Индивидуализация методов обучения
В нашем случае этот принцип предполагает:
• предварительный отбор и формирование коррекционных групп на основе сходства нарушений в развитии психических функций,
• формирование групп по уровню/глубине нарушений психических функций,
• малый состав групп (4-6 человек),
• индивидуальную работу с каждым ребенком при выполнении ряда коррекционных упражнений.
Индивидуализация темпов обучения.
Формирование однородных по характеру и уровню нарушений коррекционных групп предполагает обеспечение для каждого ученика темпов обучения, максимально адаптированных к его возможностям. При необходимости рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные занятия.
3. Максимальное использование игровых методов обучения.
Этот принцип работы вытекает, во-первых, из возрастных особенностей детей, во-вторых — из того, что задержка психического развития проявляет себя не только в недостаточности двигательной и познавательной сферы ребенка, но также в слабой познавательной мотивации, несформированности полноценной учебной деятельности. Использование игровой деятельности во время коррекционных занятий позволяет формировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка.
Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала.
Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию достижения успеха. Построение программы в плане последовательности развития отдельных навыков и операций отражает последовательность их формирования в онтогенезе. Поскольку упражнения программы постепенно усложняются, недостижение необходимого результата на каждом этапе приведет в конечном счете к фрустрации и отказу ребенка от участия в коррекционных занятиях.
Постоянный контроль формирования навыков.
Необходимо контролировать успешность выполнения каждого упражнения, поскольку освоение ребенком предлагаемых на данном занятии навыков — обязательное условие успешности выполнения последующих заданий и формирования положительной учебной мотивации.
Сценарий занятий
Вводное слово ведущего
На первом занятии ведущему следует объяснить детям смысл их встреч с психологом. Естественно, учащимся начальной школы не сообщается вся подоплека необходимости этих занятий, но положительная мотивация — необходимый компонент успешной деятельности.
Оставляя свободу для творчества, предлагаем общий вариант вступительного слова ведущего:
«Сегодня мы начинаем занятия, которые не совсем похожи на обычные школьные уроки. Мы с вами будем делать много интересного: играть, рисовать, загадывать и отгадывать загадки — причем загадки эти вы будете придумывать сами, проводить соревнования на сообразительность и внимательность. Наши встречи помогут вам лучше учиться, справиться с тем, что сейчас вызывает трудности. Оценок я ставить не буду.
Занятия будут проходить два раза в неделю. Вам нужно будет завести специальную тетрадь, приносить с собой ручку, простой и цветные карандаши. Желательно, чтобы тетрадь была в клеточку.
Сегодня у нас первое занятие и тетрадь нам не понадобится, но в следующий раз, пожалуйста, не забудьте, обязательно принесите тетрадь, ручку и карандаши».
Если дети не знакомы между собой, следует их представить друг другу, найдя в каждом участнике положительные, привлекательные черты.
Часть 1
Сформированность представлений о «схеме тела».
Я и пространство вокруг меня.
Занятие 1.
Цели:
-определение уровня владения основными пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве относительно субъекта;
- развитие представлений о «схеме тела»;
- освоение основных пространственных категорий;
- развитие способности сравнивать предметы и собственное тело по различным основаниям.
Упражнение 1
Цели:
· определить уровень ориентации в строении собственного тела;
· выявить степень владения понятиями «лево—право».
Материалы:
стулья или ковер, на котором можно рассадить детей.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
Используется свободное пространство комнаты. Упражнение предполагает развитие ориентировки каждого ребенка в строении собственного тела и тела другого человека и имеет несколько вариантов возрастающей сложности.
А) Ведущий: «Давайте сядем удобно, чтобы не мешать друг другу и чтобы я всех вас видел. (Можно посадить детей полукругом и сесть напротив них.) Сейчас я буду давать команды, а вы должны постараться точно и быстро
их выполнить. Задание несложное, думаю, что у всех оно получится. Итак, пожалуйста, поднимите вверх свою правую руку».
Дети выполняют задание, ведущий проверяет правильность выполнения. При наличии ошибки необходимо уточнить у ребенка; «Это действительно твоя правая рука? Давай все-таки определим точно, где у тебя правая рука, а где — левая».
При допущении ошибок и неуверенности в правильности своего выполнения дети обычно оглядываются на соседей и могут копировать их ошибочные действия. Если имеет место подобное поведение, следует попросить детей думать самостоятельно и не повторять чужие ошибки.
