Глава 6 социальная установка и поведение

Понятие установки

Пытаясь объяснить слова или действия какого-либо челове­ка, мы порой говорим: "У него такая установка...", "Он имеет предубеждение против абстрактной живописи...", "Ему вообще не нравятся журналисты, потому что они ищут жареные фак­ты...". Во всех этих случаях мы говорим, по существу, об отно­шении человека к тем или иным явлениям окружающей действительности.

В самом общем виде под отношением понимается взаимная связь, взаимозависимость каких-либо объектов или их свойств. Концепцию отношений личности в психологии впервые выдви­нул А.Ф. Лазурский в начале XX в., а немного позднее стал раз­рабатывать В.Н. Мясищев. В соответствии с его пониманием, от­ношения представляют собой "систему временных связей чело­века как личности — субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами" (Мясищев, 1960. С. 150). Позднее, го­воря о той или иной предрасположенности субъекта к каким-либо явлениям окружающей жизни, отечественные авторы стали преимущественно использовать термин "социальная установка" (или "аттитюд"). Так, например, В.А. Ядов и E.G. Кузьмин счита­ют эти термины синонимами (Ядов, 1975; Кузьмин, 1977), хотя, строго говоря, понимание Мясищевым отношений личности отли­чается от понимания "аттитюдов" в западной социальной психологии.

Поскольку вопросы терминологии важны для науки, отметим, что, используя понятие "установка" ("аттитюд"), отечественные социальные психологи вкладывают в него смысл, отличный от подхода Д.Н. Узнадзе — пионера отечественных исследований установки.

В его исследованиях установка никак не связана с социальны­ми явлениями и формируется на основе простейших физиологи­ческих потребностей человека (Узнадзе, 1961). Заметим при этом, что установка в таком понимании называется в английском языке "сет" (set), а социальная установка обозначается как "ат­титюд" (attitude). Далее мы будем говорить именно об "аттитю-дах", или социальных установках.

В отечественной психологии отдельные вопросы, связанные с явлением установки, затрагивались А.Н. Леонтьевым, который ввел в научный оборот понятие субъективного, личностного смысла, выступающего "прежде всего как отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта...". "Конкретно-

психологически такой сознательный смысл создается отражаю­щимся в голове человека объективным отношением того, что по­буждает его действовать, к тому, на что его действие направлено как на свой непосредственный результат. Другими словами, соз­нательный смысл выражает отношение мотива к цели" (Леонть­ев, 1981. С. 300). В соответствии с данным подходом, выявляя конкретный мотив той или иной деятельности индивида, можно определить и личностный смысл этой деятельности для него. Не­которые признаки установки как социально-психологического явления рассматриваются также Л.И. Божович в ее концепции направленности, или "внутренней позиции личности".

Традиционно установку определяют как предрасположен­ность индивида определенным образом оценивать других лю­дей, различные объекты, явления или идеи. Еще в 1935 г., на заре исследования установки, Г. Олпорт подчеркивал особую важность этого феномена для социальной психологии: "Не буду­чи направляем установкой, индивид находится в замешательстве и недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, вы­сказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кро­ме самого примитивно рефлекторного. Установки определяют для каждого индивида то, что он увидит и услышит, то, что он бу­дет думать и делать. Заимствуя слова Уильяма Джеймса, "они привносят смысл в мир"; они разграничивают хаотическое окру­жение и упорядочивают его; они являются нашими методами, с помощью которых мы находим свой путь в жизни" (Allport, 1935. Р. 806).

Важность изучения установок в социальной психологии обу­словлена тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. Так, сторонник частной собственности на землю, оче­видно, будет на выборах голосовать за кандидата, поддерживаю­щего, а не отвергающего это положение. Любитель симфониче­ской музыки, скорее, пойдет в филармонию, чем на концерт рок-группы. Футбольного фаната вряд ли можно затащить на лекцию о сюрреализме в живописи. Все воспитатели испокон ве­ков озабочены тем, чтобы воздействовать на установки своих вос­питанников с целью благотворных изменений в их поведении.

