Индивидуализация методов обучения

В нашем случае этот принцип предполагает:

• предварительный отбор и формирование коррекционных групп на основе сходства нарушений в развитии психических функций,

• формирование групп по уровню/глубине нарушений психи­ческих функций,

• малый состав групп (4-6 человек),

• индивидуальную работу с каждым ребенком при выпол­нении ряда коррекционных упражнений.

Индивидуализация темпов обучения.

Формирование однородных по характеру и уровню нарушений коррекционных групп предполагает обеспечение для каждого уче­ника темпов обучения, максимально адаптированных к его возмож­ностям. При необходимости рекомендуется проводить дополнитель­ные индивидуальные занятия.

3. Максимальное использование игровых методов обу­чения.

Этот принцип работы вытекает, во-первых, из возрастных осо­бенностей детей, во-вторых — из того, что задержка психического развития проявляет себя не только в недостаточности двигатель­ной и познавательной сферы ребенка, но также в слабой познава­тельной мотивации, несформированности полноценной учебной де­ятельности. Использование игровой деятельности во время коррек­ционных занятий позволяет формировать устойчивый познаватель­ный интерес, не перегружая психику ребенка.

Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала.

Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это со­здает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Построение программы в плане последовательности развития отдельных навыков и опера­ций отражает последовательность их формирования в онтогенезе. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недо­стижение необходимого результата на каждом этапе приведет в ко­нечном счете к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррек­ционных занятиях.

Постоянный контроль формирования навыков.

Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на дан­ном занятии навыков — обязательное условие успешности выпол­нения последующих заданий и формирования положи­тельной учебной мотивации.

Сценарий занятий

Вводное слово ведущего

На первом занятии ведущему следует объяснить детям смысл их встреч с психологом. Естественно, учащимся начальной школы не сообщается вся подоплека необходимости этих занятий, но поло­жительная мотивация — необходимый компонент успешной дея­тельности.

Оставляя свободу для творчества, предлагаем общий вариант вступительного слова ведущего:

«Сегодня мы начинаем занятия, которые не совсем похо­жи на обычные школьные уроки. Мы с вами будем делать много интересного: играть, рисовать, загадывать и отга­дывать загадки — причем загадки эти вы будете придумы­вать сами, проводить соревнования на сообразительность и внимательность. Наши встречи помогут вам лучше учиться, справиться с тем, что сейчас вызывает трудно­сти. Оценок я ставить не буду.

Занятия будут проходить два раза в неделю. Вам нужно будет завести специальную тетрадь, приносить с собой ручку, простой и цветные карандаши. Желательно, чтобы тетрадь была в клеточку.

Сегодня у нас первое занятие и тетрадь нам не понадо­бится, но в следующий раз, пожалуйста, не забудьте, обя­зательно принесите тетрадь, ручку и карандаши».

Если дети не знакомы между собой, следует их представить друг другу, найдя в каждом участнике положительные, привлекательные черты.

Часть 1

Сформированность представлений о «схеме тела».

Я и пространство вокруг меня.

Занятие 1.

Цели:

-определение уровня владения основными пространственны­ми категориями, отражающими положение предметов в про­странстве относительно субъекта;

- развитие представлений о «схеме тела»;

- освоение основных пространственных категорий;

- развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям.

Упражнение 1

Цели:

· определить уровень ориентации в строении собственного тела;

· выявить степень владения понятиями «лево—право».

Материалы:

стулья или ковер, на котором можно рассадить детей.

Необходимое время: 20-25 минут.

Процедура проведения

Используется свободное пространство комнаты. Упражнение предполагает развитие ориентировки каждого ребенка в строении собственного тела и тела другого человека и имеет несколько вари­антов возрастающей сложности.

А) Ведущий: «Давайте сядем удобно, чтобы не мешать друг другу и чтобы я всех вас видел. (Можно посадить де­тей полукругом и сесть напротив них.) Сейчас я буду да­вать команды, а вы должны постараться точно и быстро

их выполнить. Задание несложное, думаю, что у всех оно получит­ся. Итак, пожалуйста, поднимите вверх свою правую руку».

