Анализ эффективности программ привлечения

Розничному предприятию мало иметь разработанную систему повышения лояльности – нужны средства контроля за ее эффективностью. Необходимые статистические данные должны накапливаться в системе управления. Причем в дальнейшем руководство сможет получить анализ эффективности системы, выраженный в денежном эквиваленте и в увеличении количества клиентов. Для этого в системе создаются различные отчеты, показывающие динамику изменения статистических данных как в табличном, так и в графическом виде.

Проблема состоит в анализе достаточно разнородных по своей природе данных: не всегда даже понятно, что именно анализировать и есть ли хоть какая-то взаимосвязь между проводимой программой удержания клиентов и колебаниями оборотов, объемов продаж и т.д. Однако существует несколько методов, которые применяют на практике наиболее активно и ранжируют их по степени сложности: от простого статистического анализа, затем OLAP-технологии (конструктор отчетов) до экзотических методов – кластеризации (поиск закономерностей в поле данных и объединение сходных групп реакции потребителей в кластеры исходя из набора признаков) и анализа методами генетических алгоритмов (представление вариантов решения проблемы увеличения потребительской лояльности кодируется в цепочку чисел «генокод»).

Информационная система поддержки решений

Все вышесказанное может быть реализовано только в случае параллельной разработки стратегии повышения потребительской лояльности и информационной системы. Система должна:

- вести статистику взаимоотношений с клиентами;

- идентифицировать их по разработанному на этапе консалтинга алгоритму;

- предлагать методы поощрения клиента в соответствии с действующими программами стимулирования потребителей.

Поиск информации о клиенте должен быть быстрым, информация – полной. Кроме того, необходима возможность регулирования методики воздействия на потребителей без изменения в системе. В случае интеграции системы с существующей или разрабатываемой комплексной системой управления возможен анализ влияния проводимых программ привлечения на рост продаж, оборотов и в конечном итоге – на прибыль.

Задачи

Задача 1

Проанализировать фактическую обеспеченность населения города розничной торговой сетью и определить потребность в ней на конец планового периода на основе следующих данных (табл. 1-9).

1.Численность населения города показана в табл. 1.

Таблица 1

Показатель Вариант
Численность населения города на начало планируемого периода, тыс. чел.
Ожидаемый прирост населения к концу планируемого периода, %

2.Фактическое наличие в городе розничной торговой сети на начало планового периода приведено в табл. 2, м2

Таблица 2

Тип магазинов Вариант
Кол-во магазинов в них торг. площ. Кол-во магазинов в них торг. площ. Кол-во магазинов в них торг. площ.
Всего магазинов Из них:
Продовольственные В том числе:
универсамы - -
гастрономы - - - -
хлебокондитерские
кондитерские
овощи-фрукты
мясные
рыбные
продуктовые
Непродовольственные В том числе:
универмаги
товары для детей - - - -
товары для молодежи - - - -
одежда
обувь
ткани
галантерея, парфюмерия
хозяйственные товары
мебель
радиотовары - -
ювелирные изделия и часы - -
товары для спорта и туризма - -
книги

3. Фактическая торговая площадь в магазинах города распределяется по товарным группам на начало планового периода следующим образом (табл. 3, м2).

Таблица 3

Товарная группа Вариант  
 
Всего магазинов Из них:  
Продовольственные В том числе:  
хлеб  
бакалея  
кондитерские товары  
мясо  
рыба  
молочные продукты  
гастрономия  
винно-водочные изделия  
пиво, безалкогольные напитки
овощи
фрукты
дополнительные услуги
Непродовольственные В том числе:
ткани
одежда, головные уборы и белье
обувь
трикотажные изделия
галантерея, парфюмерия
хозяйственные товары
культтовары
спорттовары
книги
мебель
прочие непродовольственные товары
дополнительные услуги
               

4. В планируемом периоде предусматривается уменьшение розничных торговых предприятий вследствие сноса ветхих помещений и ликвидации магазинов из-за реконструкции улиц и площадей (табл. 4).

