Нейропсихология восприятия 12 страница
Полученные факты свидетельствуют также и о том, что левая и правая лобные доли вовлекаются в обеспечение вербально-мнестических функций неодновременно: поражения правой лобной доли в большей степени, чем левой, соответствуют результатам, полученным на взрослых больных.
Следовательно, лобные отделы правого полушария раньше начинают проявлять свое участие в осуществлении вербально-мнестических функций по сравнению с соответствующими отделами левого полушария мозга.
Резюмируя результаты проведенного исследования, можно заключить, что только у взрослых лобные отделы обеспечивают организацию мнестических вербальных процессов и принимают непосредственное участие в формировании латеральных особенностей восприятия и запечатления слухо-речевой информации.
Тот факт, что участие лобных долей в организации вербально-мнестических функций является не одинаковым у детей и взрослых, подтверждает представления Л.С.Выготского об изменении эффекта поражения определенного участка мозга на различных этапах развития психических процессов. Можно полагать, что более раннее проявление участия правой лобной доли по сравнению с левой в осуществлении вербально-мнестической деятельности связано с неодинаковой психологической структурой этой еятельности у детей и взрослых и с различной динамикой формирования ее отдельных компонентов.
Г.А. талланд нарушения плмяти1
Несмотря на то что внешние нарушения при кор-саковском синдроме обнаруживают себя в виде неспособности больного усвоить новую информацию и вспомнить большую часть того, что он мог вспомнить до заболевания, для большинства исследователей очевидно, что назвать синдром просто нарушением памяти — это значит дать неудовлетворительное его описание. Еще большим заблуждением будет сказать, что амнестический синдром не включает нарушений памяти, как это делают некоторые авторы. (...)
Ф.Бартлетт (1932) показал, что процессы, участвующие в запоминании, включены также и в другие когнитивные функции и взаимосвязаны с аффективными. Кроме этого он продемонстрировал, что запоминание — точное или нет — является активным процессом, и, следовательно, нарушение памяти не может рассматриваться просто как утрата некоторого свойства, которое когда-то было, а теперь отсутствует. На этом фоне спор о том, состоит ли амнестический синдром из нарушения памяти или включает его как составную часть, утрачивает большую часть своей прежней силы. (...)
Процессы памяти.Эффективное запоминание включает в себя по меньшей мере три различных операции, или механизма: регистрацию, удержание и воспроизведение (или узнавание). Любая из них может оказаться нарушенной, хотя реализация последующего в ряду процесса вряд ли окажется нормальной, если нарушен более ранний этап. Трудность применения этой модели связана еще с тем, что средняя фаза функционально очень отличается от первой и последней. Удержание может рассматриваться как длительный эффект регистрации. Оно вряд ли является текущим процессом, а скорее структурным изменением, так как с большим трудом поддается внешним воздействиям.
В тех случаях, когда воспроизведение оказывается сохранным, подразумевается, что регистрация не нарушена, а если воспроизведение было отсроченным, то удержание также оценивается как сохранное. Когда же воспроизведение оказывается нарушенным или не совсем точным, то нет способа определить, где произошла «поломка» — в процессе воспроизведения или на более ранних этапах регистрации и удержания. Если выявлены нарушения в отсроченном, а не в непосредственном воспроизведении, то по определению нарушение не затрагивает процесса регистрации. Если страдает отсроченное воспроизведение, но не узнавание и если повторное заучивание происходит быстрее, чем первоначальное, то делается вывод о некоторой сохранности удержания. Частично сохранное удержание, однако, не обязательно является тем самым удержанием, которое необходимо для воспроизведения; успешное узнавание или экономия, обнаруживающаяся при повторном заучивании, еще не доказывает, что воспроизведение нарушено, а удержание сохранно. Воспроизведение может нарушаться
1 Talland G.A. Deranged memory. N.Y.; London, 1965.
даже несмотря на то, что удерживается достаточно большое количество информации, необходимое для его эффективного осуществления; в этом случае причину нарушения следует искать в интерферирующем воздействии ситуации. (...)