Дети выполняют задание, ведущий проверяет правильность вы­полнения. При наличии ошибки необходимо уточнить у ребенка; «Это действительно твоя правая рука? Давай все-таки определим точно, где у тебя правая рука, а где — левая».

При допущении ошибок и неуверенности в правильности свое­го выполнения дети обычно оглядываются на соседей и могут копи­ровать их ошибочные действия. Если имеет место подобное пове­дение, следует попросить детей думать самостоятельно и не повто­рять чужие ошибки.

«Теперь поднимите вверх свою левуго руку.. Хорошо. Покажите, где у вас правая нога? Левая?»

Далее следует попросить детей показать у себя левое—правое (в случайном порядке называя определения «левое – правое») колено, ухо, глаз и т.д. Ведущий контролирует правильность выполнения команд.

Б) При успешном выполнении первого варианта ведущий пред­лагает более сложный вариант игры: "Хорошо, молодцы. А теперь покажите, пожалуйста, правой рукой левое колено. Левой рукой — левый глаз. Левой рукой — правое ухо», и т.д. Ведущий предлагает столько вариантов команд, сколько необходимо (пока не убедится, что дети освоили данное упражнение). Далее предлагается следую­щий вариант задания.

В) -А сейчас устроим небольшое соревнование. Я буду давать такие же команды, как и в предыдущем случае, но теперь играем на выбывание: кто ошибется — выбывает из игры, победителем ока­жется тот, кто сможет дольше всех точно выполнять команды. Гото­вы?» Этот вариант проводится единожды. Но если дети увлечены, можно повторить игру несколько раз — это позволит закрепить по­ложительное отношение к занятиям и явится небольшим отдыхом для ребят.

Г) Это самый сложный вариант упражнения, предполагающий учет феномена зеркальности. Дети работают парами, сидя друг про­тив друга. По команде взрослого они должны показать у партнера правую—левую руку, ногу, глаз, ухо и т.д.; мож­но также предложить детям сыграть в игру на выбыва­ние ошибающихся пар.

Упражнение 2

Цели:

дать определение понятиям «выше—ниже», «впереди—сзади— сбоку», «дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже— шире»; помочь детям в овладении этими понятиями; сформиро­вать умение сопоставлять различные предметы и части соб­ственного тела по перечисленным выше основаниям.

Материалы:

все предметы, находящиеся в учебной комнате.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения

Упражнение также имеет несколько вариантов, ориентирован­ных на постепенное «расширение» пространства, включенного в сферу деятельности детей.

А) Ведущий: «Сейчас я буду задавать вопросы и просить кого-либо из вас на них ответить. Остальные должны внимательно слу­шать отвечающего и, если он ошибется, подсказать правильный ответ. Внимательно слушайте вопрос:

- Какая часть тела у человека находится выше плеч? — Саша?

- Какие части тела расположены ниже колена?

- Что у человека находится сбоку?

- Какие части тела находятся сзади?

- Какие части тела у тебя уже, чем твоя рука?» — и т.д. Ведущий должен максимально варьировать вопросы, используя

понятия, перечисленные выше. В данном случае используется толь­ко «схема тела». Чтобы поддерживать внимание участников, вопро­сы нужно адресовать вразброс всем участникам игры и просить ос­тальных уточнить и детализировать ответ того, к кому был обра­щен вопрос: «А что еще находится выше плеч? Что Саша не назвал?»

Б) В этом варианте используется помещение и предметы, кото­рые в нем расположены. Усложняя задание, можно изме­нить положение субъекта (отвечающего ученика) в про­странстве: повернуть его на 90°, 180°, поменять детей местами и т.п.