Таблица 4

Магазины Варианты
Кол- во магазинов В них торг. площ., м2 Кол- во магазинов В них торг. площ., м2 Кол- во магазинов В них торг. площ., м2
Хлебобулочные
Бакалейные
Плодоовощные - - - -
Хозяйственных товаров - -
Книжные - - - -
Обувные - - - -
Итого

5. С целью дальнейшей специализации непродовольственных магазинов и универсализации продовольственной торговли в плановом периоде в городе намечается изменение торговых площадей по товарным группам в размерах, указанных в табл. 5, м2.

Таблица 5

Товарная группа Вариант
Рост Сокращение Рост Сокращение Рост Сокращение
Продовольственные товары В том числе:
хлебобулочные - - -
плодоовощные - - -
гастрономические и винно-водочные - - -
мясные и рыбные - - -
Непродовольственные товары В том числе: - - -
ткани - - -
хозяйственные товары - - - -
галантерея и парфюмерия - - -

6. В плановом периоде предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию крупных универсальных магазинов со следующей структурой торговой площади по отдельным товарным группам (табл. 6, % к итогу).

Таблица 6

Товарная группа Удельный вес по всей торговой площади универмагов
Вариант
1650 м2 2150 м2 3500 м2
Ткани
Швейные изделия и головные уборы
Обувь
Культтовары
Трикотажные изделия
Галантерея и парфюмерия
Спорттовары
Хозяйственные товары
Прочие непродовольственные товары
Итого

7. В планируемом периоде предусматривается разместить часть новой торговой площади магазинов, встроенных в первые этажи жилых домов, так, как указано в табл. 7.

Таблица 7

Вид торговой сети Вариант
Кол-во магазинов В них торг. площ., м2 Кол-во магазинов В них торг. площ., м2 Кол-во магазинов В них торг. площ., м2
Продовольственные
Непродовольственные
Итого

Остальная часть новой торговой площади в городе в плановом периоде будет размещена в отдельно стоящих зданиях магазинов, включая промтоварные универсальные.

8. В новых магазинах намечается структура торговых площадей, приведенная в табл. 8, %.

Таблица 8

Товарная группа   Вариант
В специализированных магазинах В смешанных магазинах В специализированных магазинах В смешанных магазинах В специализированных магазинах В смешанных магазинах
Продовольственные товары
Хлебобулочные
Бакалейные
Мясные и рыбные
Плодоовощные
Молочные
Кондитерские
Гастрономические и винно-водочные
Прочие
Непродовольственные товары
Ткани - -
Швейные изделия и головные уборы - -
Обувь - -
Трикотажные изделия - - -
Галантерея и парфюмерия - -
Хозяйственные товары - -
Культтовары - -
Спорттовары - -
Книги - - -
Мебель - - -
Прочие - -

9. При расчетах необходимо использовать следующую классификацию предприятий:

Универсальный магазин – магазин, реализующий универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Универмаг – магазин, имеющий торговую площадь в городской торговле от 2500 м2, в сельской торговле – от 650 м2 и осуществляющий реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента.

Универмаг «Детский мир» – магазин, имеющий торговую площадь от 2500 м2 и осуществляющий реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей.

Гипермаркет – магазин, имеющий торговую площадь от 5000 м2, осуществляющий реализацию продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания.

Магазин-склад – магазин, имеющий торговую площадь от 650 м2, осуществляющий реализацию универсального ассортимента продовольственных и (или) непродовольственных товаров методом самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению.

Универсам (супермаркет) – магазин, имеющий торговую площадь от 400 м2, осуществляющий реализацию продовольственных товаров универсального ассортимента и непродовольственных товаров частого спроса преимущественно методом самообслуживания.

«Гастроном» – магазин с торговой площадью от 400 м2, осуществляющий реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей.

