Сексуальное обучение в детстве

Только после описания Фрейдом последствий влияния на характер взрослого человека его детских переживаний мир признал универсальность сексуальной активности и сексуального обучения в детстве. Эта концепция имела гораздо больший эффект для лечения и образования, чем любая другая сексуальная теория, выдвинутая Фрейдом.

Большинство переживаний детства, связанных с сексуальным обучением, имеет место без осмысления со стороны родителей, но сознание пола обычно детерминирует степень энергичности игр, частоту контактов между отцом и ребенком и матерью и ребенком, терпимость к агрессии, подкрепление или подавление активности или пассивности ребенка в отношении его интеллектуальных, эстетических или физических интересов.

Из непосредственного наблюдения на детях становится ясно, генитальная игра детей является составной частью их нормального развития. По мнению Harlow, взамодействие с матерью и сверстниками необходимо для развития эффективных гетеросексуальных контактов у взрослых обезьян; эти наблюдения имеют отношение к нормальной социализации детей. Имеется критический период развития, за пределами которого детеныш может быть невосприимчивым или обнаруживает сопротивление к различным типам стимуляции, однако в этот период он становится частично восприимчивым к этим стимулам. Подробности связи критического периода с психосексуальным развитием должны

-465-

быть еще установлены: предложенные Фрейдом стадии психического развития—оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная являются крайне приблизительными.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Сексуальность личности зависит от трех взаимосвязанных факторов: ее сексуального отождествления, ее полового отождествления и ее сексуального поведения.

Эти факторы оказывают влияние на рост, развитие и функционирование личности, а их единство определяется термином: психосоциальные факторы.

Ясно, что сексуальность нечто большее, чем физический секс —коитальный и некоитальный, но нечто меньшее, чем каждый аспект поведения, направленный на получение удовольствия.

Пол и идентификация

Половая идентификация соотносится с личностным смыслом принадлежности к мужскому или женскому полу. Сексуальная идентификация имеет отношение к биологическим характеристикам: . хромосомам, наружным и внутренним половым органам, гормональному статусу, гонадам и вторичным половым признакам. При нормальном развитии они образуют целостный паттерн так, что личность не имеет сомнений по поводу ее сексуальной принадлежности.

Современные эмбриологические исследования показали, что эмбрионы (генетически мужские и генетически женские) являются анатомически женскими на ранних стадиях жизни зародыша. Дифференциация мужских и женских происходит в результате фетальных андрогенов; действие начинается приблизительно на 6-й неделе жизни эмбриона и завершается к концу 3 мес. Mary Jane Sherfey утверждает, что эти наблюдения убедительно показали, что концепция ранней бисексуальности или эквипотенциальности эмбриона является ошибкой. Опровержение Sherfey имеет далеко идущую причастность к нормальной сексуальной реакции и приписываемым причинам гомосексуальности и сексуальных девиаций.

К возрасту 2—3 лет почти каждый имеет твердое убеждение, .что «Я —мужчина» или «Я — женщина». Даже если мужское и женское начало развивается нормально, личность еще имеет адаптивную задачу развития сознания маскулинности или фемининности.

Согласно Robert Stoller, половая идентичность «имеет дополнительное значение к психологическим аспектам поведения, имеющим отношение к маскулинности или фемининности». Он рассматривает пол как социальное, а секс как биологическое: «Чаще всего оба они являются относительно равнозначными, т. е. мужчина имеет тенденцию быть. мужественным, а женщина— женственной». Однако секс и пол могут развиваться конфликтно или даже противоположно.

Половая идентификация является результатом почти бесконечной серии реплик, намеков, полученных из переживаний, приобретенных с членами семьи, учителями, друзьями и сотрудниками, а также из культурных источников. Физические характеристики, полученные от своего биологического пола, такие как общее физическое развитие, фигура и физические параметры, взаимно соотносятся со сложной системой стимулов, включающих поощрение, наказание, половой знак родителей, что и устанавливает половое отождествление.

Формирование половой идентичности основано на трех факторах: отношении родителей и культурной позиции, наружных половых органах ребенка и генетическом влиянии, которое становится физиологически активным к 6-й неделе жизни зародыша. В то время как семейное, биологическое и культурное влияние могут оказывать осложняющее воздействие на становление сознания маскулинности или фемининности, типичный и здоровый результат является относительно надежным критерием идентификации с одним биологическим полом.

Роль пола

Та роль, которую играет пол, связана и частично определяется идентификацией пола. Это описывается John Money как «все то, что субъект говорит или делает для того, чтобы показать, что он или она имеют статус мальчика или мужчины, девочки или женщины, соответственно... Роль пола не устанавливается при рождении, но строится кумулятивно через опыт, сталкиваясь и проходя через причинное и непланируемое обучение, через точные инструкции и внушения и через спонтанное складывание двух с двумя, чтобы получить четыре, а иногда, ошибочно, пять». Типичным и здоровым выходом является соответствие идентичности пола и роли пола.

Хотя большое значение имеют биологические признаки, основным фактором в принятии соответствующего данному типу пола является обучение.

Роль пола может оказаться в противоречии с идентичностью пола. Субъект может отождествлять себя со своим собственным полом и все-таки заимствовать платья, прическу и другие атрибуты противоположного пола (как делают многие подростки теперешнего времени). Или же субъект может отождествлять себя с противоположным полом и все же вести себя во многом так, как это характерно для его собственного пола.

-467-

Наши рекомендации