Схема беседы с ребенком и родителями

ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Схема беседы с ребенком и родителями

1.2 Методика «10 слов»

1.3 Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка»

1.4 Методика «Рисунок семьи»

1.5 Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека

1.6 Методика «Рисунок школы»

1.7 Методика «Домик»

Схема беседы с ребенком и родителями

Схема беседы с ребенком

1. С кем ты живешь?

2. Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя? Есть у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?

3. Какие игрушки есть у тебя дома, где они лежат?

4. С кем ты ходишь гулять, с кем играешь? Кто тебе покупает книги, игрушки, гостинцы?

5. Как ты себя ведешь дома — хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?

6. Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказывает? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?

7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще капризничаешь?

8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?

9. Кому больше всех рассказываешь о своих делах?

10. Помогаешь ли дома маме, папе, младшему брату, сестре и т.д.?Чем помогаешь (убираешь свою постель, убираешь за собой игрушки)?

11. Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?

12. Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?

13. Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?

14. Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?

15. Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?

16. Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?

17. Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?

Схема беседы с родителями

1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.

2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи..

3. Какой ребенок по счету в семье?

4. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?

5. Как долго находится в данной группе детского сада?

6. Какие болезни перенес ребенок?

7. Какие травмы перенес ребенок?

8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?

9. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?

10. Единодушны ли все взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?

11. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?

12. Кого в семье ребенок больше всего слушается?

13. С кем чаще капризничает?

14. Кому чаще жалуется на обидчиков?

15. С кем чаще делится своими впечатлениями?

16. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?

17. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, в накрывании на стол, ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?

18. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия.

19. Какие из перечисленных занятий выполняются ребенком успешнее всего: рисование, лепка, пение, танцы, сооружение построек из кубиков, придумывание игр, рассказывание сказок (историй), игра на компьютере?

20. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).

21. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?

22. От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?

1.2 Методика «10 слов»

Эта методика направлена на изучение словесной (слуховой) памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания).

Инструкция.«Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их все выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я кончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке».

После сообщения инструкции ребенку зачитывают слова. Читать их нужно четко, достаточно громко и не слишком быстро (приблизительно одно слово в секунду). Если ребенок пытается начать воспроизведение до завершения чтения, то его останавли­вают (желательно, жестом) и продолжают чтение. Во время прове­дения этого теста недопустимы никакие отвлекающие факторы (нельзя позволить, чтобы кто-либо вставал, заходил в экспери­ментальную комнату или выходил из нее и т. п.).

Сразу же по окончании чтения ребенку говорят: «Теперь по­втори слова, которые ты запомнил». Слова, называемые ребенком, отмечают в первом пустом столбце протокола (см. приложение II; протоколы легко изготовить по этому образцу самостоятельно).

Когда ребенок кончает воспроизведение слов, надо похвалить его за то, как много слов он запомнил (даже если в действитель­ности результаты воспроизведения низки), и сказать: «А теперь мы попробуем выучить оставшиеся слова. Я снова прочитаю тебе все слова, а когда я кончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, — и те, которые ты в первый раз уже на­зывал, и те, которые в первый раз забыл». Затем процедура повторяется (снова зачитываются все 10 слов). Результаты вос­произведения фиксируются во втором столбце протокола. Если при воспроизведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он вос­произвел в первый раз, то ему напоминают: «Те слова, которые ты говорил в прошлый раз, тоже надо назвать снова».

Затем, если выучены не все слова, та же процедура повторяет­ся в третий раз. Если теперь воспроизведены 9 или все 10 слов, то процедура заканчивается, в противном случае она повторя­ется в четвертый раз. Далее повторять выучивание нецелесо­образно, даже если выучены не все слова.

Спустя 30—40 минут, в течение которых либо проводятся другие методики, либо начинается завершающая беседа с клиен­том, ребенка снова просят вспомнить слова, которые он выучил (на этот раз слова предварительно не зачитываются). Результа­ты заносятся в пятый столбец протокола.

Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. Приведем один из них: дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост.

Оценка результатов

Оценка результатов основывается, в первую очередь, на кривой выучивания слов. Кривая выучивания слов — это график, на ко­тором по горизонтальной оси откладывается номер повторения, по вертикальной — число воспроизведенных слов. Основные ви­ды графиков — следующие:

— растущий график (благоприятный), когда с каждого сле­дующего чтения воспроизводится все больше слов; допустимо, чтобы в двух (но не более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов;

— график, имеющий плато, когда в трех пробах подряд вос­производится одно и то же количество слов;

— график со спадом, когда после какого-либо из чтений воспро­изводится меньше слов, чем после предыдущего чтения (например, после третьего чтения воспроизведено меньше слов, чем после второго).

