Размер группы и конформизм.

Процент прохожих, подражающих группе смотревших вверх людей, возрастает при увеличении размера группы от одного до пяти человек. По данным Milgram, Bickman и Bcrkowitz. 1969.

Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы (рис. 4) и достигает максимума в присутствии 5-8 человек (Ж. Годфруа,1992, Д. Майерс, 1997).

Конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях.

Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлением высокой зависимости oт группы в конкретных ситуациях.

Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и со значимостью (референтностью) группы для индивида и степенью групповой сплоченности.

Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженнее эффект группового давления. Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы.

Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию.

Влияние меньшинства.

В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам.

Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С.Московичи и его сотрудников.

В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определять цвет и интенсивность окраски проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым.

По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов группы.

В группе «неосведомленных испытуемых» было зафиксировано 8% ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных группах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось).

Кроме того, в последующих тестах, когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством.

При этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства.

По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее.

К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся:

· последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством,

· уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний

· появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.н. отступников.

·

(Д. Майерс, 1977), М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психологические механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния:

нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма)

и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

Блок самопроверки

1. Назовите особенности формальной организации.

2. Назовите особенности неформальной организации.

3. Перечислите основные регуляторы отношений в неформальной организации.

4. Назовите психофизические свойства человека параметры которых при нахождении его в группе а.) улучшаются б.) ухудшаются

Список литературы

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 1990.

  1. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом.
  2. учеб.пособие/ Г.Х. Бакирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. .

5. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменении. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1999.

6. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 1975.

7. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы:

Наши рекомендации