Регистрация.Исторический спор между исследователями, которые связывают амнестический синдром либо с нарушениями процесса регистрации, либо с отклонениями в процессах удержания и воспроизведения, приобрел новое значение в связи с появлением современной нейропсихологической теории и в особенности в контексте моделей двойного следа типа модели Д.Хэбба, в которых различаются механизмы, обеспечивающие запечатление, и механизмы, участвующие в процессах удержания следов, навыков или другой информации.
Как регистрация, так и фиксация или консолидация следов являются гипотетическими конструктами, существование которых подтверждается различными экспериментами и которые рассматриваются как протекающие в несколько различных временных рамках. Исследования породили первые теории, согласно которым требуется определенное время для того, чтобы следы упрочились: либо за счет персеверации нейронных процессов, активированных при восприятии (G.E.Muller, A.Pilzecker, 1900), либо как «вторичная функция» нейронного процесса, который имеет свой коррелят в сознании (О.Gross, 1960).
Психологические эксперименты, однако, не смогли подтвердить определенные положения, вытекающие из теории консолидации. Это проявляется в том, что удержание не оказывается нарушенным в большей степени, когда интерференция происходит во время предполагаемой консолидации, чем при интерференции на более поздних этапах (L.Postman, T.GAlper, 1946). Данные, подтверждающие эту гипотезу, были получены главным образом в исследованиях с применением электросудорожной терапии (W.Poppelreuter, 1917), в случаях травматической амнезии (W.H.Burnhan, 1904), а также на животных при экстирпации части мозга (B.B.Boycott, Y.Z.Young, 1955).
Кроме того, что процесс регистрации должен быть отдифференцирован от более длительного процесса консолидации, он должен быть также отделен и от процесса восприятия. Восприятие, осуществляемое с намерением удержать информацию, развивается в регистрацию. Этот переход может рассматриваться как консолидация, хотя он не обязательно распространяется во времени за пределы восприятия. Взаимозависимость этих двух процессов тесная и однонаправленная; регистрация не может протекать успешно, если восприятие не имело места, а перцептивные дефекты переносятся и на процесс регистрации. Другие дефекты могут быть связаны с последующими этапами, например, в нескольких экспериментах больные с корса-ковским синдромом не справлялись с тестами на непосредственную память, несмотря на сохранную способность к точному перцептивному различению. (...)
Нарушение, проявляющееся в тестах на регистрацию, не ограничивается лишь этим процессом, оно затрагивает также и перцептивную функцию больного. Было обнаружено, что амнестические больные испытывают трудности в перцептивных заданиях, где требовалось в течение некоторого времени удерживать определенную информацию, в то время как к ней добавлялась дополнительная информация. То же самое происходило и при запоминании текста или последних цифр в наборе. В обоих заданиях требуется непрерывная интеграция единиц; во втором задании, кроме того, требуется, чтобы некоторая информация постоянно исключалась. Вполне возможно, что при корсаковском синдроме нарушен механизм кратковременного хранения. Принимая во внимание анализ этого механизма, проведенный Г.Миллер (1956), дефект может быть связан либо с сужением объема хранения, либо со снижением способности кодирования. (...)
Внимание.Нарушение восприятия и регистрации у амнестичсских больных может явиться следствием не только нарушенного процесса кодирования информации. В качестве объяснения выдвигается недостаточность внимания. В каком-то смысле внимание приравнивается или тесно связывается с механизмами перцептивного сканирования, фильтрования и хранения, которые определяют содержание и объем непосредственной памяти (D.E.Bradbent, 1958). Это относится к объему и способности к рефокусировкс внимания, которые оказываются патологически ограниченными у больных с корсаковским синдромом. Другим аспектом внимания, который иногда квалифицируется как первичный, является ориентировочная реакция, которая часто оказывается замедленной у амнестических больных, но которая вряд ли оказывает у них непосредственное влияние на функцию памяти. От этого типа внимания следует отличать внимание в смысле направленности, поддержания установки, предвосхищения следующего момента. Наши опыты показали, что с этой точки зрения внимание у корсаковских больных оказывается грубо нарушенным и что эта недостаточность приводит к ограничению их восприятия и неизбежно к нарушению регистрации. (...)
