Сопоставление данных по тесту "День ребенка" и поведенческой шкале теста Бейли

В целях выявления устойчивых поведенческих особенностей детей и взаимосвязей между ними был проведен корреляционный анализ шкал теста "День ребенка" и субшкал поведенческой шкалы теста Бейли. Он осуществлялся по таким же укрупненным группам, как и факторный анализ. Результаты одиночно рожденных детей не рассматривались ввиду малочисленности выборки.

стр. 75

В 1-й год жизни у МЗ и ДЗ близнецов с поведенческой шкалой теста Бейли наиболее тесно связаны шкалы отношений с родителями (послушание и подражание матери и отцу, зависимость от матери). Однако у МЗ близнецов больше всего корреляций с субшкалой ориентации и вовлеченности, а у ДЗ близнецов - с субшкалой эмоциональной регуляции, причем у них эти корреляции отрицательны. Возможно, данный факт связан с сильной привязанностью ДЗ к родителям и большей дезорганизацией их деятельности в стрессовой ситуации тестирования. Существенной особенностью МЗ близнецов является тесная отрицательная взаимосвязь слабого напряжения и пассивности с поведенческой шкалой теста Бейли.

На 2-м году жизни у МЗ основная проблема -высокое внутреннее напряжение, реализующееся в неориентированных разрядках и агрессии преимущественно по отношению к матери. Эти шкалы имеют значимые отрицательные корреляции со всеми субшкалами поведенческой шкалы теста Бейли. У ДЗ близнецов такая проблема существует, но она менее выражена (меньшее количество связей между тестом "День ребенка" и поведенческой шкалой теста Бейли). ДЗ близнецы более успешны, чем МЗ, в контроле внутреннего напряжения (шкала среднего напряжения положительно коррелирует со всеми субшкалами поведенческой шкалы). Регуляция поведения, измеренная по тесту Бейли, связана у ДЗ близнецов с контролем над собственным телом (корреляция общей оценки поведения со шкалой чистоплотности). Отрицательные корреляции обеих субшкал и общей оценки поведения со шкалами отношений с родителями (послушание отцу) у ДЗ близнецов могут быть связаны с растущей самостоятельностью детей и как следствие - попытками сепарации от родителей и непослушанием.

На 3-м году и для МЗ и для ДЗ близнецов существенным оказывается умение организовать свое поведение в присутствии незнакомого человека (шкала боязни незнакомого отрицательно коррелирует со всеми субшкалами поведенческой шкалы теста Бейли и с общей оценкой поведения), что является важным показателем сформированности регуляции поведения. МЗ близнецам в этом возрасте в регуляции поведения мешает избыток внутреннего напряжения, у ДЗ близнецов, видимо, продолжается процесс сепарации от родителей (отрицательная корреляция общей оценки поведения с послушанием отцу) и вырабатываются внутренние средства регуляции.

Имеющиеся у близнецов трудности в регуляции их состояния и поведения и сходную динамику их преодоления подтверждают также данные, полученные при помощи анкеты, выявляющей наличие и характер стереотипии у детей.

Стереотипии у близнецов наблюдаются во всех возрастах - от 4-5 до 42 мес. У ребенка в среднем имеется 2-3 стереотипные формы поведения. На первом месте - сосание пальцев и предметов (во всех возрастах), на втором - однообразные движения ногами и руками, пальцами; достаточно часто встречается качание тела, являющееся более грубой формой стереотипии (от 40% в 18. мес. до 14% в 30 мес.), а в старших возрастах - монотонное хныканье. Наиболее неблагополучным в отношении всех регулятивных проблем (наличие стереотипии, нарушения засыпания и сна, трудности в регулировании поведения ребенка родителями, отвлекаемость) оказывается возраст от 12 до 24 мес. В два года у близнецов наблюдается снижение показателей ментального развития [15]. Это говорит о глобальности процессов регуляции поведения, проявляющейся в данном случае как в проблемах регуляции эраузала (стереотипии), так и в сложностях при выполнении когнитивных задач (тест Бейли). Более подробно соотношение эмоциональной и когнитивной сторон в регуляции поведения будет рассмотрено далее.

К старшему возрасту у близнецов уменьшается число как стереотипии (от 2.8 в среднем в 4 мес. до 1.7 в среднем в 36 мес.), так и отмечаемых родителями проблем в поведении. Так, количество детей, чье поведение, по словам родителей, "трудно регулировать в течение дня", снижается с 40% в 18 мес. до 25% в 36 мес., а количество часто отвлекающихся детей снижается с 55% в 18 мес. до 28% в 36 мес.

Таким образом, результаты разных тестов показывают одну и ту же тенденцию в развитии регуляции поведения у детей- близнецов раннего возраста. В 1-й год жизни наибольшее значение имеет внешняя регуляция поведения в лице родителей, на 2-м году начинается сепарация детей от родителей (растет автономность, самостоятельность), при этом усиливаются проблемы регуляции поведения, проявляющиеся прежде всего в трудностях поддержания оптимального уровня эндогенного напряжения. На 3-м году у детей продолжается выработка внутренних средств регуляции, причем у ДЗ близнецов адекватная эмоциональная регуляция развивается более успешно, чем у МЗ. В целом для МЗ близнецов основной проблемой в регуляции поведения на протяжении первых трех лет жизни является избыток (или реже недостаток) внутреннего напряжения, а у ДЗ -отношения с родителями.

стр. 76

Наши рекомендации