Ведущий: «Таня, опиши, пожалуйста, что в комнате расположено выше тебя?.. Дима, а что расположено ниже уровня твоих колен?.. Катя, что находится дальше, чем твоя рука?.. Маша, какие веши в ком­нате уже, чем запястье твоей руки?.. Саша, что расположено ближе к твоему лицу, чем твое колено?»—и т.д. Необходимо использовать в воп­росах все понятия, заданные в разделе «Цели» упражнения. Если у ре­бенка возникают затруднения, следует прибегнуть к помощи осталь­ных участников. Для того чтобы дети давали более разнообразные от­веты, можно просить их перемещаться в пространстве комнаты.

Комментарии к занятию

Это первое занятие, и поэтому очень важно провести его в мак­симально игровой форме, увлечь детей возможностью соревнова­ния. Положительным моментом занятия будет шутка, умение пе­дагога прокомментировать ошибки учащихся в юмористической форме. Обязательно нужно в течение занятия хвалить детей за правильное выполнение упражнений, причем даже самые слабые участники не должны чувствовать себя ущемленными, независи­мо от числа удавшихся проб и попыток. Для участников, испыты­вающих трудности при ответе, нужно создать щадящие условия выполнения задания (отдельные или облегченные пробы, более медленный темп выполнения, повторные попытки и т.д.), причем обязательно добиться правильного выполнения, и тогда ребенок должен быть вознагражден заслуженным одобрением со стороны ведущего.

Занятие 2

Цели:

- помощь в освоении понятий «выше—ниже», «впереди—сзади— сбоку», «дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже— шире» и развитие (на материале внутреннего пространства учебной комнаты) умения применять эти понятия;

- диагностика и развитие способности определять местоположение предметов в пространстве относительно друг друга (независимо от положения субъекта), визуально сравнивать предметы по разным параметрам меж­ду собой;

- развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамма­тическими конструкциями, выражающими положение пред­метов в пространстве.

Упражнение 1

Цела:

- помочь детям освоить понятия «выше—ниже», «впереди—сза­ди—сбоку», -дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже—шире» на материале внутреннего пространства учебной комна­ты, овладеть грамматическими конструкциями, включающими пространственные категории; развивать способность сравни­вать предметы между собой.

Материалы:

предметы, находящиеся в комнате для занятий, и заранее подго­товленные карточки с написанными на них понятиями, перечис­ленными в «Целях» упражнения (2-3 слова на каждой карточке).

Необходимое время: 15-20 минут.

Процедура проведения

Ведущий раздает участникам карточки с написанными на них понятиями и напоминает об упражнении, которым закончилось прошлое занятие: «В прошлый раз мы с вами отвечали на вопросы о том, что находится ближе—дальше, выше—ниже, впереди или сза­ди вас, Я задавал вам вопросы, а вы на них отвечали. Сегодня я пред­лагаю вам самим попробовать придумать такие вопросы.

У каждого из вас есть карточка, где написаны слова, с каждым словом нужно придумать как минимум один вопрос. Вы придумы­ваете вопрос и сами выбираете того, кто должен на него ответить.

Можно немножко изменить вопросы, не обязательно соотносить предметы в комнате с местоположением человека. Попробуйте спро­сить о том, как расположены предметы по отношению друг к другу. Например, вопрос может прозвучать в такой форме: «Дима, что находится дальше стола, на котором лежит твоя тетрадь?» — а не просто: «Что находится дальше, чем твоя рука?"

В случае затруднений учащихся педагогу следует привести несколько дополнительных примеров, проиллюстрировав, как нужно выполнять задание: «Маша, какие вещи в комнате уже, чем поверхность этого стола?», «Какие предме­ты в комнате расположены выше нижней полки шкафа?», «Какие предметы в комнате длиннее, чем подоконник окна?» — и т.д.

Не следует вопрос, сформулированный по аналогии с заданием первого занятия, то есть в сопоставлении с человеческим телом, оценивать как ошибочный. Одобрив инициативу ученика, нужно все-таки попросить его сформулировать вопрос в форме, заданной в этот раз: «Хорошо, на этот твой вопрос Маша ответила. Попробуй теперь попросить Машу сравнить разные предметы между собой, не включая ее саму в круг этих предметов».