Кроме внимания, нарушение регистрации может быть связано с недостаточной интенцией. В ряде исследований корсаковские больные зависели от собственной инициативы, планирования действия, связанного с поиском ключевых признаков, и показали грубые нарушения. Такой поиск, возможно, образует элемент процесса внимания; он также является одной из тех операций сканирования, которые входят в различные когнитивные процессы, а также в процессы регистрации и воспроизведения, восприятия и суждения. Перцептивные дефекты «корсаковских» больных можно связать с недоступностью образов памяти не более, чем с нарушениями в периферическом сенсорном аппарате.
Принимая во внимание неспособность этих больных произвести классификацию соответственно некоторым критериям, а также большие трудности, выступающие, когда они имеют дело с бессмысленными и незнакомыми сообщениями, можно сказать, что источником неэффективности операций кодирования у них, вероятно, является низкая скорость поиска соответствующих категорий классификации.
Удержание: интерференция или стирание.Для стабилизации следов памяти требуется длительный период. Еще неизвестно, составляет он меньше или больше часа, однако несомненно, что продолжительность этого процесса колеблется в зависимости от человека и ситуации, от объективных и субъективных свойств материала.
Процесс стабилизации представляет собой активную фазу удержания и должен либо развиваться одновременно с регистрацией и восприятием, либо заканчиваться во время регистрации. Вторая фаза процесса удержания, имеющая неопределенную продолжительность, представляет собой период между регистрацией и воспроизведением или узнаванием.
Считается, что во время этой фазы следы памяти продолжают существовать пассивно, т.е. не как развивающиеся нейрофизиологические процессы, а скорее как структуры в мозгу. (...) Психологи давно знают, что удержание во время этой пассивной фазы является нестойким, информация подвержена как определенному количественному сокращению, так и более или менее предсказуемым качественным изменениям. (...)
В психологической теории двумя главными принципами, объясняющими забывание, являются теория угасания (decay) и теория интерференции, причем последняя почти полностью вытеснила первую. Обсуждая теорию угасания, И.Браун (1958) отмечает, что она не получила распространения как объяснение забывания, за исключением тех случаев, когда этот феномен изучался в очень коротких промежутках времени, как, например, в исследованиях К.Халл (1940). Согласно этой теории следы памяти без повторения или какого-нибудь другого оживления исчезают спонтанно и независимо от интерференции.
В отличие от теории автономного угасания следов, обычно считается, что интерференция имеет место при воспроизведении или узнавании (C.Osgood, 1953; J.В. Underwood, 1945). Проактивное торможение возникает в обучении и воздействует скорее на процесс регистрации, чем удержания. Дж.Андервуд (1957) показал, что в экспериментах на механическое заучивание забывание вызывается в большей степени проактив-ным, чем ретроактивным торможением, на основании чего Дж.Андервуд и Л.Постман (1960) заключили, что никакое забывание не может быть связано с формальной ретроактивной или проактивной интерференцией, а должно быть следствием внеэкспериментальных источников интерференции тех же типов. Остается неясным, в какой степени могут быть обобщены выводы, полученные в экспериментах с заучиванием наборов слогов, однако можно предположить, что с помощью проактивного торможения того или иного типа можно было бы объяснить значительную часть случаев забывания у здоровых испытуемых. Проактивное торможение имеет место, когда ослабевает процесс оттормаживания неадекватных реакций. (...)
Судя по выполнению заданий, амнестические больные забывают большую часть информации, которую они первоначально зарегистрировали. Если бы процесс удержания у них не был затронут, то можно было бы ожидать, что они запомнят то немногое, что они зарегистрировали лучше. На самом деле амнестические больные регистрируют малое количество информации и удерживают еще меньше из того, что зарегистрировано. Если Дж.Андервуд прав в своем выводе о том, что индивидуальные различия проявляются только при заучивании и никогда при забывании, то, следовательно, корсаковские больные не только регистрируют меньше, но и в каком-то смысле регистрируют менее прочно. (...)
