Молитва

В I тысячелетии до нашей эры в многочисленных культурах
Восточного Средиземноморья, ставших фундаментом современной
западной цивилизации, аналогом рефла была молитва. Чаще всего
такое словесное выражение являлось обращением к богам с какой-
либо просьбой.

Типичной формой дохристианской молитвы были поэтические
гимны мифологического Орфея. Именно его древние греки почитали
как основателя знаменитых мистерий, в которых человек знакомился
и соприкасался с невидимой частью Природы, с «иным миром».

О непреклонный Уран, вечный отец, прародитель,
Неколебимая часть Космоса. Грозный супруг Геи.
Начало всего и окончание…

Стражник земли и небес; взор, проникающий всюду;
Необходимости перст, робость внушающий всем…
Неумолимый отец…блаженный, всевышний,
Благочестивую жизнь мисту молящему дай!

Глава 1 В начале было Слово 184

В первые два века становления христианской церкви многочис-
ленные языческие боги в молитвенных обращениях были заменены
одним именем — Иисус Христос. Отныне христиане лишь одному
ему воздавали честь, славу и благодарение. К нему же обращались с
прошениями. Однако физиологический смысл правильно совер-
шаемой молитвы не изменился по сравнению с языческими време-
нами. Она по-прежнему оставалась средством воздействия на
сознание с целью перевода его в особое состояние. Конечно же, это
ясное назначение молитвы как рефла зачастую затуманивался терми-
нологией и представлениями ограниченно или даже ложно понятого
христианского вероучения: молитва, мол, — это прямая связь
человека с Богом, излияние души, предстающей перед Богом в благо-
говении, доверии, в надежде и любви и т. д.

Однако, христианские подвижники и некоторые теологи, в
особенности православные исихасты-священнобезмолвствующие,
прекрасно понимали основной смысл произнесения слова. Как писал
в XIX веке русский святитель Феофан Затворник: «…в голове непре-
станно толкутся разные мысли и отвлекают ум».

Молитвы же используются для того, чтобы ум держать на
одной мысли. Причем, в православии по степени воздействия на
сознание человека различали три формы молитвы. Тот же Феофан
Затворник отличает молитву, в его терминологии, читательскую, она
же делательная или телесная, которая не приносит никакой пользы,
никаких изменений человеку. Она — автоматическая, формальная, а
потому — бестолковая. Однако именно она используется подав-
ляющим большинством верующих, и не только христиан, для, якобы,
«связи с Богом».

Вторая форма — умнáя (с ударением на предпоследнем слоге)
молитва. Она, собственно, и является рефлом, тем самым словом,
при произнесении которого происходят положительные изменения в
мозге. По мере приобретения опыта в процессе постоянного

185 Часть вторая Тренинг мозга

тренинга мозга, умная молитва переходит в чувственную, сердечную,
когда человек явственно начинает ощущать приятные эмоции, с
которыми ранее не был знаком.

Наиболее широко, с первых веков христианской эры, исполь-
зуется молитва, называемая Иисусовой: «Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя, грешного!». Так же, как и у мантр, у нее
есть краткая форма: «Господи, помилуй!». По-гречески она звучит как
«Кирие, Элейсон!».

Зикр

В исламе, так же как молитве в христианстве, важное обрядовое
значение придается зикру. В более молодом вероучении зикр — это
разновидность молитвы. Это не только слово, но как и молитва,
определенный процесс телодвижений. Если в христианстве это
обычно осенение себя или других крестом и поклоны, то зикр в
исламе может включать помимо поклонов прыжки, вращения, бег по
кругу и т. д. Однако главный смысл зикра заключается в произне-
сении слова-молитвы с именем Аллаха или определением-описанием
его качеств.

Термин «зикр» означает «поминание», поэтому в исламе заго-
товлены для молитвенных упражнений девяносто девять словесных
формул, включающих имя Бога. Ими пользуются как самые широкие
слои верующих, так и члены братств и орденов, объединяющих
«элиту» приверженцев ислама — суфиев.

Суфий (слово означает «быть нравственно чистым») является
прямым наследником своих старших братьев по освоению взаимо-
действия с «иным миром» — христиан-исихастов. Так же как и
христиане, суфии с целью достижения «иного мира» посредством
изменения режимов функционирования мозга, широко используют

Глава 1 В начале было Слово 186

слово-зикр. Цель зикра та же, что и у молитвы или мантры —
очистить сознание от хаоса мирских мыслей, оставив только одно
чувство — любовь к Богу.

«Зикр — это меч, которым суфий грозит своим внутренним
врагам, сбивающим с мысли о Боге», — утверждают адепты ислама.

«Зикр — самый мощный столп на пути к Богу», — в этом
распространенном афоризме высказана суть отношения суфиев к
слову.

Суфии приписывают пророку и создателю ислама Мухаммеду
поэтические строки о зикре:

Тот, кто поминает Бога среди нерадивых,

Подобен бойцу посреди тех, кто обращается в бегство,

Подобен зеленому древу посреди сухих деревьев.

Наиболее широко в исламском мире распространена словесная
формула «ла илах илла Аллах», означающая «нет Бога, кроме Аллаха,
Единого». Во всем мире хорошо известен также зикр «Аллах, акбар»

— «Аллах, Величайший из всех».

Суфийские учителя разработали целую систему правил употреб-
ления в качестве зикра имен Бога. Например, имена можно произ-
носить подряд, одно за другим, начиная с «йа Рахман йа Рахим»

— «о Милостивый, о Милосердный», и кончая «йа Сабур» — «о
Терпеливый».

В других случаях исламский адепт произносит имя в соответ-
ствии с приписываемым ему качеством или свойством. Считается,
что имя «ал-Хади», «Ведущий», оказывает благотворное воздействие.
Имя «ал-Латиф», «Добрый, Нежный» следует произносить, если

187 Часть вторая Тренинг мозга

хочешь смягчить свой характер. А вот имя «ал-Фаик»,
«Всемогущий», может использовать только суфий, далеко
продвинувшийся по духовному пути.

Некоторые зикры очень похожи на магические заклинания.
Иногда суфий сам придумывал зикр. Это похоже на игру с буквами
арабского алфавита: суфий составлял фразу, включающую все слова,
образованные от одного корня. Например, корня, лежащего в основе
одного из божественных имен. Считается, что особой силой обладает
зикр, составленный по принципу алфавитного расположения букв и
слов.

Как и в любой другой духовной школе, в суфизме используются
и короткие формы зикра. Общепринятым является употребление
зикра из одного слова «Аллах».

Наши рекомендации