Переход от содержания к процессу

Как было уже не раз сказано прежде, используя свою методику, Сатир стремилась, первоначально отталкиваясь от конкретной проблемы, постепенно смещать фокус на дезадаптивные процессы. Так, для работы с семьей или супружеской парой это означало слегка отодвинуть заявленную проблему, чтобы полностью сосредоточиться на процессах взаимодействия между людьми. В свою очередь, при индивидуальной работе с клиентом акцент постепенно смещался на внутрипсихические процессы.

Вопросы, касающиеся внутрипсихических процессов.Когда Сатир вела индивидуальную работу с человеком, то она шаг за шагом постепенно пробиралась к внутренним психическим процессам личности, задавая вопросы о чувствах, убеждениях, ожиданиях и т. д.

Примеры.

«Итак, вы боитесь лишний раз сказать что-то вслух? Как же вы так себя запугали?»

«Сдается мне, что в эту самую минуту вы неустанно накручиваете себя, что и делает вас неуверенным. Ведь так?»

Вопросы о взаимодействии.При работе с супружеской парой или же, к примеру, консультируя родителя с ребенком, Сатир подбиралась к уровню процессов, задавая каждому вопросы о том, как они общаются друг с другом.

Примеры.

«Вы, похоже, жутко устали от своих обязанностей родителя. Скажите, как каждый из вас просит другого что-то для него сделать?»

«Ваше взаимное разочарование друг в друге вы срываете на сыне, браня его за прогулы. Мне хотелось бы узнать, а говорите ли вы друг другу о том, что вас гложет?»

Вопросы, касающиеся «семейного треугольника».Часто, чтобы выйти на уровень процессов, Сатир просила одного из членов семьи поделиться своими наблюдениями насчет манеры общения двух других представителей семейства.

Примеры.

«Мина, на ваш взгляд, как общаются ваш сын и муж между собой?»

«Челси, что бывает, когда ваши родители в чем-то не согласны друг с другом?»

Вопросы о семье как системе.Порой, чтобы выйти непосредственно на уровень процессов, Сатир работала с системой в целом.

Примеры.

«Мануэль, вы, похоже, нервничаете из-за того, что Хесусу на все наплевать. Вы знаете, чего хочет Хесус? И как вообще люди в вашей семье догадываются о том, что надо другим?»

«По этому вопросу вы абсолютно расходитесь во мнениях с матерью. Что делают члены вашей семьи, когда они не согласны друг с другом?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1

Переход к процессу

Цель:Дать возможность учащимся на практике проверить все четыре способа перехода от содержания к процессу.

Инструкция:Это задание предназначено для домашнего выполнения.

Лимит времени:примерно 10 минут.

План работы:Прочитайте, что сказал клиент, а затем подумайте и решите, какой из вопросов психотерапевта относится к внутриличностным характеристикам, какой — к вза-

имодействию человека с окружением, какой — к «семейному треугольнику» и, наконец, какой из них призван раскрыть «системные» процессы. Правильные ответы можно найти в Приложении 4.

Ситуация I.Семья вновь пришла на консультацию после небольшого перерыва, и вот что говорит мать в самом начале сеанса:

«У Дэна опять неважно с учебой в школе. Понимаете, одно время мы постоянно ходили на консультации, и у него дела пошли на лад, и тогда я решила, что нам больше не нужно ходить. Теперь я понимаю, что зря так думала. Я просто задыхаюсь! Свекровь пока живет у нас, потому что на днях сломала бедро, муж на новой работе целыми днями торчит на трассе, а дети без конца дерутся. Я просто не выдержу!»

1. «Марта, твой голос звучит очень взволнованно. Скажи, как ты оцениваешь свою теперешнюю жизнь?»

2. «Говорите ли вы мужу о том, что сильно нервничаете?»

3. «Я вижу, вас беспокоит, как ваши дети общаются между собой. Скажите, а как, на ваш взгляд, ладят ваша старшая дочь и сын?»

4. «Марта, ты рассказала мне о своем стрессовом состоянии, а как вообще в вашей семье принято обсуждать свои переживания в период жизненных неурядиц?»

Ситуация II.Старшая дочь-студентка собирается замуж, она же приводит свою семью для семейной консультации:

«Вирджиния, я привела с собой своих родителей и сестру для консультации, потому что я дико устала и у меня начинают сдавать нервы. Мама всегда рассказывает мне о своих трудностях, папа тоже частенько делится наболевшим, да и сестра ждет от меня поддержки. Дело дошло до того, что мой врач сказал, что так дальше продолжаться не может, иначе я схлопочу язву».