В середине прошлого века американские исследователи выде­лили три различных компонента установки: когнитивный, аф­фективный, или эмоциональный, и поведенческий, или конатив-ный (Katz and Stotland, 1959). В соответствии с таким трехкомпо-нентным подходом какая-либо наша установка представляет со­бой наше мнение об объекте, наши чувства о нем и наши поведенческие тенденции по отношению к нему. Хотя указанный подход выглядит привлекательным, поскольку подразделяет ус­тановку на три отчетливых параметра, западные исследователи

последнего времени показывают, что не все три эти компонента обязательно имеют место при наличии установки. Например, у человека может сформироваться позитивная установка по от­ношению к какому-либо продукту на основе рекламы по телеви­дению без проявления каких-либо мнений о нем или без осуще­ствления каких-либо действий, связанных с этим продуктом. Просто посредством многократного экспонирования данного про­дукта у человека могут сформироваться позитивные эмоции о нем (Franzoi, 1996).

Поскольку указанный трехкомпонентный подход не всегда представлен реально в той или иной установке, многие американ­ские психологи отходят в последнее время от данной точки зре­ния к более ранней, в соответствии с которой установка имеет только один параметр — оценочный. Поэтому установка просто определяется как позитивная или негативная оценка объекта (Zanna and Rempel, 1988).

Такой отход от трехкомпонентной концепции установки не оз­начает, что социальные психологи больше не считают мнения, чувства и поведение важными для объяснения установок. Часто те или иные установки формируются вследствие наших мнений об объекте установки, наших чувств к нему и наших поведенче­ских реакций по отношению к нему. Все эти три источника оце­ночного суждения — мнения, чувства и прошлое поведение могут детерминировать установки, как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом. В добавление к этим трем компонен­там четвертым детерминантом установки порой называется про­цесс мотивации (Franzoi, 1996 ).

Основой многих установок личности являются ее социальные ценности. Это объекты, явления, идеи, воплощающие в себе те или иные идеалы личности и потому выступающие в качестве ее руководящих принципов. Примерами подобных ценностей лич­ности могут быть "здоровье", "мир", "любовь", "свобода". Раз­личные люди имеют различные ценности, поэтому их установки относительно одного и того же объекта оказываются неодинако­выми. Значимость, которую человек придает тем или иным цен­ностям, определяет, главным образом, насколько они будут вли­ять на его установки. Каждый индивид имеет определенную ие­рархию ценностей от наиболее важной до наименее важной для себя. Порой те или иные ценности имеют одинаковую важность для личности (например, любовь и долг), и тогда они могут всту­пать между собой в конфликт. Подобные конфликты принимают подчас острые формы, ставя личность перед определенным выбором.

Примером сказанному может служить ситуация, описанная Б. Лавреневым в рассказе "Сорок первый". Его действие проис­ходит во время гражданской войны в России. Боец красноармей-

ского отряда девушка Марютка получила задание командира ох­ранять пленного белогвардейского поручика Говоруху-Отрока с тем, чтобы передать его в свой штаб. Волею случая Марютка и поручик оказались одни на небольшом острове в Аральском море (другие сопровождающие утонули во время шторма). И вот к Марютке, имевшей на своем боевом счету 40 убитых белогвар­дейцев, как говорится, нежданно-негаданно пришла любовь. Нежная любовь к своему пленнику. Финал рассказа трагичен.

Когда к острову стал приближаться бот с белогвардейцами, Марютка хватает винтовку и стреляет в поручика. А потом... ры­дает над его мертвым телом.

Конфликты ценностей, хотя и не всегда в острой форме, со­провождают человеческую жизнь и в быту, и на работе. Посколь­ку ценности человека представляют собой своеобразные личные стандарты, направляющие его жизнедеятельность, они осознают­ся в той или иной степени с тем, чтобы обусловливать принятие решений в конкретной ситуации.

Наши рекомендации