«Теперь поднимите вверх свою левуго руку.. Хорошо. Покажите, где у вас правая нога? Левая?»
Далее следует попросить детей показать у себя левое—правое (в случайном порядке называя определения «левое – правое») колено, ухо, глаз и т.д. Ведущий контролирует правильность выполнения команд.
Б) При успешном выполнении первого варианта ведущий предлагает более сложный вариант игры: "Хорошо, молодцы. А теперь покажите, пожалуйста, правой рукой левое колено. Левой рукой — левый глаз. Левой рукой — правое ухо», и т.д. Ведущий предлагает столько вариантов команд, сколько необходимо (пока не убедится, что дети освоили данное упражнение). Далее предлагается следующий вариант задания.
В) -А сейчас устроим небольшое соревнование. Я буду давать такие же команды, как и в предыдущем случае, но теперь играем на выбывание: кто ошибется — выбывает из игры, победителем окажется тот, кто сможет дольше всех точно выполнять команды. Готовы?» Этот вариант проводится единожды. Но если дети увлечены, можно повторить игру несколько раз — это позволит закрепить положительное отношение к занятиям и явится небольшим отдыхом для ребят.
Г) Это самый сложный вариант упражнения, предполагающий учет феномена зеркальности. Дети работают парами, сидя друг против друга. По команде взрослого они должны показать у партнера правую—левую руку, ногу, глаз, ухо и т.д.; можно также предложить детям сыграть в игру на выбывание ошибающихся пар.
Упражнение 2
Цели:
дать определение понятиям «выше—ниже», «впереди—сзади— сбоку», «дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже— шире»; помочь детям в овладении этими понятиями; сформировать умение сопоставлять различные предметы и части собственного тела по перечисленным выше основаниям.
Материалы:
все предметы, находящиеся в учебной комнате.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Упражнение также имеет несколько вариантов, ориентированных на постепенное «расширение» пространства, включенного в сферу деятельности детей.
А) Ведущий: «Сейчас я буду задавать вопросы и просить кого-либо из вас на них ответить. Остальные должны внимательно слушать отвечающего и, если он ошибется, подсказать правильный ответ. Внимательно слушайте вопрос:
- Какая часть тела у человека находится выше плеч? — Саша?
- Какие части тела расположены ниже колена?
- Что у человека находится сбоку?
- Какие части тела находятся сзади?
- Какие части тела у тебя уже, чем твоя рука?» — и т.д. Ведущий должен максимально варьировать вопросы, используя
понятия, перечисленные выше. В данном случае используется только «схема тела». Чтобы поддерживать внимание участников, вопросы нужно адресовать вразброс всем участникам игры и просить остальных уточнить и детализировать ответ того, к кому был обращен вопрос: «А что еще находится выше плеч? Что Саша не назвал?»
Б) В этом варианте используется помещение и предметы, которые в нем расположены. Усложняя задание, можно изменить положение субъекта (отвечающего ученика) в пространстве: повернуть его на 90°, 180°, поменять детей местами и т.п.
Ведущий: «Таня, опиши, пожалуйста, что в комнате расположено выше тебя?.. Дима, а что расположено ниже уровня твоих колен?.. Катя, что находится дальше, чем твоя рука?.. Маша, какие веши в комнате уже, чем запястье твоей руки?.. Саша, что расположено ближе к твоему лицу, чем твое колено?»—и т.д. Необходимо использовать в вопросах все понятия, заданные в разделе «Цели» упражнения. Если у ребенка возникают затруднения, следует прибегнуть к помощи остальных участников. Для того чтобы дети давали более разнообразные ответы, можно просить их перемещаться в пространстве комнаты.
Комментарии к занятию
Это первое занятие, и поэтому очень важно провести его в максимально игровой форме, увлечь детей возможностью соревнования. Положительным моментом занятия будет шутка, умение педагога прокомментировать ошибки учащихся в юмористической форме. Обязательно нужно в течение занятия хвалить детей за правильное выполнение упражнений, причем даже самые слабые участники не должны чувствовать себя ущемленными, независимо от числа удавшихся проб и попыток. Для участников, испытывающих трудности при ответе, нужно создать щадящие условия выполнения задания (отдельные или облегченные пробы, более медленный темп выполнения, повторные попытки и т.д.), причем обязательно добиться правильного выполнения, и тогда ребенок должен быть вознагражден заслуженным одобрением со стороны ведущего.