Упражнение 2

Цели:

- те же, что в упражнении 1.

Материалы:

предметы, расположенные в учебной комнате.

Необходимое время:20 минут.

Процедура проведения

Ребятам предлагается придумать загадки. Каждый из участни­ков должен выбрать в комнате какой-либо предмет (загадать) и, не называя его, описать его месторасположение и размеры относитель­но других вещей в комнате. Остальные участники должны догадать­ся, какой предмет имеется в виду. Если описание слишком схема­тично или неточно, ведущий должен помочь описать положение предмета точнее с помощью наводящих вопросов.

Ведущий: «Сейчас мы будем придумывать загадки. Каждый из вас должен будет загадать какой-либо предмет в комнате и, не на­зывая его, описать, где расположен этот предмет: ближе, дальше других вещей, больше или меньше он тех или иных предметов. Пер­вую загадку загадаю я: "Этот предмет расположен дальше учитель­ского стола, но ближе книжного шкафа. Он ниже, чем подоконник, но выше нижнего ящика шкафа, он шире, чем подокон­ник, и стоит слева от него. Что это?"»

Если позволяет время, можно попросить детей сфор­мулировать 2-3 таких загадки. Для более старших ребят удобен вариант письменной формулировки загадок с дальнейшей их корректировкой после обсуждения в группе.

Комментарии к занятию

Упражнения, предлагаемые во втором занятии, достаточно слож­ны для детей с нарушениями зрительно-пространственного воспри­ятия. Отдельная трудность для них — словесные формулировки, по­скольку, как правило, речь у таких детей не очень развита. Чем бо­лее детализированы ответы учащихся, чем больше сопоставлений приводят они в своем ответе, тем выше оценивается результат.

Важно добиться положительного выполнения заданий, даже если это потребует дополнительного времени.

Занятие 3

Цели

- определение умения понимать и использовать предлоги и предложные конструкции, отражающие расположение пред­метов в пространстве, и развитие этого умения;

- развитие способности описывать положение предметов в про­странстве относительно друг друга;

- развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамма­тическими конструкциями, выражающими пространствен­ную локализацию предметов.

Упражнение 1

Цели:

- определение уровня владения предлогами «в», «на», «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «около», «возле» и т.д.; развитие речевых навыков использования предложных конструкций.

Материалы:

ручка, карандаш, ластик, ключи, конфета, спичечная коробка,

игрушки и другие мелкие предметы.

Необходимое время:

20 минут.

Процедура проведения

Мелкие предметы в беспорядке разложены на столе, за которым сидят все участники. Упражнение имеет несколько вариантов.

A) Ведущий: «Сейчас я буду загадывать каждому из вас загадки о предметах, которые лежат на этом столе. Вы должны отгадать, какой предмет я имею в виду. Итак:

- Саша, какой предмет лежит под спичечной коробкой?

- Какой предмет находится возле карандаша и выглядывает из-под тетради?» — и т.д. Вопросы задаются вразброс всем участни­кам, используется максимальное количество предлогов.

Б) Ведущий меняет формулировку вопросов: «А теперь, Саша, скажи, где лежит лист бумаги?» Необходимо с помощью уточняю­щих вопросов добиться того, чтобы ученик в ответе использовал несколько предлогов, определяющих положение листа бумаги от­носительно разных предметов: лист бумаги лежит настоле, подтет­радью, околоручки, заластиком и т.д.

B) Ведущий предлагает учащимся попробовать использовать предлоги при описании расположения предметов в комнате. Для этого каждому участнику — письменно на листочке бумаги или «на ушко» — задается конкретный предмет (стол, книга, горшок с цве­тами и т.д.) и предлагается рассказать, где он расположен. Осталь­ные участники по данному описанию должны догадаться, о каком предмете идет речь. Участники могут задавать автору описания ме­стонахождения и признаков предмета уточняющие вопросы — об этом нужно специально предупредить детей.

