Реактивность и редукционизм в исследованиях поведения

Редукционизм – сведение процессов (теории) более высокого уровня к процессам более низкого уровня. Редукционизм ведет к элементативизму.

Редукционизм — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Элементативизм– когда терминалогия перейдет на физиологию, психология уйдет. Потом физиология упростится до молекулярной биологии и генетики.

В начале редукционизм служил связью между науками разного уровня.

Левонтин, Левис о редукционизме:

1. С 18 века редукционистский взгляд на мир ассоциируется с идеями Декарта (парадигма реактивности). Этот взгляд доминировал в европейской и американской науке. Это связано с культурными особенностями.

2. Мир состоит из отдельных объектов вещей – кредо-редукционизм.

3. Эти вещи пассивны и остаются таковыми до тех пор, пока не будут приведены в движение внешними причинами.

4. Задача – убрать все остальные воздействия. Они могут быть изучены в изоляции от других объектов и их свойства могут быть измерены.

5.Косимческие различия являются наиболее важными характеристиками вещей или объектов – главный принцип Редукционизм: практическое применение науки.

Если изучать части по отдельности, то на основании частей можно представлять целостность – символ веры редукционистского подхода. После того, как объекты изучены в изоляции, можно комбинировать их в целостные структуры.

Структуры будут вести себя в соответствии со свойствами, изученными в условиях изоляции.

Системный подход – целое больше, чем сумма частей.

С точки зрения реактивности и редукции: «Вася изучит как кролик видит морковку, а Петя как он бежит за ней и вместе мы узнаем его целостное поведение. Один человек не может быть специалистом во всем»

Теория функциональных систем в сопоставлении с другими вариантами системного подхода.

В частности, и в психофизиологии системный подход далеко не однородное направление и общим для таких авторов как П.К.Анохин, Н.Ю.Беленков, Н.П.Бехтерева, М.Н.Ливанов, А.Р.Лурия, E.R.John и многие другие оказывается главным образом лишь признание того, что "функция" (что бы под ней ни понимали разные авторы) реализуется не отдельными структурами или клетками, а их системами.

Системная психофизиология развивает теорию функциональных систем (ТФС), разработанную академиком П.К.Анохиным (1898-1974) и его школой.

Богданов — развитие систменого подхода.

Берталамфи (астриец) начало систмного подхода.

Система — комплекс взаимодействующих элементов, объединенных определенной структурой; Структура — в системном подходе, это законы связи и функционирования элементов. - отсутствует систмообразующий фактор, который вносит порядок.; Результат — системообразующий фактор, полезный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы.

Функциональная система - такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, различной анатомической принадлежности (система – общий организм), у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимоСОдействия компонентов, направленного на получение полезного результата.

В качестве системообразующего фактора предложен результат действия.

Существует множество вариантов системного подхода. Мы сконцентрируемся на теории функциональных систем (автор Анохин — сначала пришел к Бехтереву, а зетем ушел ушел к Павлову к более физиологичному).

Отличие теории функциональных систем от других вариантов системного подхода:

Итак, важнейшее преимущество и признак, отличающий ТФС от других вариантов системного подхода, введение представления о результате действия в концептуальную схему.

· ТФС, во-первых, включила в концептуальный аппарат системного подхода изоморфный системообразующий фактор

Важнейшим событием в развитии ТФС стало определение системообразующего фактора - результата системы, под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения в ТФС рассматривается не прошлое по отношению к поведению событие - стимул, а будущее - результат.

· Отличие ТФС от других вариантов системного подхода — вводятся представления о специальных системных механизмах организации и реализации систем.

Во-вторых, кардинально изменила понимание детерминации поведения. Каким образом результат - событие, которое наступит в будущем, может детерминировать текущую активность, быть ее причиной?Решением этого "временного парадокса" была разработка представления об "информационном эквиваленте результата", о модели будущего результата - цели, которая и выступает в качестве такой детерминанты. Введение понятия об акцепторе результатов действия, специальном аппарате, формируемом до реального появления результата и содержащем его прогнозируемые параметры, стало существеннейшим этапом в развитии ТФС.

(Где находится стимул: в реактивной модели — в прошлом, в активной модели-в будущем.

Наши рекомендации