Развитие культурных средств организации переживания второго уровня в решении задач непосредственной адаптации

Второй уровень базальной аффективной регуляции в процессе культурного развития становится одной из главных составляющих душевной жизни человека. Аффективный компонент удовлетворения физиологических потребностей является естественной предпосылкой формирования сложных видов психической адаптации, создающих культуру стабильных, надежных отношений с миром.

В этом случае овладение переживанием происходит через выработку индивидуальных аффективных стереотипов в общем бытовом укладе жизни, аккумулирующем в себе опыт данной культуры. Это не значит, что индивидуальность нивелируется, скорее каждый человек получает возможность опредметить свои потребности с помощью языка аффективных стереотипов его культуры.

Можно сказать, что культурные аффективные стереотипы составляют саму материю, реальность уклада жизни. Ребенок развивается в Определенно организованном укладе, который задает ему форму восприятия и реагирования. Так, уже в раннем возрасте предметная организация среды формирует у нас аффективные стереотипы поведения и, входя в наше сознание, стимулирует развитие предметности и константности нашего восприятия, создает представление об устойчивости, воспроизводимости свойств мира.

Дом, созданный аффективным стереотипом, - это уже не просто безопасное и комфортное место, а пространство" заполненное и структурированное домашней утварью, приспособлениями, орудиями, т. е. всем предметным опытом жизни рода. Культура "вожделения" здесь сконцентрирована в вещи, в ее функции и способе применения, в порядке обращения к нужному. Вырастая, мы обживаем дом и окружающий мир с помощью усвоения новых культурных стереотипов возможного, желаемого и запретного, создаем свой арсенал навыков хозяев дома, родителей, профессионалов.

Усвоение культурных форм отношений с миром позволяет субъекту в большой мере овладеть своими витальными процессами. (Вспомним, какое значение традиционно придается усвоению ребенком навыков опрятности, аккуратной, "правильной", еды.) Они прокладывают рельсы для организации всей обыденной, интимной и общественной жизни человека, создают всеобъемлющую программу круговорота дней и ночей, времен года. М. Мид (1988) замечает, что все эти мелочи, простейшие автоматизмы - как есть, что есть, когда, с каких тарелок, вымытые ступеньки крыльца, горшок герани на окне, машинально приподнятая при встрече шляпа - являются здоровой основой нашей жизни, без нее мы теряем почву под ногами.

В каждой культуре развиваются не только простые речевые штампы, но и аффективные стереотипы более сложных идиом, принятых выражений, тем разговора. Мы усваиваем свойственную нашей культуре манеру общения: как выглядеть привлекательным, что для этого одевать, как двигаться, наконец, что находить привлекательным в другом человеке, кому доверять, в чем видеть женственность, в чем мужественность. С помощью культурных стереотипов нам передается опыт, помогающий воспитать ребенка и вылечить больного.

Аффективные стереотипы составляют культурную память человечества как запас полезных знаний и умений, позволяющих нам выжить и даже сделать нашу жизнь более удобной и приятной, защититься от болезней, предупредить опасность. Это всеобъемлющая сеть примет, из которых вырастают не только суеверия, магия, но и земледелие, медицина, науки и ремесла, - вообще все накопления цивилизации. Если первый уровень связан с творчеством, то второй - с развитием умения и мастерства, что не менее важно в установлении отношений с миром. В каждой культуре они сохраняют индивидуальные привычки, индивидуальный опыт жизни рода, поэтому они представляют особую ценность как возможные варианты развития отношений с миром.

Наши рекомендации