Упражнение 2. «Клад»

Цели:

- развитие восприятия расположения предметов в пространстве;

- развитие экспрессивной речи учащихся.

Материалы:

- в пространстве предметы, расположенные в учебной комнате, любые небольшие предметы.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения

Упражнение «Клад» проводится в виде игры в двух вариантах.

А). Ведущий называет исполнителя (все участники поочередно должны побывать в этой роли), который на короткое время выхо­дит из комнаты. В его отсутствие ведущий на глазах остальных уча­стников прячет в комнате какой-нибудь привлекательный для де­тей предмет, который может остаться у ребенка в качестве подарка. Возвращают в комнату «искателя клада», и он, подчиняясь вер­бальным командам взрослого, должен найти спрятанный предмет. Ведущий должен в своей речи максимально использовать наречия и предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов. Можно даже преднамеренно усложнить маршрут к «кла­ду». Например: «Иди до первого стула слева от тебя. Возле него по­верни налево. Перешагни через портфель. Возьми стул, который стоит ближе к шкафу. Поставь его сзади себя и иди прямо. Между третьим и четвертым столами под стулом, который стоит дальше от тебя...»— и т.д. Остальные участники группы следят за правиль­ностью исполнения команд ведущего.

Б) Если это будет посильно для участников группы, можно пред­ложить им выступить в роли ведущего. В этом случае вербальные команды дает один ребенок другому. Взрослый осуществляет пас­сивный контроль.

Комментарии к занятию

Продуктивность данного занятия зависит от полноты исполь­зования вербальных пространственных конструкций. Ведущая роль в этом принадлежит взрослому — именно он должен продемонст­рировать учащимся богатство речевых форм, способных описать по­ложение предмета в окружающем мире.

Занятие 4

Цели

- развитие сомато-пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов;

- развитие пространственных представлений;

- формирование графических навыков схематического изобра­жения пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики.

Упражнение 1. «Делай, как я»

Цель:

- развитие сомато-пространственных действий.

Материалы:

специальных материалов не требуется.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения

Участники должны так расположиться в комнате, чтобы не ме­шать друг другу и видеть ведущего. Ведущий показывает симмет­ричные и асимметричные движения а) рук, б) кистей, в) пальцев. Дети должны безошибочно повторить эти движения за ведущим. После того как дети освоят условия выполнения упражнения, мож­но предложить им сыграть в игру на выбывание: тот, кто ошибает­ся, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Упражнение 2. «Искатели клада»

Цели:

- развитие восприятия пространственного расположения пред­метов; развитие пространственных представлений; формирова­ние графических навыков схематического изображения про­странственного расположения предметов.

Материалы:

- учебная тетрадь, ручка или карандаш, какие-либо небольшие предметы.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения

Игра «Клад» проводится с использованием плана учебной ком­наты. Ведущий предлагает детям в тетрадях на отдельной страни­це нарисовать план комнаты со всеми предметами мебели в ней. После того как ребята справятся с этим заданием (в необходимых случаях с помощью педагога), один из участников — «искатель кла­да» — выходит из комнаты, другой ученик прячет в комнате какой-либо предмет и отмечает на плане в тетради отсутствующего уче­ника место, где спрятан предмет. После этого в комнату приглаша­ется первый участник; он должен сориентироваться в своем плане и определить, где находится спрятанный предмет.

Все участники поочередно должны побывать и в роли водяще­го, и в роли «искателя клада». Взрослый осуществляет пассивный контроль.

Комментарии к занятию

В этом занятии акцент сделан, во-первых, на развитии коорди­нации собственных движений и действий — важно, чтобы дети ос­воили выполнение сложных асимметричных действий.

Во-вторых, в упражнении 2 основным является развитие про­странственных представлений (образа комнаты), умения отразить эти представления на бумаге и «читать» план комнаты.