«Продукты» (мини-маркет) – магазин с торговой площадью от 18 м2, осуществляющий реализацию ограниченного ассортимента продовольственных товаров.

Дом торговли – магазин, имеющий торговую площадь от 1000 м2, осуществляющий реализацию товарных комплексов предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин.

«Промтовары» – магазин с торговой площадью от 18 м2, осуществляющий реализацию ограниченного ассортимента непродовольственных товаров.

«Товары повседневного спроса» – магазин, имеющий торговую площадь от 100 м2, осуществляющий реализацию ограниченного ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса.

Специализированный магазин – магазин, реализующий одну группу товаров или ее часть.

Неспециализированный магазин – магазин с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – магазин, реализующий несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

Комиссионный магазин – магазин, осуществляющий продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

См. прил. 1: Требования к магазинам различных типов.

10. Нормативы торговой площади в расчете на 1 тыс. жителей города в разрезе товарных групп (в табл. 9, м2).

Таблица 9

Группа товаров Всего В том числе в магазинах
местного значения общегородского значения
Хлеб 5,4 4,5 0,9
Бакалея 8,1 0,9
Кондитерские товары 4,9 2,1
Мясо 6,9 1,1
Рыба 2,8 1,2
Молочные продукты
Гастрономия 11,8 4,2
Винно-водочные изделия 0,6 1,4
Пиво, безалкогольные напитки 1,6 1,4
Овощи 9,6 8,8 0,8
Фрукты
Дополнительные услуги
Итого продовольственные товары
Ткани -
Одежда 21,7 0,9 20,8
Белье 4,6 1,6
Чулки, носки 0,8 1,2
Белье столовое, постельное, одеяла 2,1 0,3 1,8
Головные уборы 1,3 - 1,3
Обувь 9,4 1,5 7,9
Галантерея 7,5 5,1 2,4
Парфюмерия 4,0 2,9 1,1
Мебель 8,5 - 8,5
Посуда и предметы домашнего обихода 9,5 6,3 3,2
Бытовые машины 4,7 - 4,7
Электротовары 4,2 2,7 1,5
Хозяйственные товары 4,5 2,9 1,6
Химия, бытовая химия 2,5 0,5
Строительные и сантехнические товары 3,5 - 3,5
Радиотовары -
Музыкальные товары 2,3 - 2,3
Фототовары
Ювелирные изделия и часы 1,5   1,5
Канцелярские товары 3,3 2,1 1,2
Автомобили  
Книги 6,9 2,6 4,3
Игрушки 4,1 2,7 1,4
Спорттовары 7,6 2,5 5,1
Прочие 3,3 2,1 1,2
Дополнительные услуги  
Итого непродовольственные товары
Всего

Методические указания к решению задачи 1

1. Общая потребность населения города в розничной сети на конец планового периода рассчитывается нормативным методом – умножением нормативов на количество тысяч жителей. Такие расчеты производятся в целом по розничной торговой сети, выраженной в квадратных метрах площади по продовольственным, непродовольственным товарам и в разрезе важнейших групп товаров.

2. Необходимый прирост торговой площади в целом и по группам товаров в магазинах, намеченных к вводу в действие в планируемом периоде, определяется по формуле:

Нтп = Отп – Дтп + Стп + Итп ,

где Ртп – прирост торговой площади в магазинах; Отп – общая потребность населения города в торговой площади на конец планового периода; Дтп – фактическая торговая площадь в действующих магазинах на начало планового периода; Стп – уменьшение размера торговой площади в магазинах в планируемом периоде за счет сноса ветхих зданий и реконструкции улиц и площадей города; Итп – изменение структуры площадей действующих магазинов (уменьшение (–) площади по одним группам товаров и увеличение (+) по другим). Такие изменения происходят за счет переспециализации магазинов.