Воспроизведение.Большинство исследователей амнестического синдрома выдвигали три аргумента в пользу того, что нарушение памяти имеет место на уровне процесса воспроизведения. Первый — это ретроградная амнезия, т.е. недоступность следов памяти, которые были прочно образованы ранее; второй связан с ошибками речевого реконструирования, известными как конфабуляции; третий — перевод из латентного хранения на операциональный уровень следов памяти, которые сознательно извлечь нельзя. Исследования показывают, что объем информации, утраченной амнестическими больными, значительно превосходит предел нормального забывания. Из этого делается вывод, что их способность к воспроизведению, несомненно, нарушена и что в определенных пределах она может восстанавливаться.
Тормозящее воздействие на процесс воспроизведения было выявлено со стороны нескольких источников: эмоционального, мотивационного и, более непосредственно, когнитивного. В связи с последним наиболее тщательно исследованы проактивная и ретроактивная интерференция. После исследования Г.Мюллера и А.Пильцеккера (1900) появилось большое количество работ, основанных на лабораторных экспериментах, в которых раскрывались различные параметры ретроактивного торможения. Несмотря на то, что этот термин буквально означает обратное влияние последующих событий на следы памяти, т.е. на процесс удержания, в действительности этот эффект обычно приписывают конкуренции ответов при воспроизведении или узнавании, т.е. связывают его с нарушениями дискриминации (E.L.Gibson, 1940; J.В. Underwood, 1945). Для того чтобы внести ясность, Дж.Макгеох (1936) предложил термин «репродуктивное торможение», но все же, как отметил И.Браун (1958), неясно, следует ли рассматривать ретроактивное торможение как причину или результат забывания. (...)
Воспроизведение и узнавание могут нарушаться не потому, что на правильный ответ оказывает воздействие какая-то интерферирующая информация, а потому, что испытуемый не может принять такую установку, которая обеспечит доступ к правильному ответу. Как правило, тесты на узнавание выявляют больший объем удержания, чем тесты на воспроизведение, и это распространяется также на больных с корсаковским синдромом. Различия, очевидно, заключены в сущности задания в этих двух тестах. Узнавание практически является ответом на ситуацию, которая определяет действия испытуемого; при воспроизведении необходимо, чтобы испытуемый сам начал процесс восстановления и отобрал альтернативы, из которых будет производиться выбор. Тот факт, что это дополнительное требование превышает возможности больных с корсаковским синдромом, становится очевидным, если вспомнить, какую значительную помощь оказывают им наводящие вопросы. Имеются прямые, данные, подтверждающие, что ретроградная амнезия и в меньшей степени антероградная амнезия являются следствием скорее недоступности следов памяти, чем их полного отсутствия.
н.баттерс, Л. Мил нотис амнестические расстройства1
основные симптомы амнезии
Значительное ухудшение памяти — обший симптом, появляющийся как следствие повреждения структур лимбической системы. Причинами возникающих трудностей в изучении нового материала и при припоминании прошлых событий могут быть поражения гиппокампа, (например, аноксия), вирусные заболевания мозга и кровоизлияния, затрагивающие заднюю мозговую артерию, травмы головы и хирургические операции на мозге. Проблемы при запоминании и извлечении материала могут возникать в результате атрофии или повреждения медиальных структур промежуточного мозга, включающих дорсо-медиальные ядра таламуса и маммилярные тела, что происходит, например, при алкогольной нейроянтоксикации, недостаточности питания, кровоизлияниях и травмах. Кроме того, причинами дефицита памяти могут являться поражения свода головного мозга, в частности, вследствие опухоли.
Независимо от локализации поражения и этиологии заболевания больные амнезией классифицируются согласно 4-м клиническим характеристикам.
1. Пациенты с антероградной амнезией. Больные с таким диагнозом с момента начала заболевания не способны к получению новой вербальной и невербальной информации. Было отмечено, что онине запоминают имена врачей и обслуживающего персонала и с большим трудом могут выучить название медицинского учреждения, в котором находятся. События, происходившие всего несколько часов или даже минут назад «уходят» от таких больных. Им не только не удается удерживать в памяти имена значимых для них людей и названия мест, но они даже не помнят прежний опыт собственной жизни.
