бригада;
2) вторичные (менее частые контакты, больше численность) - компания, клуб, профсоюз;
3) членская (группа, к которой принадлежит член коллектива);
4) эталонная (группа, с которой человек сравнивает себя, анализируя свой статус).
Причины вступления людей в группы и неформальные организации
Ниже рассмотрим, почему люди вступают в группы и неформальные организации.
Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации.
У людей также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский экспери
мент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, – в одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Еще до Хоторнского эксперимента Элтон Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными.
Другие исследования показали, что возможность принадлежать к группе и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.
ПОМОЩЬ. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или неправильно, многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики. Более того, в каждой организации есть множество исписанных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов и протокола, как, например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника к болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также, насколько все эти правила обязательны. Понятно, что работник еще подумает, стоит ли обращаться за помощь к начальству по всем этим вопросам.
В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социально группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию. Таким образом, потребность в помощи приводит к возникновению неформальной организации, и происходит это двумя путями.
ЗАЩИТА. Люди всегда знали, что сила – в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству.
И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, пробивают друг за друга хронометражные карты, чтоб скрыть допущенные ошибки. Или могут объединить усилия, чтобы опротестовав вредные условия работы. Не удивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.
Иногда руководители также образуют неформальные организации для защит своих коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения друга подразделении организации. Например, сотрудники отдела маркетинга могут попробовать добиться прерогатив, которые в противном случае могут оказаться у производственных и финансовых подразделений, и использовать при этом такие способы, как неформальные собрания для выработки путей противодействия «врагам». Студенты, изучающие управление, иногда с трудом верят, что такое положение возникает во многих организациях. Но оно действительно возникает и явно мешает организациям достигать поставленных ими целей. Проблема неформальных организаций также свидетельствует о потребности в интеграции целей подразделений направлении усилий на благо организации в целом.
ОБЩЕНИЕ. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальном каналу поступления информации – слухам. Эта тема также подразумевает социальные сплетни и другую информацию, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.
ТЕСНОЕ ОБЩЕНИЕ И СИМПАТИЯ. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Например, клерки или инженеры отдела часто работают в больших комнатах, где нет перегородок между столами. Эти люди имеют много общего и испытывают симпатии друг к другу частично оттого, что выполняют аналогичную работу. Так, они могут ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов на кофе, или обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий работы. Воздействие одного только фактора соседства по рабочему пространству было проиллюстрировано на примере экипажей военных бомбардировщиков. Был сделан вывод, что люди скорее склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто находится на расстоянии нескольких метров. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребности в принадлежности, компетентности, защите, уважении и т.д.
Характеристики группы
Социальные группы обычно определяются тремя характеристиками:
1) Стандартизированная линия поведения (т.е. взаимодействие между членами группы, их роли и статус могут быть созданы формально – в зависимости от занимаемого поста в организации);
2) Разделённые или схожие ценности, вера (т.е. разделять одни и те же взгляды);
3) Способность различать членов и не членов группы (например, знакомство членов группы друг с другом, манера одеваться и говорить);
Независимо от того являются группы формальными или неформальными, у них есть определённые, характерные для них черты:
1) Группы состоят как минимум из двух человек, связанных какими-то определёнными целями;
2) Они имеют определённую структуру и разрабатывают роли, а также правила и нормы, которые отдельные члены должны принимать.
Эта характеристика группы связана с такими социологическими понятиями как ценности, норма, позиция и мнение.
Ценности - это существующие в обществе основополагающие нормы, которые являются общими для всех членов общества и руководят их поведением (например, справедливость и несправедливость; красота и безобразие; истина и ложь).
Норма (то лат. правило, образец) – это существующие в обществе или группе мнения, манера поведения или стандарт, к которым, как ожидают, группа приспособится.
Нормы можно подразделить на следующие классы:
1) Нормы, связанные с процессом исполнения. Они особенно важны в фирмах, где работа с клиентами занимает основную часть времени (например, фирмы по продаже одежды);
2) Нормы, касающиеся неформальных социальных отношений. К ним можно отнести нормы, связанные с профессиональной солидарностью;
3) Нормы, связанные с распределением ресурсов (например, общение работников с вышестоящими руководителями (распределение временных ресурсов), последовательность предоставления льгот и привилегий;
4) Общие организационные нормы (например, требования, предъявляемые к одежде; и стандарты поведения при ведении переговоров или участия в деловых совещаниях).
Нормы способствуют сохранению стабильности в группе, и предсказуемости поведения её членов.
К нормам можно отнести: нравы и обычаи, законы и договора, этикет.
Позиция указывает на определённые общепринятые моменты в чувствах и мыслях человека, его готовность действовать по отношению к какому-то объекту, появившемуся в его окружении.
Мнение - это убеждение, оценка или точка зрения, которые человек имеет о каком-либо предмете. Оно отличается от позиции тем, что в нём не присутствуют столь глубокие чувства как в позиции.
Группы привносят в процесс знания и опыт, которыми отдельный индивид не располагает, более успешно избегают ошибок и неудач в работе, наблюдается синтетический эффект, т.е. суммарная отдача больше, чем сумма всех результатов.
Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы оказывают особое влияние следующие факторы:
1) мотивация членов группы, чего они ждут, их взаимоотношение (неприязненные отношения членов группы особенно снижают эффективность работы группы);
2) структура власти в группе: вопросы власти членов группы и подгрупп;
3) сложности в коммуникации, в том, чтобы тебя поняли;
4) достаточная принадлежность;
5) достаточно четкая цель, которую удаётся сохранить;
6)четкость ответственности за результаты и свобода деятельности как условие успешной деятельности группы;
Одной из характеристик группы является конформность – это степень, с которой поведение индивида соотносится с нормами его группы.
Конформность выступает в виде согласия отдельного члена группы (или нескольких из них) с мнением группового большинства.
Отметим некоторые причины такого согласия. Во-первых, нередко люди соглашаются абсолютно бездумно, даже не пытаясь сколько-нибудь рационально объяснить своё поведение (как правило этот тип согласия объясняется большой внушаемостью личности); во-вторых, согласие может носить продуманный, чисто внешний характер при внутреннем полном несогласием с группой; в-третьих, согласие основывается на доброжелательном отношении к членам группы; в-четвёртых, согласие основывается на совпадении системы жизненных ценностей данного члена группы с мнением его большинства.
Следующей характеристикой группы является сплоченность. Сплоченность определяется четырьмя факторами личностного и группового характера:
1) мотивационной основой тяготения человека к группе;
2) побудительными свойствами группы, отраженными в её целях, способе действия и престиже;
3) ожиданиями личности;
4) индивидуальным уровнем сравнения – это субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет возможные свои достижения в данной конкретной группе.
Одной из характерных особенностей группы является взаимопомощь.
Взаимопомощь - важнейшая составляющая благоприятного организационного климата, способствующая повышению эффективности совместной деятельности.
Рис. 1 Факторы, связанные с взаимопомощью
На Рисунке 1 отмечено, что личностные свойства могут как способствовать, так и препятствовать (агрессивность, честолюбие) проявлению взаимопомощи. Групповые нормы могут поощрять помощь другим и, наоборот, её ограничивать. Иногда человек действует под влиянием настроения. Взаимопомощь может быть обусловлена: альтруистическим поведением, совестливым поведением, вежливостью, учтивостью.