Занятие 2
Цели:
- помощь в освоении понятий «выше—ниже», «впереди—сзади— сбоку», «дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже— шире» и развитие (на материале внутреннего пространства учебной комнаты) умения применять эти понятия;
- диагностика и развитие способности определять местоположение предметов в пространстве относительно друг друга (независимо от положения субъекта), визуально сравнивать предметы по разным параметрам между собой;
- развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамматическими конструкциями, выражающими положение предметов в пространстве.
Упражнение 1
Цела:
- помочь детям освоить понятия «выше—ниже», «впереди—сзади—сбоку», -дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже—шире» на материале внутреннего пространства учебной комнаты, овладеть грамматическими конструкциями, включающими пространственные категории; развивать способность сравнивать предметы между собой.
Материалы:
предметы, находящиеся в комнате для занятий, и заранее подготовленные карточки с написанными на них понятиями, перечисленными в «Целях» упражнения (2-3 слова на каждой карточке).
Необходимое время: 15-20 минут.
Процедура проведения
Ведущий раздает участникам карточки с написанными на них понятиями и напоминает об упражнении, которым закончилось прошлое занятие: «В прошлый раз мы с вами отвечали на вопросы о том, что находится ближе—дальше, выше—ниже, впереди или сзади вас, Я задавал вам вопросы, а вы на них отвечали. Сегодня я предлагаю вам самим попробовать придумать такие вопросы.
У каждого из вас есть карточка, где написаны слова, с каждым словом нужно придумать как минимум один вопрос. Вы придумываете вопрос и сами выбираете того, кто должен на него ответить.
Можно немножко изменить вопросы, не обязательно соотносить предметы в комнате с местоположением человека. Попробуйте спросить о том, как расположены предметы по отношению друг к другу. Например, вопрос может прозвучать в такой форме: «Дима, что находится дальше стола, на котором лежит твоя тетрадь?» — а не просто: «Что находится дальше, чем твоя рука?"
В случае затруднений учащихся педагогу следует привести несколько дополнительных примеров, проиллюстрировав, как нужно выполнять задание: «Маша, какие вещи в комнате уже, чем поверхность этого стола?», «Какие предметы в комнате расположены выше нижней полки шкафа?», «Какие предметы в комнате длиннее, чем подоконник окна?» — и т.д.
Не следует вопрос, сформулированный по аналогии с заданием первого занятия, то есть в сопоставлении с человеческим телом, оценивать как ошибочный. Одобрив инициативу ученика, нужно все-таки попросить его сформулировать вопрос в форме, заданной в этот раз: «Хорошо, на этот твой вопрос Маша ответила. Попробуй теперь попросить Машу сравнить разные предметы между собой, не включая ее саму в круг этих предметов».
Упражнение 2
Цели:
- те же, что в упражнении 1.
Материалы:
предметы, расположенные в учебной комнате.
Необходимое время:20 минут.
Процедура проведения
Ребятам предлагается придумать загадки. Каждый из участников должен выбрать в комнате какой-либо предмет (загадать) и, не называя его, описать его месторасположение и размеры относительно других вещей в комнате. Остальные участники должны догадаться, какой предмет имеется в виду. Если описание слишком схематично или неточно, ведущий должен помочь описать положение предмета точнее с помощью наводящих вопросов.
Ведущий: «Сейчас мы будем придумывать загадки. Каждый из вас должен будет загадать какой-либо предмет в комнате и, не называя его, описать, где расположен этот предмет: ближе, дальше других вещей, больше или меньше он тех или иных предметов. Первую загадку загадаю я: "Этот предмет расположен дальше учительского стола, но ближе книжного шкафа. Он ниже, чем подоконник, но выше нижнего ящика шкафа, он шире, чем подоконник, и стоит слева от него. Что это?"»
Если позволяет время, можно попросить детей сформулировать 2-3 таких загадки. Для более старших ребят удобен вариант письменной формулировки загадок с дальнейшей их корректировкой после обсуждения в группе.
Комментарии к занятию
Упражнения, предлагаемые во втором занятии, достаточно сложны для детей с нарушениями зрительно-пространственного восприятия. Отдельная трудность для них — словесные формулировки, поскольку, как правило, речь у таких детей не очень развита. Чем более детализированы ответы учащихся, чем больше сопоставлений приводят они в своем ответе, тем выше оценивается результат.