1. «Ребекка, ты говоришь, что мама делится с тобой наболевшим, а какие отношения между вами были бы для тебя самыми лучшими?»

2. «Я вижу, ты порядком устала от груза проблем родителей; по твоему мнению, какие у них отношения между собой?»

3. Почему ты вбила себе в голову, что вникать в переживания каждого — твоя святая обязанность?»

4. «Мне хотелось бы узнать, как члены вашей семьи говорят друг другу о своих нуждах?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 Переход к процессу

Цель:научить студентов на практике отличать вопросы, помогающие приблизиться к уровню процессов, и те, что бесполезны для этого случая.

Инструкция:Это задание предназначено для домашнего выполнения.

Лимит времени:Примерно 15 минут.

План работы:

Прочитайте, что сказал клиент, и выберите вопрос, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для перехода на уровень процессов.

Высказывание клиента I:

«Моя мама поговаривает о том, что продаст дом и вернется на Средний Запад. И делает она это, исключительно чтобы проучить меня за то, что я не позволяю обращаться со мной как с ребенком. Я не хочу, чтобы она уезжала. Она ведь уже не молода, и ей трудно срываться с места. Как же мне остановить ее?»

1. «Куда собирается переехать ваша мама?»

2. «Какие чувства вас охватывают, как только вы мысленно представляете ее отъезд?»

Высказывание клиента II:

«Я скоро спячу от своего мужа. Он просто помешан на чистоте. Я даже не могу оставить на секунду чашку с кофе на столе, чтобы после вернуться и спокойно допить ее, так как мой супруг тут же хватает ее и несется к раковине. Женаты мы всего лишь месяц, но я уже не прочь пожить отдельно. Меня передергивает от одной мысли, что остаток своей жизни я проведу бок о бок с таким занудой!»

1. «А как вы находите общий язык по другим вопросам?»

2. «Чем еще он вас раздражает?»

Высказывание клиентаIII:

«Мои дети совсем отбились от рук. Они мне дерзят, не слушаются. Они наглеют день ото дня. Что же мне делать?»

1. «Что вы имеете в виду под словом "дерзить"?»

2. «Как было принято проявлять уважение друг к другу в вашей родительской семье?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3 Переход к процессу

Цель:Дать возможность учащимся на практике отработать переход на уровень процессов, вводя в качестве вспомогательной методики письменные вопросы.

Инструкция:Задание предназначено для домашнего выполнения.

Лимит времени:Примерно один час.

План работы:После того как вы прочитаете то, что сказал клиент, подумайте, какая должна быть для всякого отдельного случая первая реакция или фраза, продумайте и вопрос перехода на уровень процессов. Затем ваша работа отдается преподавателю, который ее читает и оценивает. Ниже дан пример выполнения этого задания.

Высказывание клиента:

«Не знаю, что мне делать. Помогите мне решить, поступать ли так, как я считаю нужным, и вести дочку к логопеду. Мой муж считает, что не нужно ее никуда водить. Я так боюсь ему перечить. Может, мне сделать все в секрете и ничего не говорить мужу, а сперва посмотреть, что скажет логопед? Что вы на это скажете? Вести мне дочку или нет?»

Реакция психотерапевта:

«Вы просто разрываетесь на части, потому что хотите помочь дочке и при этом не обидеть мужа».

Вопрос для перехода на уровень процесса: «А как вы сами себе объясняете поведение вашего мужа, которое пугает вас?»

Высказывание клиента I:

«Я нуждаюсь в совете и поддержке. Я живу у родителей, потому что мой отец очень старый и маме трудно управляться с ним в одиночку. У них три кошки и собака, а у меня аллергия на них. У них была такая тяжелая жизнь, полная лишений, что у меня язык не поворачивается заставить их выгнать всех животных, но порой мне просто невмоготу. Это настолько выбивает меня из колеи, что я хожу как в воду опущенная. Я не могу сосредоточиться на работе, а иногда просто прячусь по ночам в своей комнате. Что мне делать, как вы думаете?»

1. Напишите первую фразу психотерапевта.

2. Напишите вопрос для перехода на уровень процесса.