Экспериментально дефицит знаний может быть продемонстрирован с помощью теста, проводимого с тяжелобольными пациентами, которым .федлага-ются для запоминания одинаковые короткие наборы слов, представляющие собой парные ассоциации. От испытуемых требуется установить связь второго слова с первым в предъявляемых наборах. Пациен-там-амнезикам дгя установления такой связи требуется до 70—80 проб, тогда как здоровому индивиду необходимо всего 3—4 пробы.
2. Вторым наиболее важным симлтомом нарушения памяти является ретроградная амнезия, которая характеризуется наличием у больных трудностей извлечении из долговременной памяти событий, происходивших до начала заболевания. (...) Обычно проблемы в извлечении старых воспоминаний наиболее ярко выражены по отношению к событиям, происходившим непосредственно перед началом заболевания; более давние события, относящиеся к
1 Butters N., Miliotis P. Amnestic Disorders // Clinical Neuropsychology / Eds. K.M.Helrnan, E.Valenstein. Oxford University Press, 1985. P.403—451.
периоду детства, часто хорошо вспоминаются. Однако, у пациентов с алкогольным синдромом Корсакова утрата давних воспоминаний довольна значительна и охватывает временной интервал до нескольких десятилетий, а также характеризуется временным градиентом, в соответствии с которым память на более давние события сохраняется лучше. Эта особенность корсаков-ских больных была продемонстрирована при помощи тестов на долговременную память, включающих идентификацию известных лиц и голосов, а также вспоминание и узнавание общественных событий. Систематическая оценка ретроградной амнезии показала, что в отличие от больных с синдромом Корсакова, для которых характерны обширные потери памяти, у других групп больных существуют ограниченное забывание старых воспоминаний. В частности, у хорошо изученных амнезических пациентов Н.М. и N.A., у пациентов с депрессией, подвергавшихся электросудорожной терапии (ЭСТ), и в случаях посттравматической амнезии утрата воспоминаний о прежних событиях ограничивалась сроком 3—4 года, которые непосредственно предшествовали заболеванию или началу ЭСТ. Узнавание общественных событий, наблюдавшееся при описанном типе ретроградной амнезии, соответствовало существовавшему ранее представлению о том. что старые, достаточно давние воспоминания более устойчивы к забыванию, чем вновь приобретаемые энграммы. (...)
Антероградные проблемы памяти у корсаковских больных, могут быть следствием двух этиологически различных факторов. Один из них — это влияние хронического алкоголизма на формирование анте-роградной амнезии. Поскольку в силу постоянного познавательного дефицита хронический алкоголик с каждым годом может удерживать в памяти все меньше информации, запас воспоминаний о событиях недавнего прошлого может быть у них в некоторой степени недостаточен. Вторым фактором является, вероятно, потеря доступа к старым воспоминаниям, которая заканчивается очень тяжелой и равномерной утратой воспоминаний обо всех событиях, происходивших до начала болезни. Когда эта острая потеря давних воспоминаний накладывается на уже существующий у пациента ограниченный запас воспоминаний, можно ожидать развития тяжелой ретроградной амнезии с временным градиентом. У таких пациентов будет ослаблена память о событиях, относящимся ко всем периодам времени, но наиболее сильно пораженной будет память о событиях недавнего прошлого, так как в этот период болезни изначально было запомнено гораздо меньше информации. (...)
Результаты исследований позволяют утверждать, что антероградная и ретроградная амнезии отделимы одна от другой и могут быть связаны с различными участками нервной системы. В отличие от алкоголиков с синдромом Корсакова, у которых явно наблюдаются оба типа амнезии, не-корсаковские алкоголики могут испытывать значительные трудности при запоминании новой информации, но при этом их способность восстанавливать в памяти давние события ослаблена совсем незначительно. (...)