На основании вышеприведенных данных необходимо:

1. Рассчитать фактическую обеспеченность населения города розничной торговой сетью на начало планового периода и дать ее критический анализ в целом, по продовольственным, непродовольственным товарам и в разрезе товарных групп в расчете на 1000 жителей

2. Сопоставить фактическую и нормативную обеспеченность населения торговой площадью и дать соответствующие заключения по всей торговой площади и в разрезе товарных групп.

3. Рассчитать общую потребность для населения города в розничной сети на конец планируемого периода в целом и по товарным группам.

4. Распределить вновь вводимые в строй магазины по товарному профилю и размерам торговой площади на конец планируемого периода с учетом данных прил. 1.

Задача 2

АНАЛИЗ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ГОРОДА

Цель задания. Разобрать ситуацию, сложившуюся в специализации розничной сети города. Численность населения города 383 тыс. чел.

Розничная торговая сеть – это совокупность всех пунктов продажи потребительских товаров. Планирование торговой сети базируется на отборе и использовании оптимальных для данных условий типов магазинов. Тип магазина определяется товарным профилем (специализацией) и размером торговой площади магазина.

Ведущими направлениями специализации являются установление профиля магазина по товарному признаку или по комплектности покупки (потребления) товаров

В основу развития розничной торговой сети положены два принципа:

- максимальное приближение продажи продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса к местам проживания;

- концентрация продажи товаров технически сложного ассортимента, длительного пользования, а также изделий легкой промышленности преимущественно в специализированных магазинах, универмагах и торговых центрах

Методические указания к решению задачи 2

1. Рассчитать фактический уровень обеспеченности торговыми площадями в целом по городу и по группам товаров на 1 000 человек.

Результаты расчетов оформить в таблице.

Товарные группы Норматив торговой площади на 1000 чел, кв.м. Фактическая торговая площадь на 1000 чел, кв.м. Уровень обеспеченности, %
       

2.Проанализировать магазины по размерам торговой площади и специализации и сопоставить их с рекомендуемыми.

3. Сопоставить показатели фактического распределения торговой площади по магазинам различного уровня специализации с рекомендациями по рациональному составу сети (приложение 7) по форме

4. Разработать план мероприятий по совершенствованию структуры сети.

5. Разработать предложения по строительству отсутствующих в городе магазинов. Для разработки предложений по новому строительству необходимо рассчитать прирост торговых площадей по формуле:

П1 = Ч * Сф1 – Пф1 (1-к),

где П1 – прирост торговых площадей по товарной группе товаров, кв.м.;

Ч – численность населения города, тыс. чел.; Сф1 - норматив потребности в развитии розничной торговой сети по группе товаров, кв.м. на тыс. чел. (приложение); Пф1 – фактическая торговая площадь магазинов, кв.м.;

К – коэффициент выбытия из сети.

На основе показателей прироста торговой площади подбирают типы магазинов.

Для упрощения задачи расчет потребности в торговых площадях и прирост сети магазинов можно производить в целом по непродовольственным товарам.

Состав сети магазинов в городе.