Важно добиться положительного выполнения заданий, даже если это потребует дополнительного времени.
Занятие 3
Цели
- определение умения понимать и использовать предлоги и предложные конструкции, отражающие расположение предметов в пространстве, и развитие этого умения;
- развитие способности описывать положение предметов в пространстве относительно друг друга;
- развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамматическими конструкциями, выражающими пространственную локализацию предметов.
Упражнение 1
Цели:
- определение уровня владения предлогами «в», «на», «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «около», «возле» и т.д.; развитие речевых навыков использования предложных конструкций.
Материалы:
ручка, карандаш, ластик, ключи, конфета, спичечная коробка,
игрушки и другие мелкие предметы.
Необходимое время:
20 минут.
Процедура проведения
Мелкие предметы в беспорядке разложены на столе, за которым сидят все участники. Упражнение имеет несколько вариантов.
A) Ведущий: «Сейчас я буду загадывать каждому из вас загадки о предметах, которые лежат на этом столе. Вы должны отгадать, какой предмет я имею в виду. Итак:
- Саша, какой предмет лежит под спичечной коробкой?
- Какой предмет находится возле карандаша и выглядывает из-под тетради?» — и т.д. Вопросы задаются вразброс всем участникам, используется максимальное количество предлогов.
Б) Ведущий меняет формулировку вопросов: «А теперь, Саша, скажи, где лежит лист бумаги?» Необходимо с помощью уточняющих вопросов добиться того, чтобы ученик в ответе использовал несколько предлогов, определяющих положение листа бумаги относительно разных предметов: лист бумаги лежит настоле, подтетрадью, околоручки, заластиком и т.д.
B) Ведущий предлагает учащимся попробовать использовать предлоги при описании расположения предметов в комнате. Для этого каждому участнику — письменно на листочке бумаги или «на ушко» — задается конкретный предмет (стол, книга, горшок с цветами и т.д.) и предлагается рассказать, где он расположен. Остальные участники по данному описанию должны догадаться, о каком предмете идет речь. Участники могут задавать автору описания местонахождения и признаков предмета уточняющие вопросы — об этом нужно специально предупредить детей.
Упражнение 2. «Клад»
Цели:
- развитие восприятия расположения предметов в пространстве;
- развитие экспрессивной речи учащихся.
Материалы:
- в пространстве предметы, расположенные в учебной комнате, любые небольшие предметы.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения
Упражнение «Клад» проводится в виде игры в двух вариантах.
А). Ведущий называет исполнителя (все участники поочередно должны побывать в этой роли), который на короткое время выходит из комнаты. В его отсутствие ведущий на глазах остальных участников прячет в комнате какой-нибудь привлекательный для детей предмет, который может остаться у ребенка в качестве подарка. Возвращают в комнату «искателя клада», и он, подчиняясь вербальным командам взрослого, должен найти спрятанный предмет. Ведущий должен в своей речи максимально использовать наречия и предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов. Можно даже преднамеренно усложнить маршрут к «кладу». Например: «Иди до первого стула слева от тебя. Возле него поверни налево. Перешагни через портфель. Возьми стул, который стоит ближе к шкафу. Поставь его сзади себя и иди прямо. Между третьим и четвертым столами под стулом, который стоит дальше от тебя...»— и т.д. Остальные участники группы следят за правильностью исполнения команд ведущего.
Б) Если это будет посильно для участников группы, можно предложить им выступить в роли ведущего. В этом случае вербальные команды дает один ребенок другому. Взрослый осуществляет пассивный контроль.
Комментарии к занятию
Продуктивность данного занятия зависит от полноты использования вербальных пространственных конструкций. Ведущая роль в этом принадлежит взрослому — именно он должен продемонстрировать учащимся богатство речевых форм, способных описать положение предмета в окружающем мире.
Занятие 4
Цели
- развитие сомато-пространственных действий; развитие восприятия пространственного расположения предметов;
- развитие пространственных представлений;
- формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики.
Упражнение 1. «Делай, как я»
Цель:
- развитие сомато-пространственных действий.
Материалы:
специальных материалов не требуется.
Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения
Участники должны так расположиться в комнате, чтобы не мешать друг другу и видеть ведущего. Ведущий показывает симметричные и асимметричные движения а) рук, б) кистей, в) пальцев. Дети должны безошибочно повторить эти движения за ведущим. После того как дети освоят условия выполнения упражнения, можно предложить им сыграть в игру на выбывание: тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
Упражнение 2. «Искатели клада»
Цели:
- развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов.