Занятие 5

Цели

- развитие сомато-пространственных действий и освоение слов, их обозначающих;

- развитие пространственного восприятия расположения пред­метов;

- развитие пространственных представлений;

- формирование навыков мысленного перемещения зритель­ных образов;

- развитие экспрессивной речи учащихся.

Упражнение 1. «Зарядка»

Цель:

- развитие сомато-пространственных действий, освоение их сло­весного обозначения.

Материалы:

- специальных материалов не требуется.

Необходимое время: 10-15 минут.

Процедура проведения

Детям предлагается игра «Зарядка». Участникам нужно напом­нить, как выполнялось упражнение 1 «Делай, как я» на предыдущем занятии. Однако ведущий оговаривает: «Только сегодня я уже не буду показывать вам различные движения, как в прошлый раз, а просто буду давать словесные команды, которые вы должны будете выпол­нить не ошибаясь. Например, я скажу: "Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед". Сделайте это, пожалуйста. Давай­те встанем так, чтобы не мешать друг другу. Напоминаю, что нера­зумно копировать чужие ошибки, — лучше, если каждый будет ду­мать самостоятельно». После инструкции ведущий предлагает раз­ные команды, все более усложняющиеся, на движение рук, кистей и пальцев. Например:

- Поверните кисть правой руки ладонью ко мне, а левую — реб­ром ладони ко мне.

- Покажите мне второй и пятый пальцы правой руки и первый палец левой.

После того как дети освоятся в условиях задания, возможен ва­риант игры на выбывание тех, кто допускает ошибку.

Упражнение 2. «Где что находится?»

Цели:

- развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений и навыков мысленного перемещения зрительных образов; развитие экспрессивной речи учащихся.

Материалы:

- подготовленные заранее сюжетные картинки либо репродукции известных живописных полотен по количеству участников.

Время: 25 минут.

Процедура проведения

Упражнение «Где что находится?" выполняется в двух вариантах.

А) Каждый участник группы получает рисунок. Общая инструк­ция ведущего: Рассмотрите внимательно свои картинки, сейчас каждый из вас должен будет рассказать как можно подробнее, что изображено на его рисунке». После некоторой паузы, необходимой для того, чтобы дети сориентировались в предложенном материа­ле, ведущий предлагает начать первому из участников. Задача ве­дущего так строить уточняющие вопросы, чтобы учащийся в своем описании использовал понятия, дающие представление о простран­ственном положении предметов (материал предыдущих занятий) и соотносил между собой расположение как можно большего числа изображенных на рисунке предметов.

Б) Инструкция ведущего: «А сейчас, пожалуйста, постарайтесь как можно точнее вспомнить свою комнату (дом, класс) и расска­жите нам, как она выглядит, что и где в ней расположено. Для того чтобы нам было понятнее, поместите себя в определенное место в комнате и назовите его нам. Например, вы будете сидеть на стуле у письменного стола или стоять у окна». В ходе описания участником комнаты ведущий должен задавать уточняющие вопросы относи­тельно расположения предметов в комнате, вынуждая детей исполь­зовать пространственные категории. Ведущий может задавать про­воцирующие вопросы типа: «Хорошо, кресло стоит справа от тебя. А по отношению к дивану, который находится, как ты сказал, на­против тебя, как расположено кресло?» Еще один вариант, услож­няющий это задание. — изменить условное местоположение субъек­та в комнате: «Хорошо, все очень интересно рассказали. Теперь я прошу каждого перейти (пересесть) в другое место комнаты и по­смотреть на свою комнату с другой позиции и рассказать нам.

Если это упражнение вызывает затруднения, можно предложить детям нарисовать в тетрадях план своей комнаты и рассказывать с опорой на план. Во второй и последующих пробах ребенку предлагается рассказывать по памяти, а план используется ведущим или другим участником для контроля описания, которое дает рассказчик.

Комментарии к занятию

Упражнения, предлагаемые в этом занятии, очень важны, так как они, по сути, являются не только развивающими, но и диагнос­тическими (особенно упражнение 2), поскольку суммируют знания и навыки, сформированные на предыдущих занятиях. Поэтому при затруднениях учащихся имеет смысл посвятить этому занятию до­полнительное время.