Ассортиментный профиль магазина Торговая площадь магазина, кв.м. В том числе
Ткани Ткани (250), белье столовое, постельные одеяла (50)
Ткани Ткани (250), белье столовое, постельные одеяла (30)
Ткани Ткани (140), белье столовое, постельные одеяла (17)
Шерстяные и шелковые Ткани (100), белье столовое, постельные одеяла (10)
Ткани Ткани (230)
Женская одежда Одежда кроме детской (500), детская одежда (100), белье (30), головные уборы (20), чулки-носки (20), галантерея (30)
Одежда Одежда кроме детской (400), детская одежда (50), белье (20), чулки-носки (30)
Женская одежда Одежда кроме детской (200), детская одежда (30), белье (10), головные уборы (20), чулки-носки (10), галантерея (10)
Мужская одежда Одежда кроме детской (200), белье (30), головные уборы (20), чулки-носки (20), галантерея (20), парфюмерия (10)
Одежда Одежда кроме детской (400), детская одежда (50), белье (30), белье столовое, постельные одеяла (15), головные уборы (30), чулки-носки (7)
Обувь Обувь кроме детской (170), обувь детская (30)
Женская обувь Обувь кроме детской (150), обувь детская (20)
Детская обувь Обувь детская (120)
Обувь Обувь кроме детской (300), обувь детская (57)
Домашняя обувь Обувь кроме детской (400), обувь детская (116)
Обувь Обувь кроме детской (109), обувь детская (70)
Головные уборы и меха Одежда кроме детской (38), головные уборы (25)
Спортивные товары Одежда кроме детской (40), белье (30), чулки-носки (10), обувь кроме детской (50), спорт. товары (350), услуги (20)
Велосипеды и мотоциклы Спорт. товары (280), услуги (20)
Спорттовары Одежда кроме детской (20), белье (10), чулки-носки (12), обувь кроме детской (10), спорттовары (100)
Спорттовары Одежда кроме детской (30), обувь кроме детской (19), спорттовары (70)
Товары для детей Детская одежда (70), белье (30), белье столовое, постельные одеяла (20), головные уборы (25), чулки-носки (15), галантерея (20), парфюмерия (15), канц.товары (10), игрушки (30), спорттовары (15), услуги (20), обувь детская (100)
Малыш Детская одежда (76), белье (25), белье столовое, постельные одеяла (10), головные уборы (17), чулки-носки (15), галантерея (10), парфюмерия (10), канц.товары (10), игрушки (20), спорттовары (15), обувь детская (30)
Детская одежда Детская одежда (50), белье (30), белье столовое, постельные одеяла (10), головные уборы (20), чулки-носки (10), галантерея (10)
Электротовары Бытовые машины, приборы (150), электротовары (300), услуги (19)
Детская обувь Детская обувь (73)
Культтовары Радиотовары (70), муз. товары (30), фототовары (30), канцтовары (45), игрушки (45), услуги (10)
Канцтовары Канцтовары (97)
Канцтовары Канцтовары (63)
Культтовары Радиотовары (100), муз. товары (40), фототовары (50), канцтовары (90), игрушки (80), услуги (10)
Ювелирные изделия Ювелирные изделия и часы (230)
Часы Ювелирные изделия и часы (87)
Дом игрушек Игрушки (197)
Радиотовары Радиотовары (180), услуги (14)
Юный техник Строительные и сантехнические товары (50), радиотовары (74)
Хозяйственные товары Посуда и предметы домашнего обихода (50), хоз. товары (40), товары бытовой химии (20)
Хозяйственные товары Посуда и предметы домашнего обихода (50), хоз. товары (80)
Хозяйственные товары Посуда и предметы домашнего обихода (30), хоз. товары (30), товары бытовой химии (15), эл. товары (7), строительные и сантехнические товары (15)
Хозяйственные товары Посуда и предметы домашнего обихода (80), хоз. товары (100), товары бытовой химии (17), эл. товары (20)
Инструменты Хоз. товары (50), бытовая химия (15)
Посуда Посуда и предметы домашнего обихода (79)
Хозяйственные товары Посуда и предметы домашнего обихода (75), хоз. товары (80), товары бытовой химии (50), эл. товары (7)
Стекло, хрусталь Посуда и предметы домашнего обихода (57)
Хозяйственные товары Посуда и предметы домашнего обихода (100), хоз. товары (120), бытовые машины, приборы (70), эл. товары (24)
Бытовая химия Товары бытовой химии (65)
Строительные товары Строительные и сан. Технические товары (200), услуги (15)
Мебель (всего 6 магазинов) Мебель (1968)
Грампластинки Муз. товары (75)
Дом торговли Ткани (60), одежда кроме детской (500), детская одежда (100), белье (40), белье столовое, постельные одеяла (30), головные уборы (30), чулки-носки (30), обувь кроме детской (50), галантерея (60), парфюмерия (50), услуги (10), обувь детская (40)
Детский мир Детская одежда (350), белье (75), белье столовое, постельные одеяла (50), головные уборы (20), чулки-носки (30), галантерея (40), парфюмерия (30), фототовары (26), канцтовары (55), игрушки (125), спорттовары (40), услуги (39), обувь детская (120)
Универмаг Ткани (240), одежда кроме детской (800), детская одежда (300), белье (140), белье столовое, постельные одеяла (100), головные уборы (70), чулки-носки (60), обувь кроме детской (300), галантерея (120), парфюмерия (60), посуда, предметы домашнего обихода (140), бытовые машины, приборы (240), электротовары (50), хоз.товары (70), товары бытовой химии (30), радиотовары (200), муз. товары (130), фототовары (50), ювелирные изделия и часы (75), канцтовары (60), игрушки (80), спорттовары (220), услуги (63), обувь детская (100)
Неспециализированные непродовольственные 34 магазина Ткани (290), одежда кроме детской (600), детская одежда (390), белье (400), белье столовое, постельные одеяла (200), головные уборы (270), чулки-носки (260), обувь кроме детской (300), галантерея (100), парфюмерия (140), радиотовары (150), муз. товары (200), фототовары (140), игрушки (300), спорттовары (250),