Материалы:
- учебная тетрадь, ручка или карандаш, какие-либо небольшие предметы.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения
Игра «Клад» проводится с использованием плана учебной комнаты. Ведущий предлагает детям в тетрадях на отдельной странице нарисовать план комнаты со всеми предметами мебели в ней. После того как ребята справятся с этим заданием (в необходимых случаях с помощью педагога), один из участников — «искатель клада» — выходит из комнаты, другой ученик прячет в комнате какой-либо предмет и отмечает на плане в тетради отсутствующего ученика место, где спрятан предмет. После этого в комнату приглашается первый участник; он должен сориентироваться в своем плане и определить, где находится спрятанный предмет.
Все участники поочередно должны побывать и в роли водящего, и в роли «искателя клада». Взрослый осуществляет пассивный контроль.
Комментарии к занятию
В этом занятии акцент сделан, во-первых, на развитии координации собственных движений и действий — важно, чтобы дети освоили выполнение сложных асимметричных действий.
Во-вторых, в упражнении 2 основным является развитие пространственных представлений (образа комнаты), умения отразить эти представления на бумаге и «читать» план комнаты.
Занятие 5
Цели
- развитие сомато-пространственных действий и освоение слов, их обозначающих;
- развитие пространственного восприятия расположения предметов;
- развитие пространственных представлений;
- формирование навыков мысленного перемещения зрительных образов;
- развитие экспрессивной речи учащихся.
Упражнение 1. «Зарядка»
Цель:
- развитие сомато-пространственных действий, освоение их словесного обозначения.
Материалы:
- специальных материалов не требуется.
Необходимое время: 10-15 минут.
Процедура проведения
Детям предлагается игра «Зарядка». Участникам нужно напомнить, как выполнялось упражнение 1 «Делай, как я» на предыдущем занятии. Однако ведущий оговаривает: «Только сегодня я уже не буду показывать вам различные движения, как в прошлый раз, а просто буду давать словесные команды, которые вы должны будете выполнить не ошибаясь. Например, я скажу: "Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед". Сделайте это, пожалуйста. Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу. Напоминаю, что неразумно копировать чужие ошибки, — лучше, если каждый будет думать самостоятельно». После инструкции ведущий предлагает разные команды, все более усложняющиеся, на движение рук, кистей и пальцев. Например:
- Поверните кисть правой руки ладонью ко мне, а левую — ребром ладони ко мне.
- Покажите мне второй и пятый пальцы правой руки и первый палец левой.
После того как дети освоятся в условиях задания, возможен вариант игры на выбывание тех, кто допускает ошибку.
Упражнение 2. «Где что находится?»
Цели:
- развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений и навыков мысленного перемещения зрительных образов; развитие экспрессивной речи учащихся.
Материалы:
- подготовленные заранее сюжетные картинки либо репродукции известных живописных полотен по количеству участников.
Время: 25 минут.
Процедура проведения
Упражнение «Где что находится?" выполняется в двух вариантах.
А) Каждый участник группы получает рисунок. Общая инструкция ведущего: Рассмотрите внимательно свои картинки, сейчас каждый из вас должен будет рассказать как можно подробнее, что изображено на его рисунке». После некоторой паузы, необходимой для того, чтобы дети сориентировались в предложенном материале, ведущий предлагает начать первому из участников. Задача ведущего так строить уточняющие вопросы, чтобы учащийся в своем описании использовал понятия, дающие представление о пространственном положении предметов (материал предыдущих занятий) и соотносил между собой расположение как можно большего числа изображенных на рисунке предметов.
Б) Инструкция ведущего: «А сейчас, пожалуйста, постарайтесь как можно точнее вспомнить свою комнату (дом, класс) и расскажите нам, как она выглядит, что и где в ней расположено. Для того чтобы нам было понятнее, поместите себя в определенное место в комнате и назовите его нам. Например, вы будете сидеть на стуле у письменного стола или стоять у окна». В ходе описания участником комнаты ведущий должен задавать уточняющие вопросы относительно расположения предметов в комнате, вынуждая детей использовать пространственные категории. Ведущий может задавать провоцирующие вопросы типа: «Хорошо, кресло стоит справа от тебя. А по отношению к дивану, который находится, как ты сказал, напротив тебя, как расположено кресло?» Еще один вариант, усложняющий это задание. — изменить условное местоположение субъекта в комнате: «Хорошо, все очень интересно рассказали. Теперь я прошу каждого перейти (пересесть) в другое место комнаты и посмотреть на свою комнату с другой позиции и рассказать нам.
