Психология развития как наука

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ

Краткий курс лекций

Авторы составители:

М.А. Дыгун, канд. психол. наук, доцент;

П.А. Рябцев, канд. психол. наук, доцент;

Н.П. Беляева, ст. преподаватель;

Е.М. Кочубей, ст. преподаватель;

Л.Л. Старикова, ст. преподаватель

Под общей редакцией М.А. Дыгуна

Мозырь, 2006

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ.

Тема. Предмет, задачи и методы психологии развития

Структура темы:

1. Психология развития как наука. Психология развития как наука о закономерностях психического развития в онтогенезе. Понятие возраста. Характеристика основных проблем психологии развития (соотношение интеллектуальных и личностных изменений, проблема органической и средовой обусловленности развития, проблема соотношения задатков и способностей, проблема влияния стихийных и организованных факторов, проблема изучения эволюционных, революционных и ситуационных изменений).

2. Структура и связь психологии развития с другими науками.Основные разделы психологии развития (детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология). Место психологии развития в системе психологической науки.

3. Методы психологии развития. Использование в психологии развития методов разных психологических наук. Характеристика организационных методов. Особенности использования эмпирических методов в психологии развития. Метод наблюдения в работе с детьми, его особенности и виды. Использование опроса в исследованиях детей. Эксперимент в психологии развития и его виды. Тесты и тестирование в психологии возрастного развития. Понятие проективных тестов. Социометрическая методика при изучении межличностных отношений в разных возрастных группах. Анкетирование. Основные приемы математической обработки и интерпретации. Методы воздействия на ход психического развития на различных возрастных этапах.

Краткая расшифровка темы.

Психология развития как наука.

В поле внимания психологической науки, помимо общих закономерностей психики, составляющих предмет изучения общей психологии, попадают и другие вопросы. Для профессиональной деятельности педагога особое значение имеют проблемы изменения, развития и формирования психических процессов и свойств личности ребенка на различных возрастных этапах. Исследованием этих проблем занимается психология развития.

Психология развития — самостоятельная отрасль психологии, которая изучает возрастные изменения психики, движущие силы психического развития и законы возрастных изменений.

В рамках психологии развития выделяют свои подразделы: детская психология; психология юности; психология зрелости; геронтопсихология (психология людей преклонного возраста).

Предмет психологии развития составляют закономерности и факторы психического развития человека на различных возрастных стадиях. Знание этих закономерностей и факторов имеет большое практическое значение для успешной педагогической деятельности.

Психология развития как наука сформировалась в конце ХIХ - начале ХХ в.в. Задолго до возникновения психологии развития как самостоятельной науки вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы лучших представителей мировой науки. Одним из основоположников психологии развития можно считать Я. А. Коменского, который в своем труде “Великая дидактика” впервые выдвинул идею о необходимости построения системы обучения в соответствии с душевными особенностями детей. В истории становления и развития психологии развития в России видное место занимают труды К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского. Среди многочисленных исследователей проблем психологии развития за рубежом следует отметить вклад Ж. Пиаже, А. Валона, З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Эриксона. Развитие белорусской психологии развития связано с именами Я. Л. Коломинского, А. А. Амелькова, Е. А. Панько, Ю. Н. Карандашева, И. А. Фурманова и др.

Одной из основных категорий психология развития является понятие «возраст».

Возраст — определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

К основным понятиям психологии развития можно отнести: психическое развитие, движущие силы психического развития, факторы психического развития, социальная ситуация развития и др.

Психология развития решает широкий круг проблем. Среди важнейших в учебнике российского автора Р.С. Немова приводятся:

 соотношение интеллектуальных и личностных изменений ( как развитие познавательной сферы сказывается на эмоциональной, волевой, мотивационной сфере, и наоборот);

 проблема органической и средовой обусловленности развития (каково влияние генотипа и социальной сферы на психическое развитие личности);

 проблема соотношения задатков и способностей (как развитие способностей зависит от врождённых задатков; сензитивные периоды и их роль в формировании способностей);

 проблема влияния стихийных и организованных факторов ( изучение роли и соотношение организованного воздействия (через обучение и воспитание) и стихийного формирования личности);

 проблема изучения эволюционных, революционных и ситуационных изменений (какова закономерность «постепенного» (эволюционного) изменения психики человека, «резкого» (революционного) психического развития и как значимые жизненные события влияют на внутренний мир человека.

Наши рекомендации