При разработке плана развития сети города необходимо использовать следующую классификацию предприятий:

Универсальный магазин – магазин, реализующий универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Универмаг – магазин, имеющий торговую площадь в городской торговле от 2500 кв.м. и в сельской торговле от 650 кв.м. осуществляющий реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента.

Универмаг «Детский мир» - магазин, имеющий торговую площадь от 2500 кв.м., осуществляющий реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей.

Магазин-склад – магазин, имеющий торговую площадь от 650 кв.м., осуществляющий реализацию универсального ассортимента продовольственных и (или) непродовольственных товаров методом самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (предпринимателям) для последующей перепродажи или использования в мелком производстве или оказания услуг населению.

Дом торговли – магазин, имеющий торговую площадь от 1000 кв.м., осуществляющий реализацию товарных комплексов предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин.

«Промтовары» - магазин с торговой площадью от 18 кв.м., осуществляющий реализацию ограниченного ассортимента непродовольственных товаров.

«Товары повседневного спроса» - магазин, имеющий торговую площадь от 100 кв.м., осуществляющий реализацию ограниченного ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса.

Специализированный магазин – магазин, реализующий одну группу товаров или часть ее

Неспециализированный магазин – магазин с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – магазин, реализующий несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности Комиссионный магазин – магазин, осуществляющий продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

При этом пользуются требованиями к магазинам различных типов (приложение 1).

Нормативы торговой площади в расчете на 1 тыс. жителей города в разрезе товарных групп , кв.м.

  Группа товаров Всего В том числе в магазинах
Местного значения Общегородского значения
Ткани -
Одежда 21,7 0,9 20,8
Белье 4,6 1,6
Чулки, носки 0,8 1,2
Белье столовое, постельное, одеяла 2,1 0,3 1,8
Головные уборы 1,3 - 1,3
Обувь 9,4 1,5 7,9
Галантерея 7,5 5,1 2,4
Парфюмерия 4,0 2,9 1,1
Мебель 8,5 - 8,5
Посуда и предметы домашнего обихода 9,5 6,3 3,2
Бытовые машины 4,7 - 4,7
Электротовары 4,2 2,7 1,5
Хозяйственные товары 4,5 2,9 1,6
Химия, бытовая химия 2,5 0,5
Строительные и сантехнические товары 3,5 - 3,5
Радиотовары -
Музыкальные товары 2,3 - 2,3
Фототовары
Ювелирные изделия и часы 1,5 - 1,5
Канцелярские товары 3,3 2,1 1,2
Автомобили -
Игрушки 4,1 2,7 1,4
Книги 6,9 2,6 4,3
Спорттовары 7,6 2,5 5,1
Прочие 3,3 2,1 1,2
Дополнительные услуги -
Итого непродовольственные товары

Распределение торговой площади товарных групп по магазинам с различным уровнем специализации в городах с населением до 500 тыс.чел.