Если это упражнение вызывает затруднения, можно предложить детям нарисовать в тетрадях план своей комнаты и рассказывать с опорой на план. Во второй и последующих пробах ребенку предлагается рассказывать по памяти, а план используется ведущим или другим участником для контроля описания, которое дает рассказчик.
Комментарии к занятию
Упражнения, предлагаемые в этом занятии, очень важны, так как они, по сути, являются не только развивающими, но и диагностическими (особенно упражнение 2), поскольку суммируют знания и навыки, сформированные на предыдущих занятиях. Поэтому при затруднениях учащихся имеет смысл посвятить этому занятию дополнительное время.
Занятие 6
Цели
- развитие пространственного восприятия;
- развитие пространственных представлений, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;
- формирование навыков схематического изображения пространственного расположения предметов;
- развитие экспрессивной речи и графических навыков учащихся.
Упражнение 1. «Твой путь»
Цели:
- развитие пространственных представлений; формирование навыков схематического изображения пространственных отношений; развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов; развитие экспрессивной речи.
Материалы:
учебные тетради, ручки или карандаши.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения
Данное упражнение является вариацией упражнения 2, предлагаемого на предыдущем занятия. Учащимся предлагается вспомнить и описать свой путь из дома в школу: что находится справа, слева, впереди — или остается позади на его пути. Уточняющие вопросы взрослого позволят использовать и другие предлоги и наречия (над, под, перед, выше, ниже и т.п.). Упражнение выполняется в двух вариантах.
А) Один из учащихся, вспоминая, рассказывает, другой на доске (или каждый ученик у себя в тетради) рисует эту схему движения, используя условные обозначения для тех или иных предметов (если учащимся легче будет просто записывать словами, например: «дом», «парк», «переход»,—можно использовать такой вариант). При большой упрощенности описания ведущий задает уточняющие вопросы. Таким образом уточняются все неточности и ошибки, которые допускаются в ходе рассказа.
Желательно, чтобы все участники выступили в роли рассказчика.
Б) Детям предлагается описать обратный путь из школы домой. Когда один из участников рассказывает, опираясь только на свои представления, остальные контролируют правильность его рассказа, используя нарисованную ранее схему его движения.
Упражнение 2. «Въезд в новую квapmupy»
Цели:
- развитие пространственных представлений; формирование навыков схематического изображения пространственных отношений; развитие навыков мысленного перемещения образов предметов.
Материалы:
- заранее подготовленный ведущим список предметов мебели,
- учебные тетради, простые карандаши, ластики.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Ведущий объясняет суть предстоящей игры: «Сейчас я предлагаю вам въехать в новую квартиру. Представьте, что вы получили новую квартиру, купили мебель и сейчас нужно расставить ее в комнате. Чтобы не допускать лишних ошибок и не создавать себе проблем с перестановкой мебели, лучше, вначале попробовать разместить мебель на плане — подумать, как будет лучше. Список предметов мебели я вам сейчас зачитаю, для плана комнаты будем использовать чистую страницу в тетради», — и зачитывает (записывает на доске) перечень предметов мебели: «Вы должны все эти вещи удобно разместить в комнате».
После того как все учащиеся выполнят задание, ведущий знакомится с вариантами участников. Далее он сообщает о том, что обстоятельства несколько изменились: «У вас — по каким причинам, придумайте сами (как правило, дети с удовольствием фантазируют и шутят на эту тему) — появились дополнительные деньги, и вы решили сделать еще одну покупку, например, купить телевизор. Его нужно также разместить в вашей комнате — подумайте, где вы его поставите. Можно использовать чистую страницу, заново нарисовать план комнаты».
В конце упражнения проводится общее обсуждение предложенных планов, удачных находок и вариантов.
Комментарии к занятию
Как правило, пятое и шестое занятия занимают больше времени, чем им отведено в программе. Это связано как с объемностью самих заданий, так и с трудностями, которые испытывают дети при их выполнении. В то же время эти занятия являются подведением итогов первой части программы. Рекомендуется уделить им столько времени, сколько потребуется для полного освоения данных навыков учащимися, распределив нагрузку с учетом особенностей конкретных детей.