Растущий график говорит о благоприятной динамике выучивания. В норме дети 6—8 лет с четвертой пробы выучивают все 10 или, по крайней мере, 9 слов. При нормальной памяти дети 9—10 лет обычно могут воспроизвести 9—10 слов уже с треть­ей пробы. Если результаты более низки, то это показатель сни­жения словесной (слуховой) памяти. Важным дополнительным показателем является количество слов, воспроизведенных с первой попытки. Для 6 лет нормальным является воспроизведение с первой пробы не менее четырех, слов (в среднем — шесть), для более старших детей — не менее пяти слов (в среднем — семь). Если с первой попытки воспроизведено меньшее число слов, но остальные показатели нормальны, то, скорее всего, в начале выполнения задания было случайное отвлечение внимания.

График, имеющий плато,часто свидетельствует о нару­шениях слуховой памяти. Однако если это плато находится на относительно высоком уровне (не ниже 7 слов) и с первой про­бы воспроизведено нормальное количество слов, то это, скорее всего, показатель низкой мотивации, а не снижения памяти.

График со спадомхарактерен для нарушений внимания, в особенности — при астении или при нарушениях мозгового кровообращения. Даже при высоком итоговом результате (а также при достаточно высоком результате первой пробы) график со спадом — это повод для предположения о наличии тех или иных неврологических нарушений или о состоянии усталости.

Устойчивость запоминанияпроверяется при отсроченном воспроизведении слов. После отсрочки для детей 6—7 лет нор­мально воспроизведение не менее шести слов (в среднем — восемь), для более старших детей — не менее семи слов (в сред­нем — восемь-девять).

1.3 Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой:

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

1.4 Методика «Рисунок семьи»

Методика «Рисунок семьи» предложена Халсом и Харрисом для выявления особенностей семейных взаимоотношений(в восприятии ребенка). Методика проводится так же, как и дру­гие рисуночные тесты. Для нее нужны лист бумаги (который кладется перед ребенком горизонтально), простой карандаш и резинка.

Инструкция.«Нарисуй на этом листе всю свою семью». Если ребенок спрашивает, кого именно надо рисовать, а кого нет (например, «А бабушку рисовать?»), то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в твою семью. Ты знаешь это лучше меня».

Интерпретация результатов

При анализе оцениваются размер фигур, особенности их рас­положения на рисунке, последовательность изображения, поза, вы­ражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со­став нарисованной и реальной семьи ребенка.

Показателями благоприятной семейной ситуации служат: изо­бражение всех членов семьи, общая деятельность членов семьи или контакт между ними (соприкасающиеся руки), адекватные соотношения между ними по величине (ребенок меньше родите­лей, но различие не слишком велико).

Размер фигур.Если все фигуры изображены очень малень­кими или очень большими, то это интерпретируется так же, как и в рисунке человека. Резко увеличенный размер характерен для импульсивных детей, особенно — в состоянии острой тревоги. Резко уменьшенный размер типичен для детей со снижен­ным настроением, с депрессивными тенденциями. Весь рисунок при этом обычно расположен в углу листа. Если в других рисунках соответствующие изменения размера отсутствуют, то мож­но предполагать, что проявившиеся в рисунке семьи особенно­сти эмоционального состояния связаны именно с семейной сфе­рой (то есть ассоциации, относящиеся к его семейной ситуации, вызывают у ребенка тревогу или подавленное, депрессивное со­стояние).

Относительная величина изображенной фигуры (по отно­шению к другим членам семьи) отражает степень значимости данного члена семьи в восприятии ребенка. Так, изображение родителей очень большими, а себя — очень маленьким говорит о том, что ребенок ощущает себя подавленным или заброшенным. Нередко это происходит в тех случаях, когда родители действи­тельно оказывают на него сильное давление, когда они повышенно требовательны или чрезмерно его опекают (для ситуации гипер­опеки наиболее типично очень крупное изображение матери). Изображение кого-либо из родителей особо маленьким интер­претируется как представление о его малой значимости в семье. Например, папа, проводящий целые дни на работе и почти не появляющийся дома, нередко изображается маленьким, посколь­ку в семье он воспринимается ребенком как фигура второсте­пенная. При конкурентных отношениях с братом или сестрой они также часто изображаются особо маленькими (намного мень­шими, чем должны были бы быть в соответствии с их реальным возрастом). Иногда, если ребенок считает, что родители предпочита­ют ему брата или сестру, они, напротив, изображаются значитель­но большего размера, чем он сам.

Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребенка на лидирующее положение в семье. Оно часто встречает­ся у избалованных детей, привыкших командовать взрослыми. Однако подобные рисунки не обязательно говорят о том, что ре­бенок реально играет в семье главенствующую роль; они могут свидетельствовать о том, что ребенок лишь стремится к такой роли. Доминирование собственной фигуры на рисунке может достигаться разными средствами: выдвижением себя на перед­ний план с отодвиганием остальных на задний, помещением себя на какое-нибудь возвышение (на стул, на горку), изображением на себе высокой шапки (верх которой оказывается верхней точкой рисунка) и т. п.