Высказывание клиента II:

«Вчера вечером я в пух и прах разругалась со своим мужем. Я полдня потратила, чтобы приготовить нечто особенное на ужин, и ждала его к шести вечера, как мы и договорились накануне. Вместо этого он заявился в семь, напрочь забыв о нашем с ним уговоре. Ему было просто наплевать на это. Для счастья ему хватило бы и хот-дога из дешевой забегаловки! Не кажется ли вам, что он не должен забывать о некоторых вещах?»

1. Напишите первую фразу психотерапевта.

2. Напишите вопрос для перехода на уровень процесса.

Высказывание клиентаIII:

«Наши дети без конца дерутся. Кэнни дразнит Сьюзи до тех пор, пока та не заревет, тогда жена начинает орать на Кэнни. И подобное я вынужден слушать каждый вечер, у меня просто голова идет кругом. Я прошу жену приструнить Кэнни, но она в ответ мечет на меня громы и молнии».

1. Напишите первую фразу психотерапевта.

2. Напишите вопрос для перехода на уровень процесса.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Переход к процессу

Цель:Дать учащимся возможность закрепить на практике психотерапевтические навыки перехода на уровень процессов, воссоздавая для этих целей обстановку семейной консультации.

Инструкция:Это практическое задание предназначено для работы в классе. Класс делится на группы по шесть-семь человек и затем каждая группа воссоздает обстановку семейного консультирования, где роли членов семьи исполняют сами учащиеся.

Лимит времени:Примерно один час.

План работы:

1. Учащиеся решают, кто возьмет на себя роли психотерапевта, наблюдателя и членов семьи.

2. Те, кто приготовился играть роли членов семьи, отходят в сторону и решают сообща, какую проблему они сейчас предъявят.

3. Психотерапевт примерно в течение 30 минут проводит семейную консультацию, в ходе которой он закрепляет свое умение постепенно отходить от «официально» заявленной проблемы и нащупывать процессы, связанные с распределением ролей в семье.

4. Наблюдатель фиксирует все вопросы, которые задает психотерапевт.

5. Когда консультация закончена, наблюдатель зачитывает вслух свои записи, и группа оценивает, насколько эффективны оказались вопросы психотерапевта.

6. Все группы объединяются вместе и обсуждают полученный опыт.

Выявление

Мы уже описали некоторые психотерапевтические методы, с помощью которых Сатир пыталась пробудить сознание человека: техника «Карта семьи», переплетение, выход на



Переход от содержания к процессу - student2.ru

Рис. 4.1.Уровни «я»

уровень процессов. Так вот, следующий метод, которому мы намерены посвятить эту главу, — выявление.

Чтобы глубже понять чувства человека, Сатир каждый раз тщательно изучала его эмоциональное отношение к своим чувствам, восприятие, глубинные значения, проекции, убеждения и правила, ожидания и тайные желания. Она старалась обнаружить блоки, мешающие проявлению «я», и убрать их с дороги. К таким блокам, сдавливающим «я» человека, Сатир относила эмоциональный груз прошлого, однобокое восприятие, запреты, тщетные надежды, нереальные ожидания и затаенные желания.

Чтобы наглядно и наиболее полно представить всю систему уровней, в рамках которой Сатир проводила психотерапевтическое вмешательство и глубинное исследование, Банмен, Гербер и Гомори (Satir et al., 1991) сравнили ее с айсбергом. Верхушка айсберга видна всем — это поведение, в то время как чувства, восприятие, ожидания и тайные желания залегают глубже, вплотную подходя к оболочке «я».

Другое сравнение, которое облегчит нам представление всех уровней, — это музыкальная гамма, нижние ноты которой немного схожи с уровнем тайных желаний, тогда как верхние — это поведение, а средние подобны чувствам, восприятию, глубинным значениям, ожиданиям и тайным желаниям, которые влияют на поведение. Эта последовательность изображена на рис. 4.1.

Выявление чувств.Сатир была убеждена, что чувства — это и есть внутренний источник энергии, а потому она каждый раз исследовала их с особой тщательностью.

Примеры индивидуальной работы. «Что вы чувствуете в данный момент?» «Прислушайтесь к себе и скажите, какие чувства вас сейчас обуревают?»

Примеры работы с парами.

«Что вы чувствуете, слушая, как муж говорит о своих страданиях?»

«Теперь, когда вы ясно поняли, какие надежды возлагали на брак, какие чувства наполняют вас?»

Примеры работы с семьей.

«Что вы чувствуете теперь, увидев собственного отца совершенно с иной стороны?»

«Что вы чувствуете, видя, как ваши сын и муж доверительно общаются между собой?»

Наши рекомендации