II - Реализация программы (этика отношений).
Несмотря на сравнительно крепкие этические установки, и притом что этика отношений – его сильная творческая функция, нельзя сказать, чтобы этические отношения у Наполеона складывались легко. Наполеону вообще ничего не дается легко, потому что он все и всегда завоевывает.
Наполеону нужно постоянно и повсеместное признание этих качеств. Более того, ему необходимы доказательства его неоспоримого влияния. Причем именно в погоне за этими доказательствами он и умудряется растерять все свое “царственное” величие. Иногда создается впечатление, что он именно напрашивается на комплименты, насильно и неуместно “тянет” на себя внимание, увлекается самолюбованием.
А если и находится кто-то, кого он совсем не заинтересован к себе расположить, то только потому, что этого человека он просто для себя никак не рассматривает, он для него, попросту говоря, “пустое место”.
Неудивительно, что при такой этике поведения Наполеон умудряется (независимо от масштабов его деятельности) нажить себе немало врагов. Причем отношения по схеме друг – недруг у него тоже строятся очень контрастно и непоследовательно: вчерашний недруг сегодня “милостиво” принимается в число друзей, потому что “так надо”; сегодняшний друг, уделяющий больше внимания другому субъекту, уже не друг, а “предатель”.
К тем, кого Наполеон уважает, и чьего расположения добивается, - одно отношение, к тем, кого “в грош не ставит”, - другое. В том-то и проблема этики Наполеона, секрет быстрейшего наживания им врагов – в его непоследовательном этическом максимализме.
Как надолго Наполеон “застревает” в фазе вражды или дружбы, зависит только от конкретной ситуации. Но разумеется, Наполеон не отступит, пока не прояснит ее для себя окончательно, точнее, он отступит, только будучи убежденным, что отношения окончательно развалились и у него нет шансов их исправить. (Исправить, в понимании Наполеона, значит снова завоевать авторитет. Неважно, что именно он делает – просит ли прощения или устраивает скандал: это не более чем средство “выправить” ситуацию любым способом.)
Этичность Наполеона, уже в силу своей манипулятивности, всегда относительная, несмотря на крепкие этические установки. То есть в какой-то определенной ситуации Наполеон вполне может осознавать, что поступает нехорошо (более того, он всегда знает, как надо бы поступить), но у него всегда находится “убедительное” оправдание собственным неэтичным поступкам. Неэтичность в поступках других Наполеон всегда замечает, но далеко не всегда осуждает и даже не всегда по этому поводу высказывается. К чести Наполеона надо признать, что он способен относиться с юмором к чужим этическим несовершенствам.
Тяга к лидерству вызывает у Наполеона потребность обзавестись близкими приятелями (подругой), которым можно все рассказывать. В каждой компании у него есть такой “свой” человек для “поддержания духа”.
Если знакомый, даже не очень близкий, попадает в беду, может, не долго раздумывая, бросится на помощь, отдать и то, что потребуется самому, - вещи, деньги, лекарства. Совершенно не выносит одиночества – при этом пропадают все стимулы для его деятельности.
III – Канал наименьшего сопротивления (система, структура…).
Логика – не самое сильное качество представителей этого психотипа.
Наполеону трудно быть объективным, поскольку он находится в плену своих этических установок, своих симпатий и антипатий.
Его поступкам могут противоречить здравому смыслу хотя бы потому, что чаще всего они отражают его эмоциональное отношение к происходящему.
Еще одна характерная для представителей этого типа черта: способность по поводу и без повода отвлекаться от заданной темы на разговоры о себе. (Наглядный пример – пушкинские лирические отступления в “Евгении Онегине”.)
Заниматься классификацией понятий или занятий, приводить их в стройную систему – для Наполеона скучная и муторная работа. Ему трудно сосредоточиться на логическом анализе какого-либо явления, трудно сосредоточиться для последовательного понимания логических выводов, трудно самому изложить что-либо последовательно.
Не любит изучать инструкции и правила – ему это скучно.
Опыт чужих ошибок тоже не всегда производит на него достаточное впечатление. Наполеон может сколько угодно совещаться и консультироваться, но, в конечном счете, поступит по-своему, наперекор всем советам и здравому смыслу. Наполеона отличает исключительная способность постоянно “набивать шишки” на одном и том же месте.
Обвинения Наполеона в нелогичности только углубляют его проблемы. Сам Наполеон очень болезненно переносит любую критику в свой адрес, а поскольку требования к себе у него бывают довольно завышенными, ему трудно признать при наличии всех своих достоинств такой недостаток, как небезупречная логика. Наполеону вообще хочется быть человеком без недостатков. (А кому этого не хочется?) Поэтому Наполеон очень переживает, когда его умственным способностям дают невысокую оценку. Ему очень трудно позволить себе не быть самым умным.
Для того, чтобы в поступках Наполеона было меньше противоречий и суеты, нужно поставить его в определенный психологический режим, в котором он будет получать достаточную информацию по интуиции возможностей, поддержку по интуиции времени и, что очень важно,отсутствие критики по аспекту логики соотношений. То есть Наполеону необходима психологическая поддержка Бальзака. Бальзак умеет находить самые простые и доступные пониманию формы объяснений. Он очень методичен в своих объяснениях, умеет иллюстрировать их удачными примерами. Умеет подвести собеседника к нужному логическому выводу, предоставляя ему самому радоваться собственному открытию.
IV – Суггестивный канал (предчувствие, прогноз…).
Хорошо видя внешние проявления людей, предметов, событий, Наполеон не может постичь их сокровенного смысла, - хорошо ощущает, но плохо проникает вглубь. Именно поэтому ему бывает трудно правильно оценивать не только окружающих, но и себя самого, свое истинное место в жизни: себя он, как правило, переоценивает. Ему трудно заранее спланировать свои действия, а азарте борьбы он может проявить нетерпение, ему трудно выжить, он часто рискует, без особого в этом нужды. Гораздо успешнее его напористость и энтузиазм могут проявиться, если рядом находится тот, кто может охладить излишнюю торопливость Наполеона, скорректирует его хаотичность разумным скепсисом, откроет истинные перспективы его начинаний.
Самой природой ему ниспослан для этого такой дуал, как Бальзак. Никто лучше него не сумеет предсказать дальнейший исход событий в зависимости от тех или иных обстоятельств. Нужно только рассказать Бальзаку “что было”, а “что будет и чем сердце успокоится”, он уже расскажет сам.
От Бальзака Наполеон может получить наиболее точную информация о своевременности и целесообразности любого своего начинания, получить представление о последствиях каждого своего действия, увидеть отражение своих сегодняшних поступков в далеком и недалеком будущем.
Такой род информации для Наполеона всегда ценен и актуален, а Бальзак в этом вопросе не имеет себе равных. Благоразумным, предусмотрительным и дальновидным Наполеон может быть только благодаря своевременным предостережениям и прогнозам Бальзака.