Расположение фигур на листе.Прежде всего, определяет­ся, имеется ли между изображенными членами семьи какой-ли­бо контакт. Это может быть физический контакт (соприкасаю­щиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность. Изо­лированность фигур друг от друга — показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолиро­вана только одна какая-либо фигура, то это, скорее всего, отра­жает слабую связь данного члена семьи с остальными. Изобра­жение себя отдельно от остальных — свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). При серьезных нарушениях внутрисемейного общения фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных ком­натах или же рисуются на разных листах.

Иногда встречается сверхплотное расположение фигур, когда они частично перекрывают друг друга. Это говорит либо о том, что в семье действительно сверхтесные связи, либо о потребности ребенка в таких связях (чаще всего одно сочетается с другим: привыкнув к сверхтесному контакту, ребенок уже не может обходиться без него в силу недостатка самостоятельности). Повышенная плотность расположения фигур часто встречается в неполных семьях, поскольку в таких семьях у родителя часто возникает чрезмерная «замкну­тость» на детях.

Интервалы между фигурами более или менее соответствуют близости отношений. Например, если ребенок изобразил две па­ры: себя рядом с сестрой и отдельно — родителей, стоящих один рядом с другим, то это может говорить о том, что дети в семье в значительной мере живут своей, отдельной от родителей жизнью. Полезно посмотреть, кого из членов семьи ребенок по­местил рядом с собой. Обычно это тот, с кем автор рисунка ощущает наибольшую близость.

Последовательность изображения членов семьи.Пер­вым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка. В отличие от величины изображения, отражающего от­ношения доминирования («кто в семье главнее»), последователь­ность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не вообще в семье. От расположения рядом с собой, отражающего эмоциональную близость, последовательность изо­бражения отличается тем, что значимость может определяться чисто бытовыми обстоятельствами (например, тем, кто проводит с ребенком больше всего времени) и не соответствовать эмоцио­нальному отношению ребенка к данному человеку.

Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собст­венного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.

Поза, выражение лица, детализированность.При анали­зе позы персонажей используются те же критерии, что и в мето­дике «Рисунок человека», только на этот раз они должны быть отнесены не к самому ребенку, а к его восприятию того персона­жа, поза которого анализируется. Так, если ребенок изобразил одного из членов семьи в экстравертной позе, а другого — в интровертной, то это означает, что именно так он их и воспри­нимает (очень часто, хотя и не всегда, это восприятие оказывает­ся вполне адекватным). Если все члены семьи изображены в одинаковой позе, той же, что и в методике «Рисунок человека», то это, скорее всего, проявление идентификации ребенка с други­ми членами семьи, приписывания им собственных особенностей. Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или импуль­сивности (взрывчатости).

Изображение кого-либо со спины — показатель конфликтно­го отношения. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изображение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них.

Выражение лиц изображенных членов семьи может отра­жать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка — положительное отношение, мрачная гримаса — негативное или двойственное отношение), либо представления ребенка об отно­шении к нему. Большой рот, особенно с зубами, — признак того, что данный член семьи проявляет по отношению к ребенку вер­бальную агрессию (часто на него кричит).

Степень детализированности рисунка — показатель эмо­ционального отношения к данному члену семьи. Наиболее люби­мые члены семьи рисуются подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые.

Соотношение состава реальной и нарисованной семьи.Отсутствие какого-либо члена семьи говорит либо о том, что он мало значим для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему (это не значит, что эмоции чисто негативны: они могут быть амбивалентными, то есть двойственными). Часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что обычно связано с конкурент­ностью отношений.

Отсутствие на рисунке себя — частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным. Степень выра­женности этого ощущения проверяется с помощью вопроса: «А ты никого не забыл?» Если ребенок так и не вспоминает, что он не нарисовал себя, то следует более прямой намек: «Я точно знаю, что ты еще кого-то не нарисовал». Если и это не приводит к дополнению рисунка, то проверяющий впрямую говорит: «Ты забыл нарисовать себя». Бывает, что даже после прямого указания ребенок уходит от изображения себя, объясняя, что «не осталось места», что себя он может нарисовать на другом листе и т. п. Это свидетельствует о весьма сильном чувстве отвер­женности.

Появление «дополнительных» членов семьи (отсутствующих в реальности) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную. Чаще всего до­полнительной фигурой оказывается отец, который в реальной семье отсутствует. В этих случаях можно полагать, что у ребен­ка очень сильно желание иметь отца, полную семью.

Изображение большого количества предметов(мебель, стены комнаты, деревья, если семья изображена в лесу) обычно встречается в тех случаях, когда в семье ослаблены и формали­зованы контакты, недостаточен уровень эмоционального обще­ния. В этом отношении особенно показательны рисунки, кото­рые начинаются не с изображения людей, а с изображения раз­личных предметов. Аналогичные рисунки встречаются и у аутизированных детей: в этом случае недостаток эмоционального общения обусловлен не семейной атмосферой, а неспособностью ребенка к такому общению.

Наши рекомендации