Невозможно определить точно тс нервные пути, которые опосредуют антероградныс и ретроградные процессы памяти, но отчеты, основанные настиму-ляционных исследованиях пациентов-эпилептиков, представили доказательства подобного анатомического различения в височных долях. Хотя амнезия у алкоголиков с синдромом Корсакова часто является следствием повреждения дорсо-медиальных ядер та-ламуса и мачмилярных тел, интересно отметить, что у пациента N А , у которого была тяжелая форма амнезии по отношению к запоминанию нового вербального материала при легкой степени ретроградной амнезии было отмечено только одностороннее поражение дорсо-медиальных ядер таламуса и более никаких видимых повреждении обнаружено не было Возможно, что тяжелая ретроградная амнезия у кор-саковских пациентов развивается медленно в результате постепенной атрофии дорсо-медиалышх ядер таламуса, в то время как утрата давних воспоминании возникает внезапно и сопровождается сильными повреждениями подкорковых мозговых структур ( )
Разделение симптомов антерограднои и ретроградной амнезии было продемонстрировано у пациента с посттравматичсскои амнезией 36-летний мужчина имел открытую травму черепа в височно-теменнои области эта травма явилась причиной обширного повреждения медиальной и латеральной поверхностей височных долей правого полушария, а также вентральной обтасти и области покрышки в верхней части среднего мозга Хотя этот пациент приобрел ретроградную и антероградную амнезии сразу же после травмы в 1977 г , антроградная амнезия у него значительно ослабла в течение последующих двух лет ( ) Так, спустя два года после травмы и последовавшей за ней операции, пациент был в состоянии запомнить новую информацию, но не мог вспомнить события, происходившие до несчастного случая Поскольку повреждение правой височной доли не было связано с обшей потерей воспоминании, Голдберг и его коллеги предположили, что причиной того, что пациент не может вспомнить события давнего прошлого, является поражение области покрышки среднего мозга Согласно их гипотезе, избирательная ретикулярная активация лимбических структур среднего мозга необходима для восстановления информации из ДП
3 Третьей характеристикой многих амнсстических больных является их тенденция к конфабуляции в тех случаях, когда они не могут ответить на поставленный вопрос Если алкоголику с синдромом Корсакова задать вопрос о событиях прошлого дня, он может попытаться «заполнить пробел» в памяти рассказом о событиях, происходивших много лет назад Эта тенденция не постоянна и не обязательно присутствует у всех больных амнезией, что подчеркивает различия между отдельными группами пациентов В основном, конфабуляции имеют место у больных в острой стадии заболевания и становятся гораздо менее заметны, когда пациент привыкает к имеющемуся у него расстройству Например, довольно легко вызвать конфабуляции у пациента в начальной стадии синдрома Вернике—Корсакова, но для пациентов, у которых расстройство продолжается уже более 5 лет, такая реакция является редкой
4 Четвертая характеристика амнестических больных — относительная сохранность интеллектуальной функции, что подтверждается стандартными тестами на общий интеллект За исключением субтсста, связанного с цифровым материалом, между амнсзическими пациентами и контрольными испытуемыми соответствующего возраста, уровня образования и социального положения практически нет сущеественного различия ( )Несмотря на нормальный IQ у пациентов с амнезией, их когнитивные процессы не являются полностью интактными Полная неиропсихолошческая оценка обычно выявляет вторичные дефекты, которые могут быть связаны или нет с тяжечыми рас строиствами памяти У алкоголиков с корсаковским синдромом наиболее ослабленными явпяются зри телъно-периептивные и пространственные способности Эти пациенты испытывают затруднения при выполнении задании, в которых требуется заменить число символом или наоборот, в тестах на обнаружение явных и замаскированных фигур и в различных тестах, требующих сортировки сложных визуальных стимулов Такой зрительно-перцептивный дефицит не должен быть удивитетен, поскольку у хронических алкоголиков, не являющихся клиническими боль ными амнезией, были описаны аналогичные проблемы восприятия
Хотя существуют некоторые индикаторы того, что эти недостатки визуального восприятия так же, как и нарушения памяти, могут быть следствием поражения лимбических структур вокруг третьего мозгового желудочка, многие исследователи приписывают эти расстройства атрофии фронтальных или париетальных ассоциативных связей коры ( )