Занятие 6

Цели

- развитие пространственного восприятия;

- развитие пространственных представлений, навыков мыс­ленного перемещения и трансформации зрительных образов;

- формирование навыков схематического изображения про­странственного расположения предметов;

- развитие экспрессивной речи и графических навыков учащихся.

Упражнение 1. «Твой путь»

Цели:

- развитие пространственных представлений; формирование на­выков схематического изображения пространственных отноше­ний; развитие навыков мысленного перемещения и трансфор­мации зрительных образов; развитие экспрессивной речи.

Материалы:

учебные тетради, ручки или карандаши.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения

Данное упражнение является вариацией упражне­ния 2, предлагаемого на предыдущем занятия. Учащимся предлагается вспомнить и описать свой путь из дома в школу: что находится справа, слева, впереди — или остается позади на его пути. Уточняющие вопросы взрослого позволят использовать и дру­гие предлоги и наречия (над, под, перед, выше, ниже и т.п.). Упраж­нение выполняется в двух вариантах.

А) Один из учащихся, вспоминая, рассказывает, другой на дос­ке (или каждый ученик у себя в тетради) рисует эту схему движе­ния, используя условные обозначения для тех или иных предметов (если учащимся легче будет просто записывать словами, например: «дом», «парк», «переход»,—можно использовать такой вариант). При большой упрощенности описания ведущий задает уточняющие воп­росы. Таким образом уточняются все неточности и ошибки, кото­рые допускаются в ходе рассказа.

Желательно, чтобы все участники выступили в роли рассказчика.

Б) Детям предлагается описать обратный путь из школы домой. Когда один из участников рассказывает, опираясь только на свои представления, остальные контролируют правильность его расска­за, используя нарисованную ранее схему его движения.

Упражнение 2. «Въезд в новую квapmupy»

Цели:

- развитие пространственных представлений; формирование на­выков схематического изображения пространственных отноше­ний; развитие навыков мысленного перемещения образов пред­метов.

Материалы:

- заранее подготовленный ведущим список предметов мебели,

- учебные тетради, простые карандаши, ластики.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения

Ведущий объясняет суть предстоящей игры: «Сейчас я предлагаю вам въехать в новую квартиру. Представьте, что вы получили новую квартиру, купили мебель и сейчас нужно расставить ее в комнате. Чтобы не допускать лишних ошибок и не создавать себе проблем с перестановкой мебели, луч­ше, вначале попробовать разместить мебель на плане — подумать, как будет лучше. Список предметов мебели я вам сейчас зачитаю, для плана комнаты будем использовать чистую страницу в тетра­ди», — и зачитывает (записывает на доске) перечень предметов ме­бели: «Вы должны все эти вещи удобно разместить в комнате».

После того как все учащиеся выполнят задание, ведущий зна­комится с вариантами участников. Далее он сообщает о том, что об­стоятельства несколько изменились: «У вас — по каким причинам, придумайте сами (как правило, дети с удовольствием фантазируют и шутят на эту тему) — появились дополнительные деньги, и вы ре­шили сделать еще одну покупку, например, купить телевизор. Его нужно также разместить в вашей комнате — подумайте, где вы его поставите. Можно использовать чистую страницу, заново нарисо­вать план комнаты».

В конце упражнения проводится общее обсуждение предложен­ных планов, удачных находок и вариантов.

Комментарии к занятию

Как правило, пятое и шестое занятия занимают больше време­ни, чем им отведено в программе. Это связано как с объемностью самих заданий, так и с трудностями, которые испытывают дети при их выполнении. В то же время эти занятия являются подведением итогов первой части программы. Рекомендуется уделить им столько времени, сколько потребуется для полного освоения данных навы­ков учащимися, распределив нагрузку с учетом особенностей кон­кретных детей.

Наши рекомендации