Трансформация опыта и создание сознания
До научной революции философы учили, что мы воспринимаем мир непосредственно. Объекты в мире вокруг нас обладают такими характеристиками, как размер, форма и цвет, которые схватывает наш аппарат восприятия. Более того, философы древности и Средневековья верили, что такие свойства объектов, событий и действий, как красота и нравственность, объективны. Согласно реалистическому взгляду на познание, люди считают Давида работы Микеланджело красивым, потому что он на самом деле красив, а героизм на поле битвы — нравственным, потому что он действительно нравствен.
Однако, начиная с Галилео Галилея (1564-1642), ученые проводили различия между первичными и вторичными сенсорными свойствами (понятие введено Джоном Локком, 1632-1704). Во вторичные сенсорные свойства свой вклад вносит наш собственный сенсорный аппарат; они являются субъективными. В своей книге «Опыты» Галилей писал:
Когда бы я ни задумывался о любом веществе или телесной субстанции... я немедленно думаю о нем, как о чем-то связанном, том, что имеет ту или иную форму; большой или маленький размер, находится в состоянии покоя или движется... Никакими усилиями воображения я не в состоянии отделить вещество от этих свойств.
Глава 2. Заложение основ 51
Но ничто не принуждает мой разум выносить приговор о том, что должно быть белым или красным, сладким или горьким, шумным или молчаливым, ароматным или зловонным. Следовательно, я думаю, что вкус, запах, цвет и так далее существуют только в моем сознании, поэтому, если убрать живые организмы, все эти свойства исчезнут без следа.
Ключевое слово в этом отрывке — «сознание». Для античных философов существовал только один мир: реальный физический мир, с которым мы непосредственно соприкасаемся. Но представление о вторичных сенсорных свойствах породило новый мир, внутренний мир сознания, населенный психическими объектами — идеями,обладающими свойствами, которые отсутствуют у самих объектов. Подходя к познанию с точки зрения образов, мы воспринимаем объекты не непосредственно, а опосредованно, посредством образов — идей, возникающих в нашем сознании. Некоторые вторичные свойства относятся к физическим признакам, реально присущим объектам. Например, цвет соотносится со светом с различной длиной волны, который воспринимает наша сетчатка. То, что цвет не является первичным свойством, подтверждает наличие людей, не различающих цветов (дальтоников), у которых цветовое восприятие ограничено или вообще отсутствует. Сами объекты не окрашены, цвет имеют лишь их образы. Другие вторичные свойства, например красота или доброта, вызывают больше колебаний, поскольку не имеют никакого отношения к физическим фактам, а существуют только в сознании. Согласно современным представлениям, красота и доброта суть субъективные суждения, выработанные в соответствии с культурными нормами, возникшими при трансформации опыта, выкованного научной революцией.