Товарные группы Доля магазинов различного уровня специализации в торговой площади соответствующих товарных групп
универсальные специализи-рованные узкоспециали-зированные комплексного спроса
Ткани -
Одежда, кроме детской
Одежда детская - -
Белье -
Белье столовое, постельные одеяла -
Головные уборы -
Чулки-носки -
Обувь, кроме детской -
Обувь детская - -
Галантерея -
Парфюмерия -
Мебель -
Посуда и предметы домашнего обихода -
Бытовые машины и приборы -
Электротовары -
Хозяйственные товары -
Товары бытовой химии - -
Строительные и сантехнические товары - -
Радиотовары -
Музыкальные товары
Фототовары - -
Ювелирные изделия, часы
Канцтовары -
Игрушки - -
Спорттовары -
Услуги -

Задача 3

Определить социально-экономическую эффективность работы продовольственного магазина самообслуживания.

1. Технологические показатели даны в таблице 1.

Таблица 1

Варианты Магазин традиционного типа Магазин самообслуживания
Общая площадь магазина, Sоб в том числе Общая площадь магазина, Sоб  
торговая площадь Sтт неторговая площадь Sнт торговая площадь Sтт неторговая площадь Sнт

2. Коэффициенты установочной и выставочной площадей в магазинах найти по таблице 2.

Таблица 2

Варианты Магазин традиционного типа Магазин самообслуживания
Коэффициент установочной площади, Кус Коэффициент выставочной площади, Квт Коэффициент установочной площади, Кус Коэффициент выставочной площади, Квт
0,15 0,35 0,20 0,48
0,16 0,37 0,21 0,52
0,17 0,40 0,22 0,54

3. Количество товарных единиц, размещаемых на 1 кв.м. выставочной площади магазинов приводятся в таблице 3.

Таблица 3

Варианты Количество товарных единиц
Магазин традиционного типа, Ктет Магазин самообслуживания, Ктес

Социальные показатели

1. Общие затраты времени покупателей на совершение одной покупки приведены в таблице 4.

Таблица 4

Варианты Среднее время, затраченное на покупку, мин.
в магазине традиционного типа, Тт в магазине самообслуживания, Сс

2. Коэффициент завершенности покупок (отношение числа покупателей, совершивших покупку, к общему числу покупателей, посетивших магазин), дан в таблице 5.

Таблица 5

Варианты Коэффициент завершенности покупок
в магазине традиционного типа, Кэпт в магазине самообслуживания, Кзпс
0,6 0,6
0,6 0,7
0,7 0,8

Экономические показатели (расчеты произвести в трех вариантах)

1. Годовой товарооборот магазина, тыс. руб. (таблица 6)

Таблица 6

   
традиционного типа, Тт самообслуживания, Тс

2. Годовой товарооборот на 1 кв. м. общей площади магазина и на 1 кв.м. площади торгового зала. Данные рассчитать по трем вариантам и занести в таблицу по приведенной форме.

    Варианты Товарооборот в магазинах
традиционного типа самообслуживания
в том числе
на 1 кв.м. общей площади, Ттоп на 1 кв.м. торгового зала Тттз на 1 кв.м. общей площади, Тсоп на 1 кв.м. торгового зала Тстз
         

3. Годовой товарооборот на одного работника магазина в целом и на одного работника торгового зала. Для расчета использовать приведенную ниже форму.

    Варианты Товарооборот в магазинах
традиционного типа самообслуживания
в том числе
на 1 работника магазина в целом, Ттрм на 1 работника торгового зала, Ттрз на 1 работника магазина в целом, Тсрм на 1 работника торгового зала, Тсрз
         

Остальные показатели приведены в таблицах 7 и 8

Таблица